Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

12.08.2022 15:10 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 58 от 12.08.2022 г.

История одного дома

Автор: Т. И. Самойлова,
председатель КИРО.

Рассказ о доме Стефановых-Савенковых (по ул. Ленинградская, д. 59)

Проект постройки.
Андрей Карабанов.
Александр Савенков.
Андрей Вознесенский с супругой Зоей Богуславской.

В прошлом номере газеты мы вам рассказывали о покупке этого дома ОАО «Киржачская типография» и о том, что в нем будет располагаться новый культурный объект г. Киржача – литературное кафе. Сейчас расскажем об истории этого дома и ответим на вопрос, почему он станет пристанищем киржачских муз.

Объект расположен на ул. Ленинградской, бывшей Покровской.

Это – один из домов в г. Киржаче, который в раннем детстве и юности посещал советский поэт А. А. Вознесенский. Дом родной тёти матери поэта – Стефановой (ур. Карабановой) Елизаветы Андреевны (1884-1968 гг.), младшей сестры его родной бабушки Пастушихиной (ур. Карабановой) Марии Андреевны (1881-1975 гг.). В Киржаче проживали и потомки Стефановых, родственники купеческой семьи Карабановых – семья Савенковых. Многие киржачане помнят, опубликованные в районной газете «Красное знамя», стихи и прозу Александра Александровича Савенкова – ветерана Великой Отечественной войны, десантника, поэта-песенника Земли Киржачской.

Дом Стефановых-Савенковых можно назвать и родовым фамильным гнездом Карабановых-Вознесенских, хотя построен он в советский период. Об этом говорят проектные документы от января 1928 г.

А предыстория этой семьи такова…

На основании документов («Список недвижимых имуществ г. Киржача и причитающих с них земских сборов в 1912 году», ГАВО Ф. 392 Оп. 1 Д. 197.) известно, что до 1917 г. купеческая семья Карабанова, по линии матери поэта, и его многочисленных наследников владела несколькими домами в Киржаче.

Так, дом отца Е. А. Стефановой – городского головы, купца А. Д. Карабанова, стоял на ул. Б. Московской (ныне – ул. Гагарина). В документе за 1912 г. он значится как «2-этажный полукаменный дом». Но, увы, пока краеведы не выяснили, о каком здании идет речь.

Вместе с тем, на основании «Свода памятников…» («Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», Владимирская область, часть 3, Academia, М.2017 г., стр. 371-372) мы знаем, что усадьба прадеда поэта — Дмитрия Степановича Карабанова – это целый комплекс зданий, стоящий по ул. Гагарина, дд. 32-32а (бывшая ул. Большая Московская). Но было сказано, что это именно «каменный дом», т. е. оба этажа выстроены из кирпича (что хорошо видно на снимке).

По тем же документам 1912 г. семья зятя А. Д. Карабанова, который был учителем ремесленной школы братьев Арсентьевых И. М. Стефанова с супругой Елизаветой Андреевной, владела 2-этажным каменным домом по ул. Покровской (ныне — ул. Ленинградская.). По всей вероятности, дочь получила этот дом в наследство, так как в документе стоит именно ее имя, а не имя супруга. К сожалению, пока не установлено где находилось и это здание. Ныне по ул. Ленинградской значится только один такой дом – районный военкомат (бывший дом купца 1 гильдии и статского советника — А. А. Соловьёва). И хотя 2-этажные дома по улице еще есть, но они, в отличие от названного дома — «полукаменные», то есть 1 этаж кирпичный, а 2-й – из дерева.

Был и еще один дом предков поэта по линии отца — дом прадеда-священника, Алексея Васильевича Белоцветова, в котором проживала бабушка поэта — Елизавета Алексеевна Вознесенская (ур. Белоцветова). Дом стоял на ул. Троицкой (Поповской), ныне улице Советской. Отметим, что в семье Белоцветовых родился еще один известный поэт серебряного века – Н. Н. Белоцветов (1892-1950 гг.). Позже родовой дом Белоцветовых-Вознесенских сгорел.

Вот как вспоминает эти годы Герой Социалистического Труда, гидростроитель, краевед и киржачанин С. А. Левшин. Несколько строк о доме и об отце поэта — Андрее Николаевиче Вознесенском: «…Был 1918 год, второй год революции и 16-ый год мне….Ездили с Андреем Вознесенским в командировку в Москву (впервые) в наркомпрос, были у зам. наркома и привезли в школу литературу в объеме: «только бы дотащить»… Дважды участвовал в пожарах: один раз в тушении (сгорели две улицы в Курином болоте), второй раз с Андреем Вознесенским как виновники пожара: посидели в креслах, послушали хорошую музыку, покурили самосад, помечтали об институте и пошли, а вслед услышали набат, горел дом Андрея...

…Только с Андреем Вознесенским и его женой Антониной я поддерживал связь почти до конца. Тоня была одноклассница и приятельница моя и моей сестры. Они бывали у нас, а однажды заезжали в Нарву со своим сыном Андреем – будущим поэтом. А. Н. Вознесенский до конца дней своих работал в области гидростроительства: директором института «Гидропроект», а затем в комиссии госплана по энергетике. А его отец был военным врачом, дед – священником собора, дом был по меркам Киржача — одним из лучших, но сгорел дотла, т. к. рвавшиеся патроны затрудняли тушение. Андрей был в ЧОНе (часть особого назначения), и у них дома имелась винтовка и патроны. С пожарища Андрей взял только акушерские щипцы, которые еще долго валялись у него под кроватью в общежитии. И остался он один, от родительского дома только щипцы, это ускорило решение Андрея поступать в институт...

…Андрей вытянул в Ленинградский политехнический институт... Вернувшись после экзаменов в Киржач, мы с Андреем решили… ехать вместе в Петроград: город революции, — Нева, залив, архитектура, Пушкин… Одеты мы были так: я в солдатской шинели, перешитой из дядиной, царского времени, — Андрей в серой, гимназической, оставшейся от старшего брата…»

Сохранилась домовая книга дома Стефановых. На её основании установлено, что Антонина Сергеевна Вознесенская (1903 гр.) и Мария Андреевна Пастушихина (1883 г. р.), прибывшие в Киржач из Москвы, проживали именно в этом доме с 16 августа по 10 октября 1933 г. Мы предполагаем, что после появления на свет сына Андрея (12.05.1933 г.), мать и бабушка решили поехать к себе на родину, заодно – показать новорожденного, поэтому остановились во вновь построенном доме дочери и сестры — Елизаветы Андреевны Стефановой. Скорее всего, и первого ребенка – трехлетнюю Наташу — они также привозили с собой. Грудничка и трехлетнюю девочку не оставишь без матери…

Думаем, что воспоминания А. А. Вознесенкого о «доме бабушки» в книге «Прорабы духа» относятся, скорее всего, именно к дому Стефановых, стоящему по ул. Ленинградской, т. к. дом Белоцветовых-Вознесенских на тот момент уже сгорел: «Родня моей матери жила во Владимирской области. К ним я приезжал на каникулы. Бабушка держала корову. Когда доила, приговаривала ласковые слова. Ее сморщенные, как сушеный инжир, щеки лучились лаской. Родители её были еще крепостными Милославских. Из хлева, соединенного с домом, было слышно, как корова вздыхала, перетирала сено, дышала. Так же дышали, казались живыми, бревенчатые стены и остывающая печь, в которой томились кринки с коричневой корочкой топленого молока. Золу заметали гусиным крылом. Сумерки дышали памятью крестьянского уклада, смешанного со щемящим запахом цивилизации. Мне, продукту многоэтажного города, это было уже чужим, но непонятное тянуло...

О ставни по-кошачьи терлась сирень...»

Поэтому думаем, что дом Стефановых-Савенковых можно образно назвать «домом Вознесенских». Эта городская усадьба воплощает в себе единство духовного и материального, которое со временем и по воле людей может стать символическим элементом наследия национальной памяти, местом исторической и русской идентичности. Местом памяти русского и советского поэта и прозаика, публициста, художника и архитектора, лауреата Государственной премии СССР, шестидесятника Андрея Андреевича Вознесенского.

Исследование продолжается…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

68