Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

06.05.2022 14:41 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 06.05.2022 г.

«От Советского информбюро» - в Киржаче

Автор: Ю. Викторов.

Бойцы партизанского отряда слушают сводку Совинформбюро.

«От Советского информбюро» — эту фразу в исполнении Левитана, медленную и раскатистую, знают, наверное, все. Причем остались в живых те, кто слышал ее из радиорупора каждый день Великой Отечественной. Их очень мало – но они помнят это уникальное явление, ставшее мощнейшим оружием в войне – Совинформбюро.

Юрий Левитан.
В битве за Сталинград.
Пленные гитлеровцы после операции «Багратион».
Тот самый победный номер «Киржачского ударника».

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Первое сообщение Левитана стало историческим: «Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Однако, вопреки распространенному мнению, это было сообщение не Совинформбюро, а советского правительства. А сводки с фронта в первые два дня делались Главным Командованием Красной Армии. Совинформбюро как главный советский орган информации и пропаганды был создан только на третий день войны – 24 июня 1941 года. Кстати, примечательный факт: несмотря на то, что в сообщениях неизменно повторялись слова: «Внимание, говорит Москва!» — вещание почти всю войну велось не из столицы. Все радиовышки Подмосковья были демонтированы – они были замечательными ориентирами для фашистских бомбардировщиков. Кроме того, на Левитана гитлеровцы открыли настоящую охоту, объявив личным врагом Гитлера; был выпущен специальный приказ Геббельса об уничтожении советского диктора. Поэтому осенью 1941 года Левитана и второго диктора, Ольгу Высоцкую, эвакуировали на резервную студию – в Свердловск.

Первым сообщением Совинформбюро 24 июня 1941 года стали строки: «В течение 24-го июня противник продолжал развивать наступление на ШАУЛЯЙСКОМ, КАУНАССКОМ, ГРОДНЕНСКО-ВОЛКОВЫССКОМ, КОБРИНСКОМ, ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКОМ и БРОДСКОМ направлениях, встречая упорное сопротивление войск Красной Армии.

Все атаки противника на ШАУЛЯЙСКОМ направлении были отбиты с большими для него потерями. Контрударами наших механизированных соединений на этом направлении разгромлены танковые части противника и полностью уничтожен мотополк.

НА ГРОДНЕНСКО-ВОЛКОВЫССКОМ И БРЕСТСКО-ПИНСКОМ направлениях идут ожесточённые бои за ГРОДНО, КОБРИН, ВИЛЬНО, КАУНАС.

НА БРОДСКОМ направлении продолжаются упорные бои крупных танковых соединений, в ходе которых противнику нанесено тяжёлое поражение.

Наша авиация, успешно содействуя наземным войскам на поле боя, нанесла ряд сокрушительных ударов по аэродромам и важным военным объектам противника. В боях в воздухе нашей авиацией сбито 34 самолёта.

В Финском заливе кораблями Военно-морского флота потоплена одна подводная лодка противника.

В ответ на двукратный налёт на Севастополь немецких бомбардировщиков с территории Румынии советские бомбардировщики трижды бомбардировали Констанцу и Сулин. Констанца горит.

В ответ на двукратный налёт немецких бомбардировщиков на Киев, Минск, Либаву и Ригу советские бомбардировщики трижды бомбардировали Данциг, Кенигсберг, Люблин, Варшаву и произвели большие разрушения военных объектов. Нефтебазы в Варшаве горят.

За 22-е, 23-е и 24-е июня советская авиация потеряла 374 самолёта, подбитых, главным образом, на аэродромах. За тот же период советская авиация в боях в воздухе сбила 161 немецкий самолёт. Кроме того, по приблизительным данным, на аэродромах противника уничтожено не менее 220 самолётов».

По всей стране – в том числе и в Киржаче – после сообщений Совинформбюро у людей сжимались кулаки от ненависти к фашистам. Мужчины шли в военкоматы – записываться в добровольцы. Те, кто оставался в тылу – стояли у станков и работали в поле, выдавали двойные нормы, а после работы строили нужные стране объекты – так, например, в нашем районе была построена узкоколейка, ведущая к першинскому торфодобывающему предприятию…

СТРАШНЫЙ 42-й…

Вечернее сообщение 8 января: «В течение 8 января на ряде участков фронта наши войска продолжали наступление, ликвидируя попытки противника закрепиться на новых оборонительных рубежах. Наши части вновь продвинулись вперёд и заняли несколько населённых пунктов…» Так началось одно из самых трагических событий Великой Отечественной – бои под Ржевом.

В газете «Киржачский ударник» номер от 9 января почти полностью занят нотой Молотова «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях», но в следующем номере, от 14 января, вместе со свежей сводкой публикуется статья «Чем крепче колхозы – тем крепче тыл, тем выше боеспособность Красной Армии» за авторством председателя Илейкинского колхоза «Вторая пятилетка» И. Канахина. «Сейчас колхозники возят дрова шелковому комбинату… В феврале месяце план вывозки дров выполним полностью. – обещает автор. — В Красную Армию мы поставили 15 лучших лошадей…» «…В 1942 году приложу все свои усилия получить приплод с двух опоросов и молодняк постараюсь полностью сохранить…» — пишет свинарка этого же колхоза Т. Васильева. Люди прилагали неимоверные усилия, чтобы дать стране как можно больше продукции и поддержать фронт.

Конечно, временами приходилось скрывать или искажать информацию, чтобы не подрывать дух советских людей. 1 апреля читаем в сводке: «В течение 30 марта на фронте каких-либо существенных изменений не произошло. За 29 марта уничтожено 25 немецких самолётов. Наши потери — 12 самолётов». Между тем на фронте закончились бои под Ржевом, наши потери составили, по официальным данным, 776889 человек, из них безвозвратные — 272320 человек… Но желание людей помочь фронту всем, чем только можно, конечно, только нарастало. Читаем заголовки в «Киржачском ударнике» от 1 апреля 1942 года: «Над конями взяли шефство школьники», «Сохраним и вырастим молодняк, повысим продуктивность животноводства!», «Выполним правительственное задание к 10 апреля!», «80 кубометров – сверх задания!» (обязательство возчика-стахановца А. Н. Ломтева) – уже по ним можно понять, как беззаветно трудились люди, стараясь приблизить Победу.

Странное совпадение – но с началом крупных операций Совинформбюро начинало публиковать итоги боев за последние месяцы. В сводке от 17 июля, например, читаем: «…Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными и пленными не менее 900.000 солдат и офицеров, из них убитыми не менее 350.000. Они потеряли кроме того до 2.000 орудий всех калибров, до 2.900 танков, не менее 3.000 самолётов.

Красная Армия потеряла за этот же период 399.000 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести, 1.905 орудий всех калибров, 940 танков, 1.354 самолёта…»

Между тем – в этот день началась битва за Сталинград…

Впрочем, тон сообщений вместе с победами советских войск начинает меняться, в сводках появляется больше конкретики. Настоящим новогодним подарком для киржачан стала газета от 30 декабря, а точнее – опубликованная в ней информация Совинформбюро: «В течение 29 декабря наши войска южнее Сталинграда продолжали успешно развивать наступление и заняли ряд населённых пунктов, в том числе город и железнодорожную станцию Котельниково, районный центр Яшкуль, крупный населённый пункт Торговое. В районе Котельникова захвачены большие трофеи и пленные…» Люди приникали к картам и видели – вокруг гитлеровских войск под Сталинградом неумолимо сжимается кольцо. В этом же номере читаем: «Колхозники района на танковую колонну «Ивановский колхозник» сдали 1.195.000 рублей… На танковую колонну всех больше внесли колхозники Санинского сельсовета, сдав свыше 100 тыс. рублей…» Среди заголовков – «Новогодние подарки фронтовикам», «Окружить заботой семьи военнослужащих», «Сбор художественной литературы для РККА» — киржачане жили с мыслью «Всё для фронта!».

Однако до Победы были еще долгие полтора года.

НАЧАЛО ОСВОБОЖДЕНИЯ

После Сталинграда и Курской дуги, окончательно переломивших хребет гитлеровской армии, началось освобождение территории СССР от фашистов. Огромную роль в этом, как известно, сыграла операция «Багратион». И, конечно, Совинформбюро не могло не осветить события такого масштаба.

«23 июня северо-западнее и юго-восточнее города ВИТЕБСК наши войска, при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации, перешли в наступление против немецко-фашистских войск», — начинается сводка от 23 июня 1944 года. Она также рассказывает об успехах советских войск на Оршанском направлении, освобождении города Чаусы, на Могилевском направлении, а также о наступлении между Ладожским и Онежским озерами.

А вот в «Киржачском ударнике» все больше внимания уделяется «мирным» темам. «Быстрее пашите пар!», «Спешить с уборкой трав», «Организация труда на наших фермах» — вот основные заголовки номера газеты от 29 июня, в котором была опубликована эта сводка. Есть критические материалы – «Волокитчики из Филипповского отделения связи» (о растянувшейся на два месяца починке телефонного кабеля между Мележской больницей и отделением связи), «В детском саду нет порядка». И даже, вы не поверите – заметка с названием «Когда же откроется летний парк?», начинающаяся словами: «У нас в городе совершенно негде отдохнуть спокойно, хорошо потанцевать…»

Та же тенденция продолжилась и к концу операции, 29 августа. Нет, в номере от 31 августа была опубликована информация Совинформбюро об успехах наших войск – отмечается, в частности, об освобождении Кишинева, части Румынии и Чехии и т. д., а также о том, что с начала «Багратиона» взяты в плен 32 немецких генерала. Но общий тон остальных статей – скорее хозяйственный, чем военный или политический. Сами посудите по заголовкам – «Школы города к приему учеников не готовы», «Выше темпы хлебопередачи», «В 3-4 дня закончить сев озимых», «Промкомбинат – победитель в соревновании», «Подсобному хозяйству присуждено Красное Знамя» (о подхозе шелкового комбината), «С районного учительского совещания».

ВЕСЕННЕЕ ДЫХАНИЕ ПОБЕДЫ

5 мая 1945 года. Заканчивается последняя глава трагических и страшных событий. Уже покончил с жизнью Гитлер. Уже покорен рейхстаг. Уже полностью захвачен Берлин. «Киржачский ударник» 5 мая размещает на первой полосе сообщение Совинформбюро: «Берлин взят!», а рядом – Приказ Верховного Главнокомандующего – «Произвести салюты в столицах Союзных республик». А рядом с ними в номере – статьи о Четвертом военном заеме, о его необходимости – «на дело разгрома врага», о том, как идет на него подписка – на шелковом комбинате, в артели инвалидов «Красный труд», на фабрике «Красная работница», среди трактористов МТС, жен фронтовиков, сельхозартели имени Кирова.

И вот – пожелтевший лист «Киржачского ударника» от 11 мая… Под портретом Сталина – Указ Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 мая праздником Победы». Передовица – «Подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил». Колонка редактора – «Да здравствует победа!». На второй страничке – под общим заголовком «Безмерны счастье и радость наши» — множество заметок с «говорящими» заголовками: «Слушали обращение и приказ вождя», «Радость народная», «Сердца переполнены радостью», «Дождались счастливого дня», «Всенародное ликование» и т. п. В каждой строке – искреннее счастье… А вот информации от Совинформбюро нет.

Нет ее и в следующем, сугубо деловом номере от 17 мая. Только призывы сеять быстрее и лучше, выполнить шелковикам годовой план к Дню Конституции, сводки о работе тракторных бригад, информация о созыве районного совещания по проведению массовой посадки картофеля, обращение трех наркомов с просьбой помочь колхозницам-матерям, критические заметки о колхозе «Красный пахарь» и райтопконторе, о плачевном состоянии моста в Филипповском…

А меж тем, последнюю сводку Совинформбюро дало только 15 мая 1945 года: «Приём пленных немецких солдат и офицеров на всех фронтах закончен».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13