Вчера Владимиру Серегину исполнилось бы 100 лет
Вчера наша страна отмечала столетие Владимира Серегина – летчика-испытателя, погибшего 27 марта 1968 года вместе с Юрием Гагариным у деревни Новосёлово.
Владимир Сергеевич чаще всего находится «в тени» первого космонавта и упоминается непременно «в связке» с ним. А между тем это был очень неординарный человек, успевший совершить в жизни очень многое.
ДВА ГОДА СРАЖЕНИЙ
Владимир Серегин родился в Москве в 1922 году в семье почтового служащего. Перед самой Великой Отечественной, в 1940 году, закончил школу и сразу ушёл добровольцем в Красную Армию. Там посчитали, что из парня получится хороший летчик, и направили его в Тамбовскую авиационную школу. Сразу после ее окончания, в 1943 году, Владимир отправился на фронт.
Молодой пилот был зачислен в 672-й штурмовой авиационный полк 10-го штурмового авиационного корпуса 3-го Украинского фронта. Воевал на «летающем танке» — низковысотном штурмовике «Ил-2», прозванном гитлеровцами «черной смертью». И как воевал! В наградном листе к первой награде летчика – ордену Красного Знамени, указывается, например, что Серегин, воюя в Днепропетровской области, 30 января, уклоняясь от немецких зениток, уничтожил два немецких танка, и такого же результата добился на следующий день; кроме того, в «активе» летчика числятся сожженные автомашины, бензозаправщик, железнодорожные вагоны.
Кстати, отец летчика, бывший служащий московского почтамта, уже прошел к тому времени сотни километров трудных дорог войны. «Ты бей эту нечисть в воздухе, а я, сынок, не дам им житья на земле...» — писал он своему первенцу.
В представлении ко второму «Красному Знамени» указывается, что, помимо прочего, Серегину удалось сбить «Мессершмит-Bf.109». Для тех, кто не разбирается в технике, подчеркну: летая на штурмовике, предназначенном для бомбовых ударов, ссадил с неба истребитель, как раз и «заточенный» под воздушные бои: «При бомбардировочном налёте по переправе через реку Буг, где было большое скопление техники и сильное прикрытие зенитной артиллерией и истребителями, товарищ Серёгин точно вышел на переправу и сбросил свои бомбы. В этот момент их группу атаковало 6 Mе-109. Впереди его два Mе-109 атаковали ведущего. Товарищ Серёгин даёт длинную очередь, один Mе-109 загорается и камнем врезается в землю. При этом группа Ил-2 сбила 3 Mе-109».
…И ДАЛИ «ГЕРОЯ»
В 1945 году Владимир воевал ничуть не хуже, получив, кстати, ордена Отечественной войны двух степеней. Так, при налёте на венгерскую станцию Сабад-Батьян к востоку от озера Балатон он спас жизнь советскому лётчику, которого атаковал вражеский «Фокке-Вульф». Серёгин выпустил длинную очередь и сумел поразить самолёт противника. Сам Владимир был ранен, но смог дотянуть до аэродрома и приземлиться на одно шасси.
Владимир Сергеевич сражался до самых последних дней войны. К примеру, 25 апреля 1945 года в составе группы из 5 самолётов Ил-2 он принимал участие в бомбардировочно-штурмовом ударе под Брюнном. Фашистские зенитки вели очень плотный заградогонь, но «…Товарищ Серёгин вышел точно на цель и метко сбросил бомбы, после чего наблюдался взрыв огромной силы», как указано в очередном наградном листе.
В общей сложности Владимир совершил 140 боевых и 50 разведывательных вылетов, провёл 19 воздушных боёв и сбил три немецких самолёта. И практически сразу после войны, 29 июня 1945 года, он получил звание Героя Советского Союза.
В НЕБЕ ДО ПОСЛЕДНИХ МИНУТ
После окончания войны Владимир Серёгин остался служить в ВВС СССР. Окончил военно-воздушную академию имени Жуковского и с 1953 года работал в испытательной авиации. Будучи испытателем, он освоил новейшие МИГ-15 и МИГ-17, приобрел огромный опыт, налетав больше четырех тысяч часов. Однажды он даже смог посадить машину, у которой оторвался руль.
В 1967 г. инженеру-полковнику Серегину было присвоено звание «Летчик-испытатель 1-го класса». Тогда же он был утвержден и командиром авиаполка при Центре подготовки космонавтов. Ему, бывшему штурмовику, как никому другому было известно, что значит взлетать в любых условиях с любых площадок.
Увы, всего мастерства и опыта Серегину не хватило, чтобы 27 марта 1968 года вывести из штопора МИГ-15 УТИ с Гагариным в качестве второго пилота – как выяснила правительственная комиссия, штурвал в тот момент был у Владимира Сергеевича…
Космонавт В. Ф. Быковский, вспоминая о Серегине, сказал: «Он был рожден для полетов, полетами жил… Герои не умирают. Они живут в делах и свершениях своих учеников и боевых друзей».
И в памяти народной. Именем Серегина названы улицы в Киржаче, Москве и других городах нашей страны.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.