Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

18.04.2015 11:19 Суббота
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 18.04.2015 г.

Герои Великой Победы. «Дороги жизни»

Автор: В. Талтанов

Ы. В. Атрохов с дочерью

Помотала судьба Андрея Васильевича Атрохова по земле нашей великой. От связного парнишки-партизана до майора Советской Армии – таков его путь, который довелось пройти почти за три десятилетия военной службы.

На хуторе Гуляевка

В хуторе Гуляевка, невдалеке от большого села Бачевска, Глуховского района Сумской области прошли детские и юношеские годы Андрея Атрохова. Отец, Василий Иванович, трудился в колхозе без выходных, у матери выдавались деньки, когда она вынуждена была находиться при доме. Шутка ли – восемь детей в семье: пять братьев и три сестры. Андрей и Роман родились близнецами, как две капли воды похожие друг на друга. Учителя в школе не различали братьев, и они, порою, пользовались этим. Один из них готовил один урок, второй – по другому предмету. И шел к доске тот, кто готовил урок, а не тот, которого вызвал учитель. И такой детский обман всегда сходил им с рук.

Свободное время братья проводили с лошадьми, выполняя задания отца. А когда была создана машинно-тракторная станция, в местной    растениеводческой бригаде отказывались от тракторов, пахоту и другую работу выполняли на лошадях, считая, что работа будет выполнена и качественнее, и дешевле.

Несмотря на количество едоков, семья Атроховых жила справно. Земля хорошо рожала, семье и скоту еды хватало. Братья планировали даже поступать в сельскохозяйственный техникум. Находились и завистники у семьи, мстили отцу за то, что и сам крутился как белка в колесе, и другим относиться с прохладцей к коллективному хозяйству не давал. Однажды дом подожгли, но пожар удалось потушить. Полностью сгорела только крыша. Восстановили кровлю на доме перед самой войною.

Встреча …с немцами

- Фронт быстро приближался к хутору, – рассказывает Андрей Васильевич. – Над полем, где работали и взрослые, и дети, стали появляться немецкие самолеты, разбрасывающие листовки с призывами покончить с советской властью и радостно встречать доблестные немецкие войска. Вскоре колхоз был расформирован, и семье Атроховых, при дележке, достались две лошади; восемнадцатилетняя лошадь по кличке Сова и необъезженная молодая лошадь Вильма, которую мне пришлось приучать к телеге. На ней я возил солому и другой корм всей домашней скотине. Однажды, дело было в сентябре, ехал я за соломой, а навстречу пятеро немцев. Садятся ко мне прямо на телегу, один из них хватает вожжи, а я не даю ему. Тогда мне дали такого пинка, что я отлетел метров на пять.

У тети, на чердаке

- Однажды пришел ко мне полицай, Сергей Шумитский, – продолжает рассказ Андрей Васильевич, – и приказал ехать за денатуратом. Но Вильма раскапризничалась и никак не давала впрягать себя в повозку. Полицай посчитал, что я специально не хочу ехать, и направил винтовку на меня. Хорошо, что его жена была рядом, увидела это и закричала на мужа. Только тогда тот отвел винтовку и выстрелил вверх. А чуть позже мне и еще двум девушкам прислали повестку об отправке нас в Германию.

В городе Глухов полицаи встретили кого-то из своих знакомых, поэтому нам приказали идти на станцию и там их ждать. Вместо станции, я, конечно,  направился к родной тете и некоторое время жил у нее в доме, на чердаке. Скрывался от немцев и старший брат Анатолий. А домой к нам еще не раз  наведались полицаи с целью отправки меня и братьев в Германию. Но осуществить задуманное им так и не удалось, позже партизаны разгромили полицейский участок. Из-за всего этого матери с детьми пришлось уйти из дома, а я остался у брата, который до прихода партизан жил в землянке, т. к.  полицаи начали зверствовать: брата матери, моего дядю, сожгли вместе с домом.

Нелегко было и в партизанском отряде, где я выполнял обязанности связного. Каждодневные опасности поджидали партизан и их семьи. Немало пострадало от оккупации населения в ту страшную пору.

Полегче немного стало при приближении Красной Армии. До нас постоянно доносился гул от сражения на Курской дуге. В сентябре 1943 года наконец-то освободили территорию, где действовал наш партизанский отряд. От недоедания, постоянного напряжения и траты сил при выполнении заданий командования партизанского отряда, я заболел. В полевой госпиталь, который находился в пяти километрах, пришлось идти целый день, где меня с трудом поставили на ноги. После выздоровления я решил пойти в Красную Армию.

В недавно организованном военкомате, на мою просьбу отправить на фронт, сказали: «Какой тебе фронт, надо лечиться, мяса немного нарастить. А пока на фронте тебе делать нечего». И все-таки на фронт я попал. Из зенитно-пулеметной роты меня направили в зенитно-артиллерийское училище, которое находилось в сорока километрах от Ленинграда. А День Победы я встретил в Румынии.

Годы службы

Младшего лейтенанта Андрея Атрохова направили в танковый полк, находящийся на границе с Финляндией, затем он оказался в Белоруссии, где закончил военно-автомобильное училище и был назначен командиром автомобильного взвода. И вновь молодой офицер оказался на финской границе, в городе Выборг.

В 1962 году Андрея Атрохова направили в Германию, в автомобильный батальон, который обеспечивал полк советских войск продовольствием, горюче-смазочными материалами и многим другим. На одном из партийных собраний Андрей Васильевич выступил с критикой относительно нерационального использования техники, указал на то, что требуется уделять внимание профилактическому техническому обслуживанию автомашин.

Не заладились отношения капитана Атрохова с полковником танкового полка, куда он был переведен. Из Германии судьба перебросила капитана Андрея Атрохова в Закавказский военный округ. Дивизия, в которой командиром автомобильной роты был наш герой, размещалась в городе Абакане Армянской советской республики. Особенно отличился командир автомобильной роты на перевозке урожая зерна на целине, куда его направляли трижды. В его распоряжении находились пятьдесят двухосных и сто одноосных автомашин. Транспортный отряд, возглавляемый майором Атроховым, перевез зерна больше, чем другие четыре автомобильных роты вместе взятые.

Сильно потрясло офицера, за спиной которого была Великая Отечественная война, землетрясение в Армении. Некоторые поселения практически были стерты с лица земли. Как сейчас видит Андрей Васильевич, как заходили под потолком люстры, начала падать из шкафов на пол и биться посуда, как будто живые, гуляли стены дома. Было страшно. Люди в панике, чуть ли не полуголые, выскакивали из квартир, в ужасе смотрели, как словно карточные домики складывались добротные жилые здания, где под грудами искореженных плит, кирпичных завалов находились тела не успевших покинуть жилье. Это была настоящая трагедия.

А жизнь, тем не менее, продолжалась. И майору Андрею Атрохову приходилось решать самые разные вопросы. За унижение воспринял он приказание начальства закупить ведра для автомашин батальона и отказался его выполнять. Этим должны заниматься другие службы, считал он. Из-за отказа выполнять приказ начались оскорбляющие честь офицера разбирательства, которые вызвали нервное потрясение. В результате, Андрей Васильевич попал в госпиталь, а после выздоровления покинул армейскую службу, которой отдал 28 лет своей жизни.

На гражданской службе

Обстоятельства вынудили семью Атроховых уехать из Армении. Перебрались в город Александров на Владимирщине. В этом городе Андрей Васильевич отработал шестнадцать лет начальником штаба гражданской обороны. В свободное от работы время занимался пчелами, на его пасеке было тридцать два улья.

- Я никогда не курил, не увлекался спиртными напитками, всю жизнь увлекался физкультурой. И это помогло мне сохранить здоровье. Вот только со слухом не все в порядке. Однажды, уже в мирное время, был контужен от взрыва разорвавшегося недалеко снаряда, и слух с тех пор потерял.

В геронтологическом центре

Встретился я с Андреем Васильевичем Атроховым в Геронтологическом центре, где он проживает в течение последних трех лет.

- А как Вы оказались здесь? – задаю нескромный вопрос. – У Вас никого из родных нет?

- Дочь есть. Жена умерла, – ответил ветеран.

- Дочка навещает? – интересуюсь я вновь.

- Мне приходиться навещать ее. С позвоночником у нее беда. Вот завтра собираюсь к дочери, в Мытищи.

- А как условия проживания в Геронтологическом центре? – задаю очередной вопрос.

- Здесь меня все устраивает, никаких проблем нет.

Не думал и не гадал ранее Андрей Васильевич, что дорога жизни, помотав его по землям и весям, приведет во Владимирский край, за который, в том числе, и воевал в годы Великой Отечественной войны. О прожитом и пережитом напоминают шестнадцать медалей, полученных в разные годы. Среди них есть и боевые награды.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

257