Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

25.10.2022 12:47 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 79 от 25.10.2022 г.

Михаил ЛЫСОВ: «Есть тонкие нити поэзии, которые нужно аккуратно вплести в ноты»

Автор: Беседу вел Ю. ГЛОНИН.

Обложка сборника «Белые сказки».

Наше интервью.

Фото предоставлены Михаилом Лысовым.

Обложка альбома «Белые сказки».

Хорошая новость для любителей качественной музыки и заставляющих задуматься стихов – коллектив «Кибитка», одна из самых ярких рок-групп нашего района, выпускает своеобразный дубль: музыкальный альбом «Белые сказки» и одноименный сборник стихов солиста группы Михаила Лысова. О том, как и чем живет «Кибитка», о чем ее альбом и чего ожидать киржачским меломанам от его прослушивания, мы поговорили с самим Михаилом.


- Миша, расскажи, пожалуйста – какими тебе видятся прошлые этапы развития «Кибитки».

- Очень длинным и занудным может оказаться ответ, если погрузиться в почти что тринадцатилетнюю историю коллектива. Но можно ответить всё-таки проще. На мой взгляд, все предыдущие этапы развития коллектива связаны с приходом новых музыкантов в состав. При этом каждый раз неизменно происходила смена звучания, аранжировок, но у меня как у автора никак не получалось именно в текстах найти общую концепцию, единую тему, то есть песни на концертах звучали… несколько разрозненно и словно были набраны по случайному или, как сейчас модно говорить, — рандомному принципу. Именно поэтому, на мой взгляд, за всё это время мы не выпустили ни одного альбома.

- Каков актуальный состав группы?

- Текущий состав сформировался в 2016 году, когда из нашей повозки сошёл на станции «Лидер» Дмитрий Карпов и пересел на электричку до столицы нашей области Владимир Исаев. А с «вольных хлебов», полон творческих идей, под шатёр кибитки запрыгнул Антон Иванов. Так и играем уже почти 7 лет: Михаил Лысов – вокал, гитара, Антон Иванов – гитара, бэк-вокал, флейта, Иван Гришин – бас, Сергей Синюгин – ударные.

- Я помню – раньше «Кибитка» звучала достаточно жестко, даже на одном из конкурсов – по песням Антонова, что ли, лет десять назад – вы сделали рок-аранжировку одной из антоновских песен. Сейчас же играете более лирическую музыку – в основном, акустику. Чем объясняется такая перемена в стиле?

- Ну, это не совсем так. Антонова вспоминать не будем /улыбается/. Да и в конкурсах уже давно не участвуем и не собираемся.

Акустику мы играем один раз в год, на новогодние праздники. Такие выступления для «Кибитки» стали уже хорошей традицией с 2012 года, и на этих концертах лирики и зимнего уюта возле натопленной печи — через край. Можно даже сказать, что акустические концерты стали некой визитной карточкой для группы, потому мы стараемся освещать это событие более усиленно, в том числе и через газету «Красное знамя», видимо, поэтому складывается впечатление, что мы пересели на акустику и лирику, и возможно уже получаем «музпенсию». Но это не так, за зимой холодной наступает Великий пост, в который «Кибитка» с 2012 года не даёт концертов, в это время мы начинаем готовить фестивальную программу и новые песни.

Далее, весной, после светлого праздника Пасхи, следуют, как правило, концерты, связанные с байк-движением, проще говоря, мы играем на так называемых «открытиях сезонов» у мотоциклистов. Такие мероприятия проходят с конца апреля до начала июня. И вот тут уже акустическое звучание вряд ли будет воспринято с пониманием. Поэтому в ход идут самые бодрые и ритмичные «боевички», как проверенные временем, так и совсем новые. Хотя, признаться честно, сейчас, в наши фестивальные сет-листы попадают медленные песни, чего не бывало ещё пару-тройку лет назад.

- Что для тебя лично в песне главное – музыка или текст?

- Было бы банальным ответить на данный вопрос, что, мол, и то, и сё — да в совокупности, но вот приходилось слышать такие мнения, где человек на полном серьёзе мне рассказывал, что песня – это любая музыка + любой текст! Во как, оказывается! На самом деле — если текст «притянут» в музыку «за уши», это уже не живопись, это «выжипось» и, соответственно, наоборот.

Есть тонкие нити поэзии, которые нужно аккуратно вплести в ноты, и тогда получится песня. Если не вплетается, то, значит, какая-то деталь в этой конструкции явно лишняя или вовсе не отсюда. Любое стихотворение уже по-своему мелодично и ритмично, просто нужно это услышать. Так же и с музыкой. Есть много музыкантов, которые выступают без вокалистов, но всё же их произведения имеют названия. Такие же обычные названия, какие имеют песни. Значит, автор музыкой описал какой-то свой текст в голове или, например, картину, которую он увидел, а теперь предстоит увидеть слушателю — при наличии воображения и желания видеть чуть больше. Хотя нельзя не согласиться с тем, что зачастую такое название навязывает нам представление, а не даёт свободы размышления.

И всё же текста без смысла я не приветствую, если мы говорим про рок-музыку. Поэтому ответ на вопрос будет – текст!

- Кто-то, когда пишет тексты, записывает отдельные мысли на карточки, как Набоков; Капоте сочинял лежа; Филипп Рот – стоя или даже расхаживая, Бальзак – непрерывно глотая кофе… А у тебя есть какие-то непременные условия, в которых удобно писать?

- Значит, в этом плане я и Набоков, и Капоте, и Филипп Рот, и даже Бальзак, а ещё я слышал сравнения с Есениным и Лермонтовым, но, правда, это уже касалось именно стихотворной составляющей. Иногда даже приходилось припарковывать автомобиль, чтобы записать что-то на листочек или надиктовать в телефон. Блокнотик всегда с собой, правда, авторучка пропадает периодически.

- Как вообще у тебя появляются тексты – «выстреливают» сразу или долго и тяжко рождаются?

- Вот ещё года три-четыре назад, скорее, «выстреливали» сразу, а сейчас уже бывает по-всякому. Не знаю, с чем это связано… Вдохновение — оно ж такое, то приходит, то уходит. Может прямо и посреди написания произведения упорхнуть. Всё ситуативно.

- Поговорим о новом альбоме – «Белые сказки». Как по-твоему, есть ли в нем какие-то глобальные отличия от предыдущих песен «Кибитки» — и в музыке, и в текстах?

- Да, несомненно, есть! Потому как это дебютный альбом, и до него у нас не было ни сборников, ни синглов. И, конечно же, песни в альбоме будут отличаться от композиций, которые мы играли до 2019 года. Исключениями станут лишь несколько песен, написанных в 2019 году, в том числе и сама композиция «Белые сказки», и наша старая песня-трактор, песня-локомотив, песня-танк — «Я русский».

Отвечая на первый вопрос в нашей беседе, про этапы развития «Кибитки», я попытался объяснить, почему, на мой взгляд, у нас не было выпущено ни одного альбома за 12 лет. Не было одной, объединяющей темы, не было общей концепции. Были очень хорошие концертные программы, да и песен мы написали не на один, не на два и даже не на три альбома. Да, это лишь одна из сотен причин, но самая весомая.

Всё поменялось в пандемийное время. Локдаун временно лишил нас возможности даже репетировать, а о живых выступлениях не было и речи вовсе. Село наше, Филипповское, наводнило невиданное до этого количество дачников, которые самоудалились в деревню. И я лично стал чувствовать себя словно в гостях на родных просторах, неважно, шёл ли по проселочной дороге, гулял ли в поле или был в лесу. Все эти опасения за судьбу села, деревни и в целом малой родины вылились в новые песни, которые, к слову, «выстреливали» сразу. Они же и стали фундаментом для «Белых сказок».

- Многие авторы стараются расположить песни в альбоме в каком-то определенном порядке – допустим, первая композиция – драйвовая до предела, потом идут более спокойные, а заканчивается всё певучей балладой. «Белые сказки» как-то тоже выстраивались?

- Я понял вопрос, но, всё же начну немного издалека.

Здесь есть небольшие отличия от расположения песен в альбоме и расположения песен для концерта, то есть так называемый трек-лист. Например, моё мнение такое, что входить в выступление лиричной песней для «Кибитки» будет не правильно, если это не акустический концерт, конечно же. Я уже говорил, о том, что, в основном, мы играем на байк-фестивалях, где, к слову, очень приветствуются кавер-группы, тенденция эта всеобщая и прогрессирующая, к сожалению. Как организаторов я их понимаю, а как творческая единица отношусь к такого рода мероприятиям скептически. Почему? Это уже другой вопрос.

Сделаю небольшое отступление и хочу поблагодарить наших байкеров из «Аквилона», ведь они подчеркивают, что местные коллективы для них приоритет, а организованный ими фестиваль «Владимирская Русь» известен далеко за пределами области, и выступать на нём очень приятно и почётно. Надеюсь, своими выступлениями мы «аквилоновцев» не подводим.

Так вот, «Кибитка» играет песни собственного сочинения, и слушатели, глядя на нас на сцене, банально не знают этих композиций, поэтому нам приходится сложнее чем кавер-коллективам, я называю это: «каждый раз как первый раз». Но от этого только интересней, ведь куда круче, когда тебе подпевают твою песню, а не известного автора — это значит, мы смогли, достучались, докричались. Так вот — к чему я всё это? По моему мнению, нужно начинать с мощных композиций, это как внезапно налетевший ветер — быстро, свежо, актуально! А дальше уже надо смотреть, то ли больше нажать на педаль газа, то ли притормозить, в рамках составленного трек-листа, конечно. Но я очень люблю заканчивать выступления лирической композицией, и чтобы последний аккорд был мажорный, все-таки в конце, даже после самой сильной бури, должен быть свет и сиять солнце.

Ну, и теперь про альбом. «Белые сказки» тоже выстроены некими блоками, но тут пространства для фантазии куда больше, так как можно выстраивать и чередовать композиции в любом порядке и так, как автору заблагорассудится. Благо — слушатель знакомится с твоим творчеством с нуля и может прослушивать песни так, как ему захочется. Я немного утаю, что там да как выстроено, всё будет просто, ясно и понятно. А в конце — обязательный свет и мажорный аккорд.

- Если представить, что у всех песен в альбоме – один лирический герой, то какой он? Как бы ты его охарактеризовал?

- Да, этот герой есть. Это обычный современный деревенский человек. Который чуть больше слышит, видит, ощущает — и умеет это высказать. Он никуда не летит, не спешит и не торопится, но везде успевает. Он жил в СССР, он жил в лихие 90-е, и он жив сейчас, не застряв где-то там, в своём времени. Он понимает звуки леса, говорит с ним на одном языке, он слышит и подпевает песни ветру, чувствует весенний гул сырой земли и читает сказки, которые пишет ему на глади воды седой туман. Вот такой он — обычный деревенский герой моих «Белых сказок».

- На какого, по-твоему, слушателя ориентированы «Белые сказки»?

- Знаешь… Отвечу так, как пишут на первых страницах печатных изданий: «Для широкого круга читателей». А в нашем случае – слушателей. Ведь они же всегда будут разных возрастов, увлечений и даже вероисповеданий, считаю, наше творчество подходит всем.

- Есть ли в альбоме песни, которые, допустим, ударнику нравятся, а тебе – не очень, или наоборот?

- Я таких опросов в коллективе не проводил, но бывают случаи, когда мы на репетициях сообща решаем, что той или иной песне чего-то не хватает или нужно немного переделать. Конечно, это можно назвать «разбрасыванием материала», и есть такие песни, которые остались лишь у меня на диктофоне. Может, и их время настанет... А в альбоме, таких песен нет.

- Ну, и напоследок – традиционный вопрос – о дальнейших планах…

- В планах — уже наконец-то презентовать мою одноимённую книгу («Белые сказки») со стихами. Главное — уже пустить её в свободное плавание.

А дальше — это уже упомянутая мной традиционная наша зимняя акустика, выпустим альбом и будем готовиться к ней. Сейчас, в наше неспокойное время, думаю, что это я ещё очень далеко загадал /улыбается/, но надеемся на лучшее и верим в светлое. Спасибо!


Уважаемые читатели, приглашаем всех желающих на презентацию сборника стихов «Белые сказки» Михаила Лысова. Стихи, песни, общение с поэтом и музыкантом, лирика и драйв – всё это ждет вас в пятницу, 4 ноября, в 15.00, в Доме Мараева.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

61