Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

04.10.2022 16:07 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 73 от 04.10.2022 г.

В педагогику – через любовь к чтению

Автор: И. Авдеева.

Ко дню учителя. Интервью с Ириной Степановной Корнеевой, директором школы № 5.

Опавшая желтая листва щедро покрывала дорожки, ведущие к школе. Неподалеку от входа стояло несколько родителей, дожидавшихся своих «припозднившихся» детей. Занятия окончились, и поток учащихся уже схлынул. Предъявив документы охраннику в лице вежливой и приятной женщины, прошла к кабинету директора — Ирины Степановны Корнеевой, которая в этом году отмечает юбилей – двадцать лет, как возглавляет СОШ № 5, а общий стаж ее работы в этом образовательном учреждении – тридцать два года.


«Лоскутное одеяло»

Именно это сравнение приходит на ум, когда представляешь детство и юность И. С. Корнеевой (в девичестве Теличкиной). И каждый кусочек этого одеяла — воспоминания о городах, школах, в которых довелось учиться, людях, встречавшихся на жизненном пути.

Отец Ирины Степановны был военнослужащим, и этим все сказано. Вместе с матерью – медицинским работником, они следовали за главой семейства из города в город, нередко не задерживаясь на новом месте больше года. Сама девочка родилась на Сахалине, куда отец был направлен после окончания военного училища и где встретил свою будущую жену. Затем офицера перевели на Урал, в Свердловск. Прослужив год, он поехал учиться в Москву, в академию им. Фрунзе, и всюду семья следовала за ним. Вслед за этим были Волгоград, знаменитый Урюпинск – символ русской провинции… Потом отца перевели в Германию. В семье, кроме дочери, подрастал и сын.

За время учебы девушка была вынуждена поменять около десяти школ. Такая ситуация не давала возможности завести друзей.


Книги – неотъемлемая часть жизни

Несмотря на частые переезды, училась она хорошо. Школу оканчивала уже в Германии. Всю жизнь Ирина Степановна любила читать, не отдавая предпочтение какому-либо жанру. Читала все, что, как говорится, под руку попадется. В семье на протяжении многих лет собирали библиотеку, но она постоянно страдала из-за частых переездов, и отец — большой книгочей, все докупал и докупал утерянные и новые книги.

Во втором классе девочка прочитала «Очарованную душу» Ромена Роллана. На вопрос отца: «Ну и как? Ты поняла?» дочь уверенно ответила: «Все поняла» и стала рассказывать содержание романа. Второй раз она вернулась к этому произведению в десятом классе, в Германии, где офицерская библиотека была очень маленькой, и она перечитала все. И книга для нее зазвучала совсем по-другому. Третий раз «Очарованную душу» девушка перечитала, учась в университете, став единственной, как сказала библиотекарь, кто взял эту книгу в студенческой библиотеке. И вновь открыла в этом произведении для себя что-то новое. В четвертый раз она вновь потянулась к этому роману, находясь в декрете. И когда бы она ни обращалась к книге, каждый раз та представала перед ней по-иному.

Без чтения, к которому пристрастилась с раннего возраста, Ирина Степановна не мыслит своей жизни.


«Боевое крещение»

Когда пришлось всерьез задуматься о том, какую профессию выбрать, девушка решила идти в педагогический институт, на филологический факультет, посчитав, что любовь к чтению очень важна для приобретения профессии учителя.

Семья осталась в Германии, а она поехала поступать в Калининский педагогический институт, который на следующий год преобразовали в университет. Приходилось трудно одной, без поддержки близких. Если не поступишь, куда возвращаться? Успешно сдав вступительные экзамены, Ирина Степановна целиком погрузилась в учебу. Ощущая некоторые пробелы в знаниях, вызванные частой сменой школ, она старалась вдвойне. Завершив обучение, девушка получила диплом, где было написано: «Филолог. Учитель русского языка и литературы».

В 1975 году молодого специалиста направили по распределению в восьмилетнюю школу в с. Семендяево Калязинского района Калининской (ныне Тверской) области учителем русского языка, литературы и музыки, поскольку она имела музыкальное образование, окончив музыкальную школу по классу фортепиано.

Работать приходилось со всеми классами. Село было глухое, находилось в 35 км от райцентра. Настоящая глубинка. Автобус ходил раз в сутки, а весной и осенью, когда дороги были разбиты, транспорт вообще не ходил. И молодому педагогу приходилось прилагать немало усилий, чтобы дать ученикам знания по своему предмету. Но при виде того, как им тяжело живется, какие они трудяги, работая дома наравне со взрослыми, у Ирины Степановны язык не поворачивался отругать ученика за невыученный урок.

- Сейчас дети совершенно другие, — говорит И. С. Корнеева. – Я порой при встрече спрашиваю родителей, чем их ребенок занимается дома, какие у него обязанности, и часто слышу в ответ: «Что вы? Мы его от всего освободили. Главное, чтобы он учился». А те ребята умудрялись и учиться, и работать, за что я их очень уважала. Считаю, что трудовое воспитание детям необходимо.

Прошел год, молодая учительница освоилась на новом месте, нашла общий язык с ребятами и их родителями, своими коллегами, но судьба приготовила ей очередное испытание.

Отца направили советником в Афганистан, и мать должна была уехать вместе с ним. В Грозном, где они в то время жили, оставался брат, который учился в девятом классе. И через Министерство обороны Ирину Степановну перевели в грозненскую школу, она стала опекуном брата.

Когда в Афганистане случился переворот, девушка от тревоги за родителей не могла спать по ночам, каждую минуту думая — живы ли они? От них не было никаких известий.

Не передать того ужаса, охватившего сестру и брата, когда во время переворота радио «Свобода» передало информацию, что в месте, где находились их родители, были убиты все русские советники. И боль утихла лишь тогда, когда получили письмо с сообщением, что они живы.

В Грозном Ирина Степановна встретила свою судьбу и вышла замуж. Муж тоже был педагогом. Ее родители к тому времени уже жили в Краснодаре, ситуация в Чечне становилась все напряженней, и супруги решили переехать ближе к ним. В Краснодаре они отработали два года, муж – директором, а Ирина Степановна – учителем. В это время серьезно заболела мать мужа, и они вновь вернулись в Грозный и прожили там до декабря 1989 года. Когда похоронили мать мужа, стали искать обмен, что было сделать очень сложно, так как предлагали либо Анадырь, либо Петропавловск-Камчатский. Но после длительных усилий все-таки удалось найти обмен в Киржаче.

Супруги приехали сюда 26 января 1990 года, а 1 февраля И. С. Корнеева уже вышла на работу в среднюю школу № 5, где и работает по сей день. Муж стал директором вечерней школы.

Мысленно оглядываясь назад и вспоминая свои многочисленные переезды, мелькающие, как в калейдоскопе, города, Ирина Степановна считает, что все это пошло ей на пользу, помогло приобрести хорошие коммуникативные навыки, лучше понимать людей.

Детство и юность И. С. Корнеевой прошло в постоянных переездах, когда не хватало времени, чтобы узнать лучше место, где живешь, прирасти к нему душой. Так что же является ее малой родиной? На этот вопрос Ирина Степановна, не колеблясь, ответила – Урюпинск (Волгоградская область). Там она училась с 7 по 9 класс, за это время появились друзья. Именно в Урюпинске ее семья прожила два года, что было большим сроком.

Обосновавшись в Киржаче, супруги перевезли сюда и родителей Ирины Степановны. В семье подрастали двое детей.


День сегодняшний

Сначала И. С. Корнеева была учителем русского языка, затем пять лет — завучем и одновременно учителем, а потом — директором.

Она высоко ценит сложившиеся в школе на протяжении десятилетий крепкие традиции. В СОШ № 5 учились и продолжают учиться дети, внуки и правнуки первых учеников. И это очень хорошо. Родители, приводя сюда своих детей, прекрасно представляют, что их ожидает в стенах школы, потому что сами обучались здесь и хорошо знают учителей.

В то же время тревогу вызывает тот факт, что здание школы очень старое.

- Раз в 25 лет школа должна переживать капитальный ремонт, — говорит Ирина Степановна. – Нашей школе 67 лет, она с 1955 года, и здесь никогда не было капремонтов, только косметический. Капитальный ремонт – это когда меняют все коммуникации. Представьте себе, в школе 230 компьютеров, а проводка, которая спрятана в стене, на это не рассчитана. Немало проблем и с отоплением.

В этом году нашли московскую организацию, которая осуществила ремонт крыши по новой технологии.

До недавнего времени мы занимались в две смены. Это было очень неудобно, так как дети посещают музыкальную, спортивную школы. Перед нами была поставлена задача перейти на одну смену, что было очень нелегко в имеющихся условиях. Нужно было максимально освободить классы. У нас даже не было в школе столовой и первое – это сделали столовую на первом этаже на 60 мест. Для нас это была победа, потому что стали нормально кормить детей. А затем стали освобождать классы за счет того, что в рекреациях 3 и 4 этажей сделали дополнительные помещения. И в 2019 года в результате проведенной работы школа стала заниматься в одну смену.

В настоящее время здесь учатся 503 человека. СОШ № 5 находится в районе на четвертом месте по количеству обучающихся. Так как ощущается острая нехватка площадей, в настоящее время И. С. Корнеева вплотную занимается проектом строительства пристройки, возведение которой позволит снять многие вопросы, и школа будет соответствовать образовательным стандартам. Сейчас проект на стадии завершения, затем он должен пройти госэкспертизу а уже потом начнется строительство.

- Будет построено хорошее трехэтажное здание, — рассказывает Ирина Степановна. – Там разместятся столовая на 300 посадочных мест со всеми необходимыми помещениями, просторный медицинский кабинет с соответствующим оборудованием, кабинеты психолога и логопеда, большой, площадью 586 кв. м, спортивный зал и рядом с ним тренажерный зал, вместительная библиотека, просторный актовый зал со всеми необходимыми помещениями, «Точка роста».

Поинтересовалась у И. С. Корнеевой, как решается в школе кадровый вопрос. Она ответила, что не хватает словесников и математиков. Среди педагогов есть и молодые, которые не так давно пришли в школу, и среднего возраста, и ветераны педагогического труда. Более 60 процентов педагогического коллектива старше 45 лет.

- А какими вы видите современных детей?

- Нынешние дети умеют приспосабливаться к обстоятельствам, очень практичные, не скажу, что они хорошо образованные, но умные. Всегда находят возможности и способы решить свои проблемы.

Когда работала в лучшей школе Грозного, дети забрасывали меня самыми разными вопросами, и я боялась не ответить на какой-нибудь из них. Кому-то действительно хотелось узнать больше по предмету, а кто-то выискивал спорные моменты по изучаемой теме, чтобы поставить учителя в неловкую ситуацию. К сожалению, последние пятнадцать лет учащиеся вопросов не задают. Это мы, учителя, пытаемся до них достучаться, а не они до нас. И это тревожит.

СОШ № 5 сильно технически оснащена. Обучение информационной грамотности начинается со второго класса. Все учителя владеют компьютерной грамотностью. Поэтому в период пандемии особых проблем не возникало. У нас в начальной школе – единственной в районе — есть тележки, в которых рядами стоят планшеты. Тележка подзаряжается, на уроках планшеты отключают, учитель их раздает, и дети выполняют в них задания. Наши учащиеся готовы к обучению в электронном формате.

Ирина Степановна рассказала о том, что в сентябре-октябре в школе очень напряженный период, так как одновременно проходят школьные контрольные работы, которые диагностируют, насколько восстановились у детей знания, забытые за лето, школьная олимпиада и всероссийские проверочные работы.

Школа – сложный, постоянно меняющийся организм, и руководить им нелегко. Ежедневно приходится решать множество вопросов, ничего не упуская из виду. Подчас работа директора школы незаметна родителям и ученикам, но сколько нередко приходится приложить сил и терпения, чтобы решить тот или иной вопрос, добиться ощутимых результатов. Хочется пожелать Ирине Степановне и всем ее коллегам по педагогическому сообществу, чтобы замыслы и идеи находили свое воплощение в конкретных делах и школа оставались для них и их учеников местом силы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44