Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

03.11.2017 15:53 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 82 от 03.11.2017 г.

О революции, Киржаче и фабрикантах

Автор: Александр Олейник

Дом фабриканта С. И. Думнова.

К 100-летию октябрьской революции 1917 года

В светлице.

К Октябрьской революции, которую, на мой взгляд, корректней называть большевистским переворотом, в России сейчас относятся по-разному. Летом Всероссийский центр исследования общественного мнения опубликовал данные опроса касательно событий столетней давности: россиян, считающих, что революция принесла больше пользы, оказалось 21 процент. Тех, кто убежден в обратном, примерно столько же — 19 процентов. Остальные либо затруднились дать оценку Октябрьской революции и её последствиям, либо считают, что пользы и вреда от «Октября» примерно поровну.

Очевидно, что после развала СССР и появившейся у граждан возможности получать более объективную информацию об исторических событиях, в том числе революции и деятельности большевиков, отношение к октябрьским перипетиям 1917 г. стало меняться. Праздник «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» (7 ноября) уже не мог рассматриваться как праздник, объединяющий всех граждан России. Залп Авроры и штурм Зимнего, лозунг «Вся власть Советам!» и кожаные куртки большевистских комиссаров — все это вызывало восторг у все меньшего и меньшего числа граждан.

В 1996 году праздник был переименован указом Б. Ельцина в «День согласия и примирения». А в середине 2000-х и вовсе встал вопрос о его упразднении (Ему на смену пришёл День народного единства, отсылающий нас к ноябрю 1612 года — освобождению Москвы и России от польских интервентов).

Как бы там ни было, захват власти большевиками 25 октября 2017 года (по старому стилю) привел страну к Гражданской войне, человеческие потери в которой соизмеримы половине потерь СССР за годы Великой Отечественной войны — примерно 15 млн. человек. Эмигрировало в этот период из России приблизительно столько же людей, сколько погибло россиян на фронтах Первой мировой войны. Ужасающие цифры, неправда ли?

Однако 7 ноября до сих пор остается в РФ памятной датой. Все-таки много в нашей стране людей, особенно старшего поколения, считающих годовщину революции «красным днем календаря», а трансформацию Российской империи в социалистическое государство — благом. Здесь нужно отдать должное Президенту России В. В. Путину, который своим распоряжением рекомендовал органам государственной власти и местного самоуправления принять участие в подготовке мероприятий к 100-летию революции. Я рассматриваю этот шаг как попытку сохранить единство общества, учитывать интересы всех его сегментов.

Но вернемся к революции и переведем свой взгляд на Киржачский район в эти годы. Он был в то время частью Покровского уезда Владимирской губернии. После свержения монархии в феврале 1917 года, «Октября» и дальнейших событий — район, естественно, не остался каким-то абстрагированным островком, которого не коснулись перемены в жизни страны. Уже в марте 1917 года, как пишет наш уважаемый краевед С. А. Кротов (книга «Киржач. Очерк истории», Ярославль, 1975 г.), Временное правительство назначает в городе своего представителя, а чуть позже в Киржаче формируется Совет рабочих депутатов. После октябрьского переворота Совет большинством голосов «выразил полное недоверие Временному правительству и желательность передачи всей власти Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Уже с 1918 года большевики переходят к политике «военного коммунизма», известной продразверсткой, введением принудительной трудовой повинности, запретом частной торговли, национализацией промышленности и т. д.

В селах страны и Киржачского района создаются комитеты бедноты, изымающие «излишки» зерна и хлеба у «кулаков» и «зажиточных» крестьян, переживающих настоящий продовольственный террор. С. А. Кротов, будучи сам идейным коммунистом, конечно, оценивает эти события по-другому, относясь с пониманием и одобрением: «Они (комитеты бедноты — прим. ред.) изымали излишки хлеба у кулаков, фабрикантов и торговцев, конфисковывали тягловую силу и инвентарь в пользу бедняков, занимались перераспределением земли между крестьянами, помогали семьям красноармейцев. Комбеды района справились с поставленными перед ними задачами». В стране идет Гражданская война, бушует экономическая разруха и продовольственный кризис. Киржачский Совет рабочих депутатов работает над тем, чтобы помочь нуждающимся: «В эти тяжелые, голодные годы (1919 — 1920 гг.) Киржачский Совдеп открыл бесплатную столовую для детей рабочих и семей красноармейцев», — отмечает Кротов. Однако никто не заботится о семьях так называемых «нетрудовых классов», которых и дальше продолжают откровенно грабить.

В связи с этим хотелось бы остановиться подробнее на том, как пережили революцию и первые годы советской власти представители «нетрудового класса», а именно — семья фабрикантов Думновых, занимавшаяся шёлковым бархатным производством в селе Заречье Киржачского района. Об истории их рода и судьбе семьи после революционных событий в Петрограде мне многое рассказала прямая наследница Думновых — Г. Д. Масленникова, известная московская художница по куклам. В начале XXI века она выкупила у государства и превратила владение прадеда С. И. Думнова в популярный сейчас у россиян и иностранцев музей-усадьбу. Именно Сергей Иванович, фамилия которого означает человека, любящего подумать, толкового и сообразительного, — в середине XIX века начал заниматься ткачеством. Тогда этот промысел стал популярен у местных крестьян, ведь на шелке и бархате можно было заработать. Правда, освоить этот промысел было не так просто.

Со временем у Думновых было уже 100 ткацких станов, за каждым из которых работала вся семья наемного ткача, т. е. Думновы обеспечивали работой несколько сотен человек. Парируя распространяемому ещё советской властью мнению, утверждавшему, что ткачи получали мало и жили плохо, Галина Давыдовна рассказывает, что настоящий умелец своего дела мог зарабатывать по 25 рублей в месяц. Это большие деньги по тем временам! На 5 копеек в то время можно было пообедать в трактире! Хорошие ткачи имели свое большое хозяйство — корову, лошадей, кур, другую скотину. Их дома были построены из более качественных материалов и служили хозяевам долго. В пользу именно этой версии настоящего материального положения ткачей говорит и то, что они 3-4 месяца в году (летом) не работали, однако семью умудрялись содержать. А не работали они потому, что фабрики на лето останавливались, ведь фабриканты — тоже крестьяне, им тоже нужно было заниматься своим хозяйством. Очевидно, что летом, имея свой участок, прокормиться проще, однако вспомните тогдашние семьи — по 5, 7, 10 детей в каждой. Ткач же зарабатывал достаточно хорошо, чтобы и такое количество отпрысков не знало нужды.

Но вернемся к Думновым. Сбывали они свою продукцию в Москву. Все это происходило зимой — сани, специальной породы лошади (владимирские тяжеловозы), накопленный за год бархат — для поездки в теперешнюю столицу формировались целые обозы. Такие поездки были не только увлекательным приключением, но и испытанием: в одном из таких «путешествий» дед Г. Д. Масленниковой, сопровождавший обоз, заболел воспалением легких и вскоре умер.

Думновы очень любили место, где они живут, помогая родному селу и местным жителям. В 1881-1887 годах на деньги фабрикантов в Заречье строится храм Иконы Казанской Божьей матери. На их же средства, примерно в это же время, в селе возводится школа. Жители Заречья из высокого уважения и благодарности к фабрикантам выбирают деда Галины Давыдовны — И. И. Думнова — старостой храма. Что примечательно, и храм, и школа действуют до сих пор. В последней теперь можно получить 9-классное образование, вместо 2-х до революции.

Ну а что же произошло с семьей фабрикантов во время и после революции? Дедушка Г. Масленниковой, как мы уже упоминали ранее, умер ещё до её начала. Светелки (кроме нескольких), лошадей и другое имущество большевики у Думновых отобрали. Отняли и часть дома, однако самих фабрикантов сначала не трогали: ни большевики, ни население. В Заречье, как рассказывали Галине Давыдовне родители, вообще не существовало практики, когда крестьяне поджигали усадьбы «помещиков», разворовывали имущество и даже убивали их владельцев. Более того, советскую власть в Заречье большинство воспринимало враждебно, ведь большевики, по сути, лишили их работы, отбирали хлеб, инвентарь и т. д. На 1925 год в Заречье насчитывалось всего 5 комсомольцев, что тоже прекрасно отражает отношение местных к большевистской власти.

В 1929 году И. В. Сталин заявил: «Мы от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества перешли к политике ликвидации кулачества как класса». А уже в начале 1930 года политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О ликвидации кулацких хозяйств…». Под клеймо «кулаки» попали и Думновы. Мужчинам дали по 3-5 лет концлагерей, а бабушке и другим женщинам предписали выселиться из Заречья. Никто из мужской части Думновых из концлагерей, к сожалению, не вернулся. Судьба бабушки Галины Масленниковой сложилась менее трагично — она второй раз вышла замуж (за сына сельского учителя) и уехала в Москву. Скучая по малой родине, уже спустя время, она приезжала в Заречье, ходила в храм, а местные жители, встречая её на пути, отвешивали ей поклоны из благодарности за все, что сделали Думновы для села и его жителей…

Сейчас музей-усадьба фабриканта С. И. Думнова привлекает все больше и больше гостей. Накануне моего посещения усадьбы — в середине октября — там останавливались французы. Галина Давыдовна с воодушевлением поделилась со мной хорошими новостями: к усадьбе стали чаще проявлять интерес режиссеры и кинематографисты. В этом году здесь проходили съемки телесериала «Хозяйка гостиницы» режиссера В. Ускова. А совсем недавно — в октябре этого года — закончились съемки «Братьев Карамазовых» по Ф. М. Достоевскому (молодежная киностудия «Путь к катарсису»). Вместе с Г. Д. Масленниковой мы обошли замечательный деревянный русский дом, побывали в светлице, где меня познакомили с тонкостями работы ткача и ткацких станков. Хозяйка показала мне своих кукол, поражающих оригинальностью и пропитанных духом русской деревни…

С теперешней властью у Галины Давыдовны все складывается как нельзя лучше. Глава сельского поселения Филипповское (куда входит с. Заречье) О. М. Иванов, администрации района и области поддерживают хозяйку усадьбы в её начинаниях и инициативах. Сейчас готовится привлекательный туристический проект, который объединит усадьбу С. И. Думнова, а также усадьбы его брата А. Е. Думнова и фабриканта Яшухина в единый музейный комплекс (реставрацией двух последних усадьб занимается известный в районе меценат Е. С. Федоров). Конечно, без содействия местных и областных администраций осуществить задуманное было бы затруднительно. Г. Д. Масленникова, как и многие из нас, очень надеется, что потрясения и революции уже позади: очень хочется созидать и работать в спокойной обстановке.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

161