Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

29.09.2020 11:20 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 70 от 29.09.2020 г.

Беломорская флотилия

Автор: А. Филиппов.
На охране морских рубежей
Беломорский флот в годы ВОВ
Линкор "Архангельск"
"Петропавловск"
Подлодка типа М
Тонущий "Тирпиц"
Тральщик
Памятник подлодке К-21

О боевых операциях Великой Отечественной войны в Арктике написано немало. Там не случилось каких-либо выдающихся сражений, о которых говорил бы весь мир, но с первых дней той войны и до конца 1944 года ни на день не утихала в арктических просторах боевая работа.

Летом 1941 года немецкое командование ставило перед своим северным флотом лишь задачи по проведению отдельных операций на северном морском пути. Верховное командование фашистской армии планировало в ходе кампании 1941 года захватить Москву и Ленинград, а тогда, по их мнению, и все северные порты СССР сдадутся на милость победителя без боя. Но Москва с Ленинградом выстояли, и война для фашистов из молниеносной превратилась в затяжную. Кроме того, скоро были организованы арктические конвои из Англии в Архангельск. Эти конвои доставляли оружие и боеприпасы. Чтобы пресечь доставку в СССР военной помощи от союзников, фашисты решили перекрыть все морские арктические коммуникации. 5 мая 1942 года немецкое командование начало проводить военную операцию под названием «Страна чудес». Смысл этой операции сводился к полному блокированию морской навигации в Арктике и к разрушению северных морских портов Советского Союза.

Основную роль в операции «Страна чудес» фашистское морское командование отводило тяжелым крейсерам: «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Трипиц» и «Адмирал Хиппер». Эти мощно вооруженные корабли должны были уничтожить все северные конвои союзников по антигитлеровской коалиции. К крейсерам также были приданы десятки эсминцев, подводные лодки и несколько эскадрилий бомбардировочной и торпедоносной авиации.

Однако планам гитлеровских захватчиков в Арктике не суждено было сбыться. Моряки Северного флота и летчики советской морской авиации победили в тех морских битвах. Участвовали в сражениях на северных морях и уроженцы Киржачской земли.

В августе 1941 года для защиты морских путей в Белом и Баренцевом морях была создана Беломорская военная флотилия. В состав этой флотилии входила бригада траления, командовал которой капитан первого ранга Белов Михаил Федорович. Михаил Федорович родился в 1893 году в деревне Ефремово Киржачского ра йона. В феврале 1918 года Михаил Белов вступил в ряды Красной Армии. Его направили служить на флот. Начать морскую службу Михаилу Белову довелось на легендарном линкоре «Марат». Этот линкор был построен в 1911 году и первоначально его назвали «Петропавловск». Летом 1919 года английские корабли, поддерживавшие поход Юденича на Петроград, попытались войти в Финский залив. Линкор «Петропавловск» вступил в бой с семью английскими эсминцами и огнем своих орудий обратил их в бегство. Участвовал в этом бою и Михаил Белов. После Гражданской войны Михаил остался служить на флоте, стал морским офицером и к 1941 году имел звание капитан первого ранга. Основную часть бригады траления составляли рыбацкие траулеры, с командами из еще вчера мирных рыбаков, переоборудованные для поиска и уничтожения вражеских мин. Михаил Федорович Белов умело организовал обучение рыбаков военным навыкам, и скоро тральщики вышли на боевую вахту. Главная задача бригады траления — сопровождать морские транспорты и освобождать фарватеры от мин. В период с 1941 по 1943 годы бригада под командованием М. Ф. Белова конвоировала 138 транспортов и провела траление 83 морских мин в Белом, Баренцевом и Карском морях. За умелую организацию боевой работы капитана первого ранга М. Ф. Белова наградили орденом Боевого Красного Знамени. В 1944 году Белову Михаилу Федоровичу было присвоено воинское звание контр-адмирал. В этом звании он командовал бригадой тральщиков уже на Балтийском флоте, где и после войны надо было обезвредить множество вражеских мин. За свою службу контр-адмирал Белов Михаил Федорович был награжден многими высокими правительственными наградами, среди которых ордена Ленина, Боевого Красного Знамени и Нахимова. Умер Михаил Федорович в 1960 году.

Уже 24 июня 1941 года семь пограничных сторожевых кораблей встали на боевую вахту в пролив Горло Белого моря, а 4 июля была пресечена первая атака пролива немецкой подводной лодкой. И с этого дня попытки проникновения вражеских подводных лодок в акваторию Белого моря, где находился важнейший портовый город Советского Союза — Архангельск, стали регулярными. 11 августа 1941 года фашистская субмарина U-451 в районе мыса Канин Нос торпедировала сторожевой корабль «Жемчуг», который нес вахту по защите морских коммуникаций. Экипаж сторожевого корабля погиб. На этом корабле проходили службу наши земляки: уроженец деревни Ефаново краснофлотец Дмитриев Владимир Алексеевич и уроженец деревни Бельково старшина второй статьи Козлов Михаил Федорович. Место гибели сторожевого корабля «Жемчуг» по сей день является координатами боевой славы, проходя которые, все корабли салютуют мужеству моряков Великой Отечественной войны.

На первом этапе операции «Страна чудес» фашисты смогли разгромить несколько морских транспортов. О трагической гибели судов арктического конвоя PQ-17, который шел со стратегическими грузами из Канады в Архангельск, рассказал в своей книге «Реквием каравану PQ-17» писатель В. С. Пикуль. В 1942 году на арктических морских трассах погибло несколько десятков судов.

Подводная лодка М-121 была заложена 28 мая 1940 года на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком, а достройка ее производилась уже на Каспийском море после начала войны. Окончательно достроенная и испытанная подводная лодка в мае 1942 года железнодорожным транспортом была перевезена на Северный флот. Здесь на севере подводная лодка отправилась в боевой поход для защиты морских арктических трасс. Задачи первого боевого похода подлодка выполнила, а вот второй поход обернулся для нее трагедией. Подводная лодка М-121 не вернулась на свою базу. Ее экипаж в составе 21 человека погиб. Погиб и старшина 2-й статьи Казанцев Федор Алексеевич, родившийся в 1915 году в городе Киржаче.

25 сентября 1942 года вражеские подводные лодки атаковали советский конвой, доставлявший грузы из Архангельска на остров Диксон. Корабли сопровождения отбили эту атаку, но сберечь весь караван судов не удалось. Вражеской торпедой был потоплен пароход «Куйбышев». Большинство членов экипажа парохода погибли, не смог спастись и краснофлотец Юсков Василий Павлович, сопровождавший на пароходе военный груз. Извещение о гибели матроса было направлено его жене Анне Петровне, которая жила в деревне Мележи Филипповского сельсовета Киржачского района.

В 118-м разведывательном полку ВВС Северного флота служил уроженец деревни Арефино Киржачского района младший лейтенант Николаев Георгий Иванович. Он служил летчиком и неоднократно летал на поиски вражеских подводных лодок, участвовал в операциях по спасению экипажей тонущих кораблей. 12.09.1943 года полку была поставлена задача по обнаружению немецкого линкора «Трипиц». Задача полком была выполнена и, благодаря информации советских воздушных разведчиков, британские ВМС осуществили диверсионную операцию, в результате которой была выведена из строя ходовая часть линкора. Экипаж младшего лейтенанта Николаева Г. И. также участвовал в этой разведывательной операции, но с боевого задания не вернулся.

Архипелаг Новая Земля, занимая господствующее положение на стыке Карского и Баренцева морей, играл важную роль для прохождения арктических конвоев. В 1942 году на архипелаге была создана военная база, в состав ее входили береговые батареи, боевые самолеты и вспомогательные суда. На одном из таких судов боцманом служил старшина второй статьи Логинов Михаил Кузьмич, родившийся в городе Киржаче в 1915 году. Михаил Кузьмич участвовал в боях по обороне Ленинграда, где его тяжело ранили. После лечения в госпитале он был направлен служить на военную базу архипелага Новая Земля. Во время буксировки барж с личным составом и материально-техническими ценностями в открытом море начался сильный шторм. Над баржами нависла угроза потопления, и только умелая работа боцмана буксира — старшины второй статьи Логинова М. К., который взял на себя управление буксировочными тросами, баржи не потонули. За этот подвиг Логинов Михаил Кузьмич был награжден орденом Красной Звезды.

Уроженец деревни Грибаново Косолапов Александр Сергеевич служил на береговой ремонтной базе подводных лодок Северного флота. В тяжелейших условиях полярного климата он ежедневно проводил ремонты боевой техники. Косолапов А. С. принимал непосредственное участие в подготовке к походам подводной лодки К-21, которой командовал Герой Советского Союза Лунин Н. А. Лодка К-21 потопила 7 вражеских кораблей и заставила уйти с боевого курса эскадру немецких крейсеров во время их подготовки к атаке каравана PQ-17. В наградном листе Косолапова Александра Сергеевича написано, что туда, где требовалась точная и качественная работа, всегда направляли именно его. За боевую работу по обслуживанию подводных лодок Северного флота Косолапов Александр Сергеевич был награжден орденом Красной Звезды.

На линкоре «Архангельск» служил Смирнов Василий Иванович, который родился в 1925 году в селе Знаменское Киржачского района. Интересна история линкора «Архангельск». Он был построен в Англии и спущен на воду в 1915 году. Тогда его приписали к флоту королевских военно-морских сил Великобритании под именем «Роял Соверен». Линкор участвовал в сражениях первой мировой войны, а когда началась вторая мировая война, линкор сражался с итальянским флотом на Средиземном море, потом охранял морские пути около острова Цейлон от набегов японских кораблей. В 1944 году линкор «Роял Соверен» был передан Советскому Союзу и получил имя «Архангельск». Команда для этого корабля была сформирована в городе Архангельске и в апреле 1944 года на пароходе «Новая Голландия» прибыла в шотландский город Глазго, где занялась ремонтом и подготовкой линкора к выходу в море. В мае линкор «Архангельск» уже охранял морские конвои. На линкоре было установлено новейшее по тем временам радарное оборудование. Оператором этого оборудования служил наш земляк Смирнов Василий Иванович. За грамотное использование радарной техники в бою Василий Иванович был награжден медалью «За боевые заслуги».

Всего в военные годы в Арктике от ударов врага погибло почти 30 советских кораблей и транспортов, около 800 североморцев, более 300 советских гражданских моряков и почти 500 полярников. Многие из россиян об этом даже не знают, и историки вспоминают битвы на арктических морях чрезвычайно редко.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9