Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

19.08.2015 11:04 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 58 от 19.08.2015 г.

Братья Серебряковы

Автор: С. Кротов
внештатный корр.

О двух уроженцах города Киржача, о братьях Серебряковых, находим слова признательности в нескольких мемуарных и исторических изданиях и энциклопедических справочниках. Дополняют сведения наброски автобиографической повести, которые сделаны на основе многолетних дневниковых записей младшим братом, копии некоторых документов, которые бережно сохранила вдова Сергея Михайловича и Петра Михайловича. Так получилось, что через несколько лет после смерти младшего брата, старший брат несколько лет живший вдовцом, подружился с вдовой младшего брата и женился на ней.

Родились и выросли братья Петр и Сергей Серебряковы в микрорайоне Селиваново, в семье потомственного ткача. Детство и юность у обоих получились полусиротскими, потому что после смерти отца и матери они оказались на попечении бабушки. Дом прямых родственников до сих пор стоит на Набережной улице, по соседству с Никольским храмом. Старший брат, в юности влившись в состав рабочих, стал большевиком и получал от Московской организации РСДРП задания вести агитационную и организаторскую работу в производственных коллективах то Орехово-Зуева, то Богородска, то Минска, то Варшавы. Особо напряженные задания ему приходилось выполнять в годы 1-й мировой и Гражданской войн в Белоруссии. В белорусской энциклопедии отмечается выдающаяся организаторская роль Петра Серебрякова на территории оккупированной немцами Белоруссии. После Гражданской войны он продолжал выполнять задания партии и добросовестно работал на любой должности, на которую его назначали.

Младший брат, Сергей, мобилизованный на фронт 1-й мировой войны, в 1917 году сильно пострадал от газовой атаки немцев. К физическим страданиям добавились мучительные размышления о судьбе страны и собственной роли. Тогда он, как говорится в его автобиографической повести, оказался на грани самоубийства. От рокового шага отвело ободряющее слово старшего брата, который был полон веры в то, что, как бы ни было трудно, народ преодолеет все катастрофы. Долг же каждого истинного патриота помочь стране в ее тяжкий час. Это поучение старшего брата на всю жизнь запомнил младший.

После того, как с помощью родственников он несколько поправил здоровье, в 1918 году с головой окунулся в работу комиссариата социального обеспечения в родном Киржаче: занимался выявлением и поддержкой сирот, помощью семьям красноармейцев, трудоустройством инвалидов. В 1919 году был мобилизован в Красную Армию и по его желанию направлен на курсы командиров тяжелой артиллерии. С этого момента и до конца своей жизни он был связан с артиллерией, с разработкой новых образцов орудий и минометов. После окончания Военно-технической академии, служил в научно-исследовательских учреждениях. «В 1931 году, – читаем в дневнике С. М. Серебрякова, – по моему предложению была создана лаборатория, перед которой ставилась цель подвести научную базу под статистические измерения. Попутно с этой работой я занялся исследованием динамических напряжений, возникающих в материальной части артиллерийских систем в момент взрыва. Работа была чрезвычайно интересная и увлекла меня полностью… 1941 год начался для меня в «котле» новых научных работ. Я не заметил, как пролетели 5 месяцев. И задел, который в канун войны удалось сделать, вскоре пригодился».

Судя по воспоминаниям соратников, научно-исследовательское учреждение, в котором так старательно работал Серебряков, в основном сосредоточилось на создании систем мощных реактивных мин типа «катюш» как в мобильных, так и стационарных вариантах. Доводить установки до кондиции пришлось в условиях блокады Ленинграда. Инженер-артиллерист Серебряков вошел в группу военных специалистов, которые направляли производство «специзделий» на мирных заводах осажденного города. Опираясь на советы военных экспериментаторов, рабочие карбюраторного завода за 12 дней освоили производство специзделия! На другом заводе производство «люлек» освоили за три недели, тогда как в мирное время на это потребовалось бы 3 месяца. А на судостроительном заводе партию тяжелых минометов собрали за 6 дней! Среди дневниковых записей немало и других эпизодов, которые восхитили его силой духа ленинградцев. По записям можно судить, что он сам не знал ни сна, ни покоя, носясь по заводам, вникая в каждое затруднение. Разработанные под руководством С. М. Серебрякова стационарные реактивные установки были применены летом 1942 года под Урицком. Они нанесли фашистам существенный урон.

В марте 1943 года центральные газеты опубликовали постановление о присуждении за особо выдающиеся достижения в науке и технике Государственных премий (тогда их называли Сталинскими). В этих же газетах были даны и портреты лауреатов 1-й степени. Среди них портрет инженер-полковника С. М. Серебрякова, который, как гласит постановление, удостоен высшей для ученых и изобретателей награды за разработку и испытание новых типов артиллерийского оружия, в особенности за работу в области реактивных мин большой мощности. В семейном архиве нашего знатного земляка хранятся удостоверение о присвоении ему звания лауреата, письмо из Комитета по Государственным премиям, которым Сергей Михайлович уведомляется, что его просьба удовлетворена и вся сумма премии перечислена в фонд обороны. В том же 1943 году С. М. Серебряков был отозван из Ленинграда и назначен начальником артиллерийского испытательного учреждения. Ему было присвоено звание генерал-майора.

И в годы войны, и после нее, продолжалась его опасная и напряженная работа по совершенствованию артиллерийского оружия. За самоотверженный труд на этом поприще он был отмечен высшим в то время орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, несколькими медалями. Изнурительная работа в годы войны подорвала его здоровье. В 1952 году он вынужден был уйти в отставку. А нереализованные планы звали к ватману, заставляли думать и искать новые решения. Постоянно к нему приходили друзья и ученики, которые развивали идеи К. Э. Циолковского о реактивных ракетных двигателях. До конца своих дней он оставался членом научно-технического совета, отдавал все свои силы делу, которое избрал в молодости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

579