Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

15.03.2022 11:25 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 15.03.2022 г.

«Есть женщины в русских селеньях…»

Автор: Л. Гурякова,
директор Киржачского районного историко-краеведческого и художественного музея.

Л. И.Синюгина (д. Ефаново) и Л. Г. Гурякова в музее.

Т. П. Комова (д. Савельево).
А. И. Кортикова (д. Акулово) и Л. Г. Гурякова.
Н. Д. Наумова (с. Смольнево).

Готовя в праздничный номер районной газеты материал о женщинах, вписавших яркие страницы в историю киржачского края, с сожалением думала о том, что формат статьи не позволяет рассказать о всех киржачанках, чьи нелегкие судьбы – яркий пример несгибаемой силы духа, терпения, душевной чистоты и доброты.

И сегодня хочу продолжить рассказ о женщинах – сельских жительницах, воспоминания и рассказы которых записывала для книг «Родники Киржачской земли». Мне довелось встречаться с удивительными женщинами: сильными, добрыми, великодушными, искренними, настоящими труженицами и мастерицами. Среди них: Н. Д. Наумова (д. Кипрево), А. И. Кортикова (д. Акулово), Н. Г. Фролова (д. Афанасово), Р. Д. Новикова (д. Кудрино), Е. И. Синюгина (д. Ефаново), Р. А. Туркина (д. Тимино), Е. И. Яшина (д. Ефаново), О. Д. Гаганова (д. Черново), А. И. Алешина (д. Ефремово), А. А. Синюгина (д. Ефаново), Л. С. Ерохина (д. Ефремово), Т. П. Комова (д. Савельево), Л. М. Ветлова (д. Ефаново), В. П. Рощина (с. Ельцы), Н. И. Мельникова (д. Афанасово), Н. Н. Медведева (д. Храпки), Т. Т. Бегункова (д. Храпки), С. А. Межуева (д. Кипрево) и многие другие.

Позволю себе коротко рассказать о некоторых из них, а также привести отрывки из воспоминаний женщин из книг «Родники Киржачской земли».

Ольга Дмитриевна Гаганова родилась в деревне Черново в 1924 году. Ее родители были учителями. После окончания учительских курсов девушка ходила пешком в Ногинск. Ольга Дмитриевна вспоминала: «С собой брали две вареные картошины. Война была. Идем с подругой Шибановой Верой. Идти далеко, голодно. Я и говорю: «Давай песни петь, а то мы не дойдем». Женщина какая-то идет навстречу, говорит: «Знать, вас хлебом кормят, поёте».

Руфина Дмитриевна Новикова появилась на свет в деревне Кудрино в 1927 году. Она вспоминала: «В войну четыре года мы – две девчонки и две женщины — возили березовые дрова на лошадях на станцию. Тогда поезда топились дровами. В 1946 году я работала телятницей и продолжала возить дрова. Уставала сильно, руки-ноги болели. Потом мама меня устроила работать в бухгалтерию. Бухгалтером проработала с февраля 1946 г. по май 1994 г. самоучкой, с семью классами».

Нина Григорьевна Фролова родилась в деревне Никиткино в 1939 году. Потом семья жила в деревне Афанасово. Работала заведующей библиотекой. Нина Григорьевна вспоминала, как ходили на праздники в церковь: «По традиции с утра шли в Данутинскую церковь. Обувь несли в узелке, так как дорога шла через Палкино – топкое болото, не просыхающее даже в самую жару. А обувь всегда была дорогая, поэтому её берегли, купить не каждый мог». Еще из воспоминаний Н. Г. Фроловой: «Всю жизнь наша мама работала на ферме, пять лет на свинарнике, пять лет на овчарнике и лет десять на телятнике, и мы всегда с ней ходили убираться и кормить скот. Около свинарника было два колодца, и мы их полностью вычерпывали, чтобы накормить свиней. В воскресенье у нас, у всех детей, был праздник. Наши мамы на лошадях ездили в Киржач на рынок, где продавали молоко, творог, сметану, яйца, а оттуда везли нам гостинцы. А мы выходили их встречать далеко за деревню.

Дети тоже зарабатывали себе на одежду, на книги для школы. Ходили в лес за земляникой, малиной, грибами, а потом шли пешком в Киржач и там продавали ягоды, а деньги отдавали домой, чтобы к школе могли купить обновки. Портфелей не было, и мама шила нам сумки, с ними мы и ходили в школу».

Анна Ивановна Кортикова родилась в 1921 году. Работала заведующей Акуловским клубом. Она рассказывала, как отмечали Масленицу: «Пекли блины, катались на лошадях, запряженных в сани, а то и так с горы от часовенки и до моста через речку Шобушку. Для детей организовывали катание на лошадях. В сани-розвальни усаживались 10-12 человек, и катали детей вдоль деревни, а иногда с заездом в соседнюю деревню». Еще Анна Ивановна рассказывала: «Мои родные, Синюженковы, были печниками: дед Сергей Демидович, его сын Иван Сергеевич (1891 г. р.) — это мой отец, брат деда Гаврила Демидович и его сын Василий Гаврилович».

Раиса Алексеевна Туркина, 1931 года рождения, вспоминала, как ходили из деревни Тимино в деревню Мызжелово в школу: «На обеды дети бедняков приносили с собой кусок хлеба и четвертинку молока. Прежде чем выпить молоко, дети в перемены ходили и трясли бутылочки, сбивая из молока кусочки масла. Эта традиция сохранилась и позднее, когда я жила в войну у бабушки. Тоже брали с собой бутылочку молока и кусок хлеба, а по праздникам вместо хлеба брали ржаную лепешку с творогом. Смешно было смотреть, как дети все перемены трясут бутылочками, да ещё хвалятся друг перед другом, у кого больше сбилось кусочков маслица». Раиса Алексеевна, наша известная местная поэтесса, была удостоена звания «Почетный гражданин города Киржача и Киржачского района».

Екатерина Ивановна Яшина из деревни Ефаново родилась в 1928 году. Она рассказывала: «В 1942 году пошли работать на фабрику. Мы-то были копеечные, маленькие. Там реву навзрыд: «К маманьке хочу». Дети были.… Ходили босиком. Какие побогаче галоши оденут. А мы из ниток навязали тапочек, окрасили чернилами, так и ходили. В 1943-м на работе дали нам помощь, по платью кашемировому с воротничками. Мы такие модные были, невозможно. Мария Григорьевна Соколова похлопотала, она мастером была на «Красной работнице». В войну мы даже домой не ходили, когда работали в парашютной. Оставались, чтобы быстрее материала наработать. Летом сено ворошим в колхозе, матери помогаем. А к трем на фабрику, до одиннадцати. Опаздывать нельзя». Сохранились воспоминания старожилов о быте, культуре, ремеслах и промыслах сел и деревень.

Деревни с годами меняют свой облик, стираются из памяти события, традиции, поэтому как хорошо, что сохранилась воспоминания жителей сел и деревень. Кого нет с нами, оставили о себе добрую память.

Живут в селе Ельцы замечательные краеведы Ольга Михайловна Трондина и Галина Геннадьевна Колыбанова, авторы многих интересных краеведческих работ, активные участники Гагаринских и Токмаковских чтений, которые проводятся в музее, наставники молодежи и подрастающего поколения.

В старинном селе Смольнево с 1998 года и по настоящее время трудится Нина Дмитриевна Наумова во благоустроение храма Преображения Господня. Для Нины Дмитриевны восстановление церкви – уникального памятника истории XVIII века, стало главным делом её жизни. Преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский, наградил старосту храма Преображения Господня села Смольнево Нину Дмитриевну Наумову епархиальной медалью преподобного Алексия Зосимовского III степени.

Можно бесконечно рассказывать о женщинах, имеющих заслуги во всем, и благодарить их бесконечно. Они заслужили.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20