«Три кита» мошенничества сегодня
Неустаревающая классика и новые тенденции в отъёме денег у населения.
«Здравствуйте, вам звонят из Сбербанка, это вы сейчас перевели пять тысяч рублей на карту в Тамбовскую область? Нет? Срочно назовите номер вашей банковской карты и код CVV2/CVC2, указанный на ее обороте; в противном случае мы вынуждены будем вашу карту заблокировать…» — наверное, в России практически не осталось людей, которым бы не поступал звонок подобного рода. И тем не менее, как ни удивительно – еще остаются граждане, которые наивно называют мошенникам заветные цифры, а потом растерянно смотрят на баланс карты, на котором светятся сплошные нули.
Впрочем, прогресс не стоит на месте ни в одной из областей нашей жизни – и преступники, обманом вымогающие у людей деньги онлайн, изобретают для этого всё новые и новые способы.
«ВОЗЬМИТЕ КРЕДИТ И ОТДАЙТЕ ЕГО НАМ»
О том, какие виды онлайн-мошенничества наиболее распространены именно сейчас, в наши дни, рассказал «Красному знамени» оперуполномоченный ОУР ОтдМВД по Киржачскому району, лейтенат полиции Г. В. Костычев. По словам Григория Владимировича, самым частым сегодня является звонок клиенту банка с сообщением, что на него оформлен кредит. Далее мошенник заботливо осведомляется, в самом ли деле человек брал этот кредит в банке и, получив, разумеется, отрицательный ответ, предлагает дооформить «займ» и тут же погасить его, отправив деньги на «абонентские ячейки». При этом преступники подчеркивают, что процесс оформления кредита якобы остановить уже невозможно, поэтому лучше всего довести его до конца и тут же «закрыть».
В современных реалиях кредит платежеспособному клиенту может быть оформлен и за час – причем у банка ведь и нет оснований в таких случаях отказать человеку. В итоге гражданин сам приходит в банк, сам оформляет кредит – и тут же отсылает деньги мошенникам. Как отметил Г. В. Костычев, в день нашего разговора с одним киржачанинном как раз такой случай и произошел в Киржачском районе – гражданина в возрасте обманули на 870 тысяч рублей.
«ВЫ ПОТЕРЯЛИ? МЫ НАШЛИ!»
Еще одним очень распространенным способом обмана пользуются мошенники, постоянно мониторящие социальные сети – особенно «ВКонтакте» и «Одноклассники». Преступники ищут в группах вроде «Подслушано: Киржач» объявления наподобие «Утерян телефон/паспорт/права, прошу вернуть за вознаграждение», а потом связываются с жертвой и главным условием возвращения вещи или документов выставляют перечисление вознаграждения предоплатой на определенный счет. Совсем недавно от такого мошенничества пострадала пожилая киржачанка, потерявшая телефон в районе парка мкр. шелкового комбината. Телефон ей преступник, получивший деньги, конечно, не вернул – поскольку и не находил его, ведь сам мошенник в этот момент мог находиться где угодно, хоть во Владивостоке, хоть в Болгарии. Злоумышленники используют подставные телефонные номера IP-телефонии, «маскируясь», например, под реальный номер определенного банка или какого-то конкретного российского региона.
Количество таких преступлений, отметим, неуклонно растет. Участковые уполномоченные раздают населению соответствующие памятки – и все равно находятся доверчивые люди. Пусть поверит преступнику только один из десяти, но для мошенника это не преграда: «выловит» за день по три тысячи рублей у десятка граждан – уже неплохая добыча.
«ЛОВИСЬ, РЫБКА…»
Третий распространенный вид современного мошенничества – фишинг (от англ. fishing — «рыбная ловля, выуживание»), который связан, прежде всего, с покупками в Интернет-магазинах, заказами билетов онлайн и т. д. – с любыми покупками товаров и услуг в Интернете. Целью фишинга является получение доступа к конфиденциальной информации пользователей — логинам и паролям, данным банковских карт.
Схема фишинга примерно такова. Жертве любым способом — хоть в электронном письме, хоть в соцсетях, хоть в онлайн-сервисах — присылается ссылка на известный портал вроде «Авито», «РЖД» или «Вайлдберриз». Но когда пользователь пройдет по этой ссылке, он попадет не на настоящий сайт, а на его «зеркало» — «двойник», внешне не отличимый от оригинала (единственное отличие, крохотное, будет только в названии сайта в адресной строке – например, лишняя точка или косая черта, т. н. «слэш»). И если, например, на реальном сайте РЖД данные вашей карты, которые вы вводите, в третьи руки не попадут, то на фальшивом портале именно эти данные и нужны мошенникам: как только человек их введет, с его карты, разумеется, сразу списываются все деньги.
Создать такой «двойник» сайта в наши дни можно примерно за три дня, потратив определенную сумму, которая, впрочем, очень быстро «отбивается».
Опять-таки из свежих примеров: девушка-киржачанка вывесила на «Авито» объявление о продаже телефона за 15 тысяч рублей. С ней связался мошенник, написав что-то вроде «Готов купить, но в данный момент я далеко, давайте оформим бесплатную доставку». И дал ссылку на страницу службы доставки, которая на самом деле вела – угадайте, куда? Правильно, на «зеркальную» страницу. Девушка ввела на ней данные карты – и потеряла все деньги.
КАК НЕ ПОПАСТЬСЯ НА УДОЧКУ?
- Не переводите свои деньги «просто так», без твердых гарантий, людям, которых вы не знаете, на незнакомые счета или электронные кошельки.
- Никогда никому не сообщайте данные о вашей банковской карте, код безопасности CVV2/CVC2, пароли смс-сообщений, подтверждающие совершение перевода.
- Не проходите по ссылкам из смс или ММС-сообщений, электронных писем, особенно полученных от незнакомых вам людей; по ссылкам из социальных сетей.
- Если у вас просят предоплату за товар, да еще на виртуальный кошелек или на счет мобильного телефона, – вы с вероятностью 99 процентов столкнулись с мошенниками.
- Необходимо твердо помнить: единственная организация, которая может информировать вас о состоянии вашей карты, – банк, который ее обслуживает. При получении смс-уведомлений о ее блокировке, после любого звонка о «подозрительных переводах с карты» (даже если номер звонящего вроде бы банковский), об «оформлении кредита» на вас – перезвоните в банк сами.
И НАПОСЛЕДОК – РЕЦЕПТЫ ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ
Радует, что далеко не все потенциальные жертвы попадаются на уловки мошенников, а некоторые, отвечая на звонок или смс-сообщение жуликов, проявляют недюжинную сообразительность и чувство юмора. В итоге преступники не только остаются без добычи, но еще и, хорошенько понервничав, бросают трубку. Вот некоторые ответы таких граждан.
«Позвонили. Говорят — с моей карты осуществлен подозрительный перевод, надо предпринять меры, обезопасить мою карту, иначе три тысячи сейчас украдут.
- Не надо, — отвечаю, — пусть человек пользуется. Может, у него финансовые проблемы».
«Я скажу вам номер моей карты и код, если вы назовете мне ваши паспортные данные, СНИЛС и купите у меня массажер для ног за 50 тысяч рублей».
«Якобы иду искать карту, чтобы сообщить ее номер, и включаю громкую связь. "Ищу" минут двадцать. Семья занимается своими делами, весело слушая всё более нервные вопросы из трубки».
«Смс пришла: "Ваша банковская карта заблокирована. Срочно свяжитесь с банком по телефону 8 (800) 555-…-…-…" Пишу в ответ: "Ваша заявка на возбуждение против вас уголовного дела принята, ожидайте звонка"».
Не попадайтесь на удочку мошенников, дорогие читатели, не теряйте чувства юмора – и пусть всё у вас с финансами будет хорошо!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.