Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

21.09.2021 18:16 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 69 от 21.09.2021 г.

Куликовская битва. Сергий Радонежский и Киржач

Автор: А. Филиппов,
внештатный корр.

"Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле", М. Авилов.

21 сентября исполняется 641 год битвы на поле Куликовом.

Наиболее известный литературно-исторический источник, повествующий о битве на Поле Куликовом, — это «Сказание о Мамаевом побоище».И начинается сказание то с упоминания о библейских героях, поднявших свой народ на битву с поработителями. «И возвысил Бог род христианский, а поганых унизили и посрамил их суровость, как в прежние времена помог Годеону над мидиамами и Моисею над фараоном».

Ничего удивительного нет в том, что древний автор в самом начале своего повествования упомянул имена эти ветхозаветных героев. Ведь на Поле Куликовом Московский князь Дмитрий Иванович в 1380 году тоже выступил против поработителей, решив скинуть с земли русской ненавистное иго. Вот и уподобил князя Московского сказитель Годеону и Моисею, давно уже ставшим символами борьбы христиан за свою веру против иноземных захватчиков. Здесь все ясно.

А вот почему при закладке монастыря на реке Киржач Сергий Радонежский в своей молитве также вспоминает Моисея и Годеона? «Господи Боже сил, в древности Израиль, обративший к вере многими великими чудесами и законодателю Моисею многие давший знамения, и Годеону с помощью руна победу предсказавший!» Случайно ли такое совпадение? И не скрыт ли в нем смысл той «тайны царевой», о которой неоднократно вспоминает премудрый Епифаний, написавший «Житие Преподобного Сергия Радонежского»? И не об этой ли тайне поведали рязанские бояре своему князю Олегу за несколько дней до сражения на Куликовом Поле? Вот так это написано в «Сказание о Мамаевом побоище».

«И сказали его бояре ему: нам, князь, сообщили из Москвы за пятнадцать дней до этого, но мы побоялись тебе сказать, что в вотчине великого князя, близ Москвы, живет один монах. Сергием зовут, очень прозорливый. Тот вооружил князя и дал ему пособников из монахов своих». А еще в летописи Новгородской сказано, что воеводы Дмитрия Ивановича стали вооружать свои полки, только после того, как приехали гонцы с грамотой от Сергия Радонежского. Почему до приезда гонцов полки были безоружны? А может быть, до приезда посланников Сергия и нечем было войско вооружить? Есть ряд фактов, которые, пусть и косвенно, но все же говорят о том, что монастырь на реке Киржач был основан именно с целью изготовления здесь оружия для русского войска. Какие это факты?

Первый факт — это время основания монастыря. Монастырь на реке Киржач был основан в 1358, через два года после начала великой смуты в Золотой Орде. Именно 1356 год положил начало череде междоусобных войн в столице орды — Сарае. Свидетелем начала этой смуты был русский митрополит Алексий, и именно он благословил Сергия Радонежского на устройство монастыря на реке Киржач.

Факт второй — это название близлежащих к городу Киржачу деревень: Лукьянцево (лук), Пиково (пика), Бехтерево (защитная рубаха — пехтерь).

Факт третий — упоминание Моисея и Годеона при закладке монастыря на реке Киржач. Писатель, составивший для потомков «Житие преподобного Сергия», был сведущим человеком, но открыть в то время все тайны возможности не имел. Вот и оставил он нам, может быть, такой намек в повествовании своем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12