Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

22.05.2019 15:13 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 17.05.2019 г.

Чтобы бежали паровозы

Автор: В. Талтанов

К. А. Кашкина

Рассказы о ветеранах войны и труда

Начало войны Клавдия Кашкина встретила вдали от родной деревни Никифорово, в городе Ногинск, где она выполняла обязанности няньки. За ее плечами было только четыре класса начальной школы. Продолжать учебу в Родионовской школе девочке не пришлось. Обуть и надеть ей было нечего. В семье было девять детей, где на такую ораву средств родителям было взять? Вот и отправили девочку на заработки. Там сумела Клава заработать деньги на туфли, платье, пальто. Вернулась в деревню принаряженной. Отец Клавдии обрадовался: работница в дом вернулась.

- Пойдешь, дочка, со мною в паре лес пилить для фронта, — заявил он Клавдии.

На паровозах в ту пору использовали в топке дрова. Тяжело было девушке таскать взад-вперед пилу, пока дерево с грохотом не обрушится на землю. Но недолго ей пришлось быть лесорубом, однажды почтальон принесла ей повестку в военкомат.

- На фронт, что ли, забирают? – спрашивали девушку односельчане. – Солдат, что ли, не стало в нашей стране? – удивлялись они.

- А что думаете, — говорили в ответ другие, — немец вон, на Москву прет, тут заслон нужен крепкий.

Но не попала Клавдия Кашкина на фронт — ни в связистки, ни в санитары. Направили ее на обеспечение железнодорожного движения между станциями Александров – Струнино – Арсаки, чтобы не останавливалось железнодорожное движение. Три месяца учебы, и девушек поселили в казарму. В обязанности их входило следить за налетами немецких самолетов. «И хотя мы тщательно укрывали семафоры, — вспоминала Клавдия Александровна, — но все-таки немецкие летчики видели свет и начинали бомбежку. Помню особенно досталось станции Арсаки. Однажды немцы полностью разбомбили находившиеся там составы с продовольствием и военнослужащими, отправляемыми на фронт. Нам пришлось оперативно восстанавливать железнодорожное полотно. Спать приходилось урывками. То обходы железнодорожных путей, то дежурства по ночам, то ремонтные работы. Различных случаев в то время было немало, — продолжает Клавдия Александровна, — запомнила, как самолет врезался в железнодорожный состав. Самолет только начал набирать высоту, но что-то случилось, и он упал в идущий поезд. На одной из вагонных площадок находился мастер, и как раз в это место угодил самолет. Шесть детей у мастера остались сиротами. Особенно тяжело приходилось в первый период войны, дисциплина была очень строгой. Несколько девушек из Тамбовской области не выдержали и сбежали. За этот поступок они получили по пять лет исправительных работ».

Часто мобилизованным девушкам приходилось проводить замену шпал. Шпалы были в мазуте, а люди работали без рукавиц. Руки у всех становились черными от мазута. В это время на данный участок приехал заместитель начальника пути. Увидев руки девушек, он отругал мастера и обязал того срочно привезти очиститель для смыва мазута с рук и рукавицы.

Когда фронт отошел далеко на запад, на железной дороге стало гораздо вольнее, и Клавдия смогла перевестись на станцию Киржач. Здесь она работала под руководством пожилого бригадира. Но особенно направлять ее бригадиру не приходилось. Клавдия Александровна могла выполнять все операции, связанные с движением железнодорожного транспорта, имела четвертый разряд и получала надбавку в сумме восьмидесяти рублей. Но бригадир вскоре заболел и умер. Вместо него прислали другого.

- С ним у меня произошел конфликт, — вспоминала Клавдия Александровна, — он принудил меня работать с подбойками, вес которых составлял больше двух пудов. Женщинам такой вес запрещено поднимать. За это самоуправство его вскоре убрали. Мне приходилось следить за состоянием узкоколейки, по которой на шелкокомбинат доставляли торф для работы котельной.

В начале пятидесятых годов умер отец Клавдии Александровны, и той пришлось поменять станцию Киржач на станцию Санино.

Обеспечивая безопасность

В связи со сменой места работы обязанности Клавдии Александровны Кашкиной не изменились. Главная задача, стоявшая перед работниками, обслуживающими железнодорожное движение, – это обеспечение его безопасности. А для этого надо постоянно следить за качеством путей, расписанием движения железнодорожных составов. Движение между Александровым и Орехово-Зуевым было односторонним, и требовалось к тому же обеспечивать необходимую связь между движением составов.

После напряженного рабочего дня Клавдии Александровне приходилось еще добираться до деревни Никифорово, где жила мать. Не всегда легко было преодолеть этот путь.

- Однажды в весеннюю распутицу, — вспоминала Клавдия Александровна. — чуть не утонула в реке Киржач. Лавы, которые соединяли берега реки, снесло, по реке плыли мощные льдины. Людей переправляли на специальном плоту-пароме. Когда берег остался позади, мощная льдина ударила по плоту, канат оборвался и его погнало по течению. Я, не снимая ничего, шагнула в воду, которая доходила почти до пояса, вышла на сухое место, вылила воду из сапог, а плот с перевозчиком погнало по реке дальше, и только у деревни Аргуново плот застрял в кустах, и его вытащили на берег. Пять лет, и зимой, и летом, приходилось возвращаться с работы, преодолевать путь в пять километров. Иногда уже и в темное время суток.

Когда освободилась жилая площадь на станции Поточино, Клавдия Александровна Кашкина перебралась в ведомственное жилье. На этой станции ей приходилось следить и за состоянием железнодорожных стрелок.

В доме племянницы

Почти сорок лет отдала Клавдия Александровна Кашкина железной дороге. За эти годы она была удостоена многих военных и трудовых наград. Много лет живет она в доме племянницы, Елены Николаевны Палагиной, которая сама находится на заслуженном отдыхе. Условия для проживания в доме отличные: тепло, светло, чисто. Две птички в клетке тренькают, рыбки в аквариуме плавают, на стенах картины. Словом, уют и эстетика.

Но годы, прожитые Клавдией Александровной Кашкиной, дают о себе знать.

- Всех сестер и братьев пережила, — говорит ветеран, — а в детстве сильно болела. Врач приходил, слушал и заявлял матери, что, мол, скоро помру. А я вот и войну пережила, и многих одногодок.

- Клавдия Александровна, — интересуюсь у Кашкиной, — а навещают Вас из совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов?

- Приходят, поздравляют с Днем Победы, с юбилеем. Недавно вот меня навестила Зинаида Васильевна Ромашова. Спасибо ей за это.

Славную жизнь проживает Клавдия Александровна Кашкина. Она дала «свет» тысячам железнодорожных составов, не допустив ни одного промаха в работе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20