Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

25.05.2021 11:39 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 25.05.2021 г.

«Три кита» мошенничества сегодня

Автор: В. Юрьев.

Неустаревающая классика и новые тенденции в отъёме денег у населения.

«Здравствуйте, вам звонят из Сбербанка, это вы сейчас перевели пять тысяч рублей на карту в Тамбовскую область? Нет? Срочно назовите номер вашей банковской карты и код CVV2/CVC2, указанный на ее обороте; в противном случае мы вынуждены будем вашу карту заблокировать…» — наверное, в России практически не осталось людей, которым бы не поступал звонок подобного рода. И тем не менее, как ни удивительно – еще остаются граждане, которые наивно называют мошенникам заветные цифры, а потом растерянно смотрят на баланс карты, на котором светятся сплошные нули.

Впрочем, прогресс не стоит на месте ни в одной из областей нашей жизни – и преступники, обманом вымогающие у людей деньги онлайн, изобретают для этого всё новые и новые способы.

«ВОЗЬМИТЕ КРЕДИТ И ОТДАЙТЕ ЕГО НАМ»

О том, какие виды онлайн-мошенничества наиболее распространены именно сейчас, в наши дни, рассказал «Красному знамени» оперуполномоченный ОУР ОтдМВД по Киржачскому району, лейтенат полиции Г. В. Костычев. По словам Григория Владимировича, самым частым сегодня является звонок клиенту банка с сообщением, что на него оформлен кредит. Далее мошенник заботливо осведомляется, в самом ли деле человек брал этот кредит в банке и, получив, разумеется, отрицательный ответ, предлагает дооформить «займ» и тут же погасить его, отправив деньги на «абонентские ячейки». При этом преступники подчеркивают, что процесс оформления кредита якобы остановить уже невозможно, поэтому лучше всего довести его до конца и тут же «закрыть».

В современных реалиях кредит платежеспособному клиенту может быть оформлен и за час – причем у банка ведь и нет оснований в таких случаях отказать человеку. В итоге гражданин сам приходит в банк, сам оформляет кредит – и тут же отсылает деньги мошенникам. Как отметил Г. В. Костычев, в день нашего разговора с одним киржачанинном как раз такой случай и произошел в Киржачском районе – гражданина в возрасте обманули на 870 тысяч рублей.

«ВЫ ПОТЕРЯЛИ? МЫ НАШЛИ!»

Еще одним очень распространенным способом обмана пользуются мошенники, постоянно мониторящие социальные сети – особенно «ВКонтакте» и «Одноклассники». Преступники ищут в группах вроде «Подслушано: Киржач» объявления наподобие «Утерян телефон/паспорт/права, прошу вернуть за вознаграждение», а потом связываются с жертвой и главным условием возвращения вещи или документов выставляют перечисление вознаграждения предоплатой на определенный счет. Совсем недавно от такого мошенничества пострадала пожилая киржачанка, потерявшая телефон в районе парка мкр. шелкового комбината. Телефон ей преступник, получивший деньги, конечно, не вернул – поскольку и не находил его, ведь сам мошенник в этот момент мог находиться где угодно, хоть во Владивостоке, хоть в Болгарии. Злоумышленники используют подставные телефонные номера IP-телефонии, «маскируясь», например, под реальный номер определенного банка или какого-то конкретного российского региона.

Количество таких преступлений, отметим, неуклонно растет. Участковые уполномоченные раздают населению соответствующие памятки – и все равно находятся доверчивые люди. Пусть поверит преступнику только один из десяти, но для мошенника это не преграда: «выловит» за день по три тысячи рублей у десятка граждан – уже неплохая добыча.

«ЛОВИСЬ, РЫБКА…»

Третий распространенный вид современного мошенничества – фишинг (от англ. fishing — «рыбная ловля, выуживание»), который связан, прежде всего, с покупками в Интернет-магазинах, заказами билетов онлайн и т. д. – с любыми покупками товаров и услуг в Интернете. Целью фишинга является получение доступа к конфиденциальной информации пользователей — логинам и паролям, данным банковских карт.

Схема фишинга примерно такова. Жертве любым способом — хоть в электронном письме, хоть в соцсетях, хоть в онлайн-сервисах — присылается ссылка на известный портал вроде «Авито», «РЖД» или «Вайлдберриз». Но когда пользователь пройдет по этой ссылке, он попадет не на настоящий сайт, а на его «зеркало» — «двойник», внешне не отличимый от оригинала (единственное отличие, крохотное, будет только в названии сайта в адресной строке – например, лишняя точка или косая черта, т. н. «слэш»). И если, например, на реальном сайте РЖД данные вашей карты, которые вы вводите, в третьи руки не попадут, то на фальшивом портале именно эти данные и нужны мошенникам: как только человек их введет, с его карты, разумеется, сразу списываются все деньги.

Создать такой «двойник» сайта в наши дни можно примерно за три дня, потратив определенную сумму, которая, впрочем, очень быстро «отбивается».

Опять-таки из свежих примеров: девушка-киржачанка вывесила на «Авито» объявление о продаже телефона за 15 тысяч рублей. С ней связался мошенник, написав что-то вроде «Готов купить, но в данный момент я далеко, давайте оформим бесплатную доставку». И дал ссылку на страницу службы доставки, которая на самом деле вела – угадайте, куда? Правильно, на «зеркальную» страницу. Девушка ввела на ней данные карты – и потеряла все деньги.

КАК НЕ ПОПАСТЬСЯ НА УДОЧКУ?

  1. Не переводите свои деньги «просто так», без твердых гарантий, людям, которых вы не знаете, на незнакомые счета или электронные кошельки.
  2. Никогда никому не сообщайте данные о вашей банковской карте, код безопасности CVV2/CVC2, пароли смс-сообщений, подтверждающие совершение перевода.
  3. Не проходите по ссылкам из смс или ММС-сообщений, электронных писем, особенно полученных от незнакомых вам людей; по ссылкам из социальных сетей.
  4. Если у вас просят предоплату за товар, да еще на виртуальный кошелек или на счет мобильного телефона, – вы с вероятностью 99 процентов столкнулись с мошенниками.
  5. Необходимо твердо помнить: единственная организация, которая может информировать вас о состоянии вашей карты, – банк, который ее обслуживает. При получении смс-уведомлений о ее блокировке, после любого звонка о «подозрительных переводах с карты» (даже если номер звонящего вроде бы банковский), об «оформлении кредита» на вас – перезвоните в банк сами.

И НАПОСЛЕДОК – РЕЦЕПТЫ ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ

Радует, что далеко не все потенциальные жертвы попадаются на уловки мошенников, а некоторые, отвечая на звонок или смс-сообщение жуликов, проявляют недюжинную сообразительность и чувство юмора. В итоге преступники не только остаются без добычи, но еще и, хорошенько понервничав, бросают трубку. Вот некоторые ответы таких граждан.

«Позвонили. Говорят — с моей карты осуществлен подозрительный перевод, надо предпринять меры, обезопасить мою карту, иначе три тысячи сейчас украдут.

- Не надо, — отвечаю, — пусть человек пользуется. Может, у него финансовые проблемы».

«Я скажу вам номер моей карты и код, если вы назовете мне ваши паспортные данные, СНИЛС и купите у меня массажер для ног за 50 тысяч рублей».

«Якобы иду искать карту, чтобы сообщить ее номер, и включаю громкую связь. "Ищу" минут двадцать. Семья занимается своими делами, весело слушая всё более нервные вопросы из трубки».

«Смс пришла: "Ваша банковская карта заблокирована. Срочно свяжитесь с банком по телефону 8 (800) 555-…-…-…" Пишу в ответ: "Ваша заявка на возбуждение против вас уголовного дела принята, ожидайте звонка"».

Не попадайтесь на удочку мошенников, дорогие читатели, не теряйте чувства юмора – и пусть всё у вас с финансами будет хорошо!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22