Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

21.04.2021 11:28 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 20.04.2021 г.

«В первую очередь шахматы учат самостоятельности»

Автор: А. Старун.

Д. Е. Лошаков и Ваня Лобанов на первенстве ЦФО (2019 г.).

Интервью с Дмитрием Евгеньевичем Лошаковым – руководителем шахматной школы на базе Киржачского ДООСЦ.

Киржачская шахматная школа известна далеко за пределами не только района, но и области. Юные шахматисты получали кубки и на всероссийских, и на международных соревнованиях. И вот сейчас, когда коронавирусные ограничения снимаются и возобновляются в том числе шахматные чемпионаты, наша редакция взяла интервью у Дмитрия Евгеньевича Лошакова – руководителя шахматной школы на базе Киржачского ДООСЦ.

- Дмитрий Евгеньевич, для начала расскажите немного о себе – например, откуда взялась любовь к шахматам.

- Мой старший брат ходил к Юрию Александровичу Голубу в кружок – он располагался во 2-й школе. Брату очень нравилось, он научил меня немного играть, а потом и я записался в этот кружок. Это были семидесятые годы, мне было лет десять, класс четвёртый, наверное.

- И что – сразу на всю жизнь?

- Ну, сначала мне нравились соревнования, но не очень нравилось заниматься. Но потом полюбился и сам процесс.

- И что дальше?

- В 1980 году открылась Киржачская детско-юношеская спортшкола, и кружок стал одним из двух её отделений – наряду с лыжным. Тот год был олимпийским, по стране была общая тенденция появления спортивных секций и школ.

- А это помещение вам тогда же предоставили?

- Нет, тогда у нас было маленькое помещение на Коммунальной улице. Мне было шестнадцать, и я успел сыграть в дебютном первенстве нашей спортивной школы. Дальше я повзрослел и уже не смог из-за этого участвовать в юношеских соревнованиях.

После окончания школы я выучился на электрика, работал на заводе «Красный Октябрь». Там тоже проводились шахматные соревнования. Мне показалось, что организационный процесс в нём налажен плоховато, и я в силу молодости и энергии начал предлагать варианты, как его улучшить. Руководитель кружка оценил мои старания и предоставил возможность реализоваться. Так что впервые мои организаторские способности получилось проявить именно на заводе.

Потом была служба в армии, и мне опять посчастливилось не расставаться с шахматами. Я играл за сборную части – в ней было полторы тысячи человек, и она считалась цехом военного завода-гиганта. Участвовал и в командных первенствах завода, и в личных.

Отслужив, вернулся на «Красный Октябрь», продолжил работу по организации заводских турниров. ездил на различные соревнования со сборной завода… А потом наступили девяностые. С производства пришлось уйти, занялись с товарищами своим делом – оно не было связано ни с шахматами, ни со спортом вообще. Поэтому игру я не забросил, но и активно ею заниматься уже не получалось. Спасением стали шахматы по переписке – когда тебе приходит в конверте ход противника и есть несколько дней обдумать ответ. Разряд кандидата в мастера спорта я получил именно таким образом.

А потом случилась беда с Ю. А. Голубом: инсульт. Заниматься с ребятами он больше не мог, и его дело перехватила воспитанница Голуба Марина Юрьевна Печникова. Я согласился заниматься тренерством не сразу – в те трудные времена не хватало денег, надо было зарабатывать. Но всё же взял сначала группу в ДЮСШ – как-то успевал совмещать, – после ещё группу в 6-й школе… А потом настал возраст, когда пришло осознание: всех денег не заработаешь, а здоровье оставишь. А. Ю. Демидов, директор спортшколы, предложил приемлемую зарплату – и я согласился заниматься с ребятами на постоянной основе. Кстати, я очень благодарен Алексею Юрьевичу за оказанную помощь – мы начали активно ездить по различным соревнованиям за пределами района, показывать там результаты.

- А среди ваших личных достижений какое самое высокое?

- Выше чемпиона района я не поднимался; какие-то награды были на областных турнирах, которые носили неофициальный характер. Так что основная моя деятельность – тренерская и организаторская. Прошёл все ступени от начинающего судьи до судьи всероссийской категории. Некоторые считают, что звание международного судьи выше, но квалификация та же самая – только в этом случае можно судить зарубежные турниры. Член федерации шахмат и шашек Владимирской области… Не знаю, что ещё сказать.

- Расскажите тогда о своих педагогических победах.

- Для начала вспомню Володю Белова. Он занимался у Ю. А. Голуба и вышел в первенство России. Я тогда ещё не тренировал, но родители Володи попросили меня поиграть с ним перед соревнованиями, проанализировать результаты. Володя вернулся с первенства чемпионом России в группе до 12 лет, и я считаю, что мой маленький вклад в это тоже есть.

Пожалуй, самым способным моим учеником был Дима Лаврик. Именно глядя на него, я захотел искать и раскрывать таких же талантливых ребят. Тогда мне казалось, что подобные ему самородки будут приходить каждые год-два. Но нет – такие появляются раз лет в двадцать. Так вышло, что его первый выезд на первенство области стал и моим дебютом в качестве тренера – и на удивление мои ученики взяли тогда призовые места во всех возрастных группах. Но Дима добился просто феноменального успеха: он с первого раза выиграл 27 партий, показав стопроцентный результат! В итоге он добился чемпионства России в группе до 14 лет.

- Как дальше сложилась его судьба?

- Дима стал международным мастером, обыграв ряд гроссмейстеров, но по окончании школы оставил шахматы как спорт, выбрав другой путь в жизни. Он поступил в РГСУ на факультет информатики, а потом открыл с товарищами свою школу информатики, которая считается лучшей в Москве. Однако в последнее время я стал замечать, что в Интернете на специализированных сайтах начали появляться результаты его игр – так что с шахматами для Дмитрия Лаврика пока ничего не закончено.

- А появился ли у Вас ещё такой же одарённый воспитанник?

- Спустя время в школу пришёл тренироваться мальчик 2008 года рождения, Ваня Лобанов. Он и сейчас учится у меня – на удивление сообразительный, очень сильно напоминает Диму Лаврика по манере игры. Только у Димы был более творческий стиль, а Ваня более основательный – грамотно исполняет то, что ему советуешь. В 2019 году он стал чемпионом ЦФО и добился права играть на первенстве России, которое стартует 20 апреля в Сочи и продлится 10 дней (в прошлом году оно не состоялось из-за коронавируса). Если проводить параллели, то двое наших юных шахматистов, прежде получившие такое право, становились победителями соревнований. Посмотрим, как будет в этот раз – конкуренция очень сильная.

Кстати, я познакомил Ваню с Димой, и теперь два раза в неделю мастер международного уровня проводит персональные онлайн-занятия для моего ученика.

- К слову об онлайн-занятиях. А как повлияла на деятельность шахматной школы пандемия?

- Большим ударом для нас с Ваней Лобановым стала отмена первенства России. Мы нашли деньги, купили билеты на самолёт – и вдруг это…

Если же говорить о деятельности в целом, сначала она протекала в штатном режиме, но потом пришлось тоже перейти на удалёнку. Я пообщался с другими тренерами по области, и мы нашли онлайн-площадку, на базе которой в течение двух месяцев и осуществляли тренировки – по три занятия в неделю. Это дало возможность нашим шахматистам отрабатывать навыки с противниками со всей России. Но всё же когда снова начали проводить занятия в привычном формате, все ребята были очень рады: «Только бы не обратно туда», — говорили они.

- Сейчас какие-то ограничения ещё сохранились?

- Нет, все ограничения наконец сняты; и занятия, и соревнования проходят очно. С начала года мы побывали на нескольких соревнованиях во Владимире; в самом Киржаче прошли районный шахматный чемпионат и турнир школьных команд «Белая ладья». Сейчас, как уже говорил, готовимся с Ваней Лобановым к поездке на первенство России.

- А как осуществляется подготовка к матчам?

- По сути, это тот же тренировочный процесс. Единственный нюанс – когда мы узнаём имя противника (это случается накануне самой игры), занимаемся изучением его техники. У меня накопилась обширная база того, кто как играет, и это помогает проработать возможное течение игры. Конечно, можно и ошибиться: детские шахматы непредсказуемы – по мере взросления ребята узнают какие-то новые вещи и испытывают их на практике. И зазубрить всё невозможно – это слишком вариативная игра, так нас учил ещё Ю. А. Голуб.

- Скажите, а кто-то из ваших учеников занялся профессиональной шахматной карьерой?

- Сын Марины Юрьевны Печниковой, Артём, окончил РГСУ, отделение шахмат, занимался в Москве тренерской деятельностью. Сейчас, правда, связь с ним утеряна, не могу сказать, продолжает ли. Возможно, открыл частную школу…

- Да, насколько мне известно, шахматы сейчас пользуются большой популярностью.

- Очень большой. Многие родители уверены, что эта игра помогает в учёбе, развивает усидчивость, логику, интеллект. Не скажу, что это не соответствует действительности. Но с моей точки зрения, самое главное, что развивают шахматы, — это самостоятельность, ответственность за себя, за свои поступки. За тебя ни бабушка, ни мама не сыграют, и если провалил матч, значит, сам где-то недоработал. Даже в командной игре в каждой отдельной партии ты сам отвечаешь за свои решения. И эта самостоятельность в итоге остаётся с человеком и в жизни. «Посредством шахмат я воспитал свой характер» — это высказывание великого А. А. Алёхина поддерживают многие шахматисты.

- Что же, Дмитрий Евгеньевич, спасибо вам за подобное и интересное интервью. Поздравляю Вас и ваших воспитанников с уже одержанными победами и желаю Ване Лобанову «золота» на российском первенстве.

Дима Лаврик на чемпионате Европы (2007 г.).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

122