Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

18.08.2020 14:46 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 58 от 18.08.2020 г.

Нарисованная Москва

Автор: В. Юрьев.

Буквально с первых часов Великой Отечественной всем в стране стало ясно, что фашистские налеты будут совершаться не только на советские подразделения действующей армии, но и на города СССР – в первую очередь, конечно, на Москву. Во-первых, уже потому, что в столице располагалось множество стратегически важных объектов, а во-вторых, гитлеровцы рассчитывали получить и мощный психологический эффект – как же, «русские иваны» даже столицу не могут уберечь от бомбардировок. И перед руководством страны встала задача – любыми способами сохранить сконцентрированные в городе фабрики и заводы, объекты жизнеобеспечения, памятники культуры и, разумеется, Кремль – главный символ Москвы и СССР.

И выход был найден: за считанные дни архитекторы и художники, как это ни странно звучит, нарисовали новую Москву – практически «виртуальную», в которой не было Кремля, а мосты, дома, дороги, парки и заводы расположились совсем в других местах, нежели в настоящей столице.

ПЕРВЫЕ ПОТЕРИ

Первый гитлеровский авианалет на Москву был массовым – и самым трагичным по последствиям. Город бомбардировали две сотни самолетов люфтваффе, причем немцы использовали не только фугасные, но и зажигательные бомбы.

Столица к тому времени еще не успела замаскироваться, и советские потери оказались весьма ощутимыми. «Зажигалки» вызвали сотни пожаров, ведь большинство домов было либо деревянными, либо хоть и каменными, но с деревянными перекрытиями. А фугасными бомбами немцы атаковали крупные объекты, чтобы добиться максимума разрушений. Очень сильно пострадали тогда железнодорожные пути в разных частях Москвы, были уничтожены десятки товарных вагонов, груженных металлом, хлопком, боеприпасами, древесиной и другой жизненно необходимой продукцией. Одна из бомб разрушила театр Вахтангова – причем настолько серьезно, что здание даже не стали восстанавливать, а выстроили потом на его месте новое.

И конечно, пострадали люди – простые советские граждане: во время налета погибли 130 человек.

«А ГОРОД-ТО – НЕНАСТОЯЩИЙ!»

Удар оказался очень болезненным, и столицу стали срочно маскировать. Возглавил проект художник-архитектор Борис Иофан, и уже в конце июля основные работы по маскировке были закончены. Город преобразился, и с воздуха его было не узнать. Совершенно изменились городские кварталы – их планировка выглядела совсем не такой, как на самом деле. Парки, которые раньше прекрасно были видны из самолетов, выделяясь яркими зелеными пятнами, были застроены макетами зданий и других сооружений.

Особо тщательно были «спрятаны» оборонные заводы, мосты (их выкрасили в черный цвет), нефтехранилища, водонапорные станции. С другой стороны, в разных частях города появились фальшивые «предприятия» с трубами, элеваторы, нефтебаза и даже поддельный «лагерь красноармейцев» – с палатками и фигурами бойцов. Немало головной боли фашистским летчикам доставили и псевдоаэродромы с муляжами самолетов. Краску для работ предоставил Наркомат химической промышленности.

Заметим, что художники и архитекторы из службы маскировки получали зарплату из городского бюджета.

КРЕМЛЬ-«НЕВИДИМКА»

Разумеется, в первую очередь нужно было «спрятать» Кремль – основную и самую заметную для люфтваффе мишень. Уже через четыре дня после начала войны комендант Кремля, генерал-майор Н. К. Спиридонов предложил два варианта маскировки Москвы и Кремля. В первом предполагалось снять звезды и закрасить позолоту на кремлевских куполах, а башни и стены замаскировать под жилые дома. Для реализации второго варианта было необходимо создать макеты всех наиболее важных столичных объектов – в том числе фальшивого моста через Москву-реку – и целых рисованных кварталов. По замыслу Спиридонова, всё это должно было дезориентировать немецких пилотов и затруднить выбор объектов для бомбардировки.

В итоге Кремль стал выглядеть как обычный московский жилой квартал. Все его здания были стилизованы под более современные, купола покрыты темной краской, звезды на башнях зачехлены. На кремлевских стенах художники нарисовали окна, а зубцы укрыли фанерными листами, которые имитировали крыши домов.

Мавзолей Ленина разрисовали под старинный особняк – у здания появились фальшивые колонны и крыша, а позади этой «усадьбы» возвышался «жилой дом».

Интересный факт: в работе, конечно, принимали участие военные, художники, добровольцы из горожан, а вот на самых высоких объектах – к примеру, на колокольне Ивана Великого – трудились профессиональные альпинисты.

Замаскированный Кремль облетели на самолете сотрудники госбезопасности и остались довольны результатом. Они только порекомендовали еще больше разрисовать здания и замаскировать Александровский сад – застроить макетами и проложить фальшивые дорожки.

И работа дала практически идеальный результат: по данным статистики, за время войны Москва пережила почти полторы сотни вражеских налетов, а вот Кремль подвергся бомбежке всего восемь раз. По данным историков, на него были сброшены 15 фугасных, две осветительные, 151 зажигательная и одна наливная бомба (двухсотлитровая бочка с нефтью) – но итоговые разрушения оказались не столь велики.

МАСКИРОВКА В ДЕЙСТВИИ

Бомбардировки столицы до определенного момента были регулярными, и, разумеется, разрушения были. Надо еще принимать во внимание, что маскировка была наиболее эффективна только в том случае, если смотреть на город с определенной высоты и под определенным углом – поэтому нельзя утверждать, что Москва и ее объекты стали полностью невидимыми для немецких пилотов. В качестве примера приведем доклады кураторов замаскированных объектов, в которых устанавливается, что далеко не со стопроцентной эффективностью сработал план с фальшивыми аэродромами – самолеты на них были слишком статичны, не была продумана имитация «реальной жизни» — работа техников, аэродромной обслуги и т. д.

За время войны бомбы попадали и в Большой театр, и в здание МГУ, и в здания ЦК КПСС и Третьяковской галереи. Пострадали от бомбежек и некоторые предприятия – например, завод «Серп и Молот», ГПЗ им. Кагановича, «Трехгорка».

Вместе с тем маскировка города очень затрудняла фашистским пилотам жизнь – особенно с учетом того, что налеты они совершали, в основном, ночью. Летчики тратили драгоценные минуты на то, чтобы разобраться, реальный объект они пытаются атаковать или фальшивку. И тем самым давали время нашим зенитчикам, чтобы открыть огонь – а вынужденный противозенитный маневр самолета, прямо скажем, на точности бомбардировки сказывается отвратительно.

В итоге большую часть бомб пилотам приходилось сбрасывать фактически наугад или же по муляжам. Кстати, москвичи, даже из числа гражданских, частенько применяли еще и военную хитрость – специально подсвечивали муляжи во время налетов, чтобы бомбардировщики вывалили бомбы на ложные цели. А еще эта хитрость очень помогала советским истребителям и зениткам.

Итоговый результат всех маскировочных мер оказался достаточно весомый. Интенсивные авианалеты на Москву продолжались до лета 1942 года, и за это время в столице пострадали всего девятнадцать предприятий и чуть больше двухсот зданий. Если учитывать масштаб налетов – иной раз количество немецких бомбардировщиков исчислялось сотнями – и огромный размер самой Москвы, цифры, описывающие разрушения, выглядят не столь уж и большими. И нет сомнений, что они были бы гораздо больше, если бы столицу не «нарисовали» заново.

НА СНИМКАХ: одна из стен Кремля, расписанная в виде жилого дома – с фальшивыми окнами; замаскированный Манеж; Мавзолей превратился в старинный особняк; сбитый фашистский самолет в центре столицы, на улице Свердлова.

При подготовке статьи использовались материалы и фото с сайтов «Википедия», vvprf.ru, back-in-ussr.com и rg.ru.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14