Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

20.08.2016 12:39 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

МЭТР ШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Автор: С. Кротов.

П. Ф. Баденков (в центре).

Деревня Илькино гордится многими своими уроженцами, ставшими большими профессионалами и удостоенными высоких правительственных наград. Знатный председатель колхоза «Коммунар» Н. П. Бажаниновский говорил, что по его подсчетам, 28 илькинцев стали дипломатическими работниками и представляли страну по всему миру. Обычай подтягивать к себе родственников и односельчан в нашем крае распространился с середины позапрошлого века, когда какой-нибудь способный односельчанин в Москве или в Питере, или в одном из подмосковных городов, выбивался «в люди», то он одного за другим перетягивал под свое крыло племянников и друзей — односельчан. Так, обладатель отменного баса Королев из деревни Старово стал в Москве артистом. Следом за ним в Большой и малый театр работать устроилось полдеревни! Кто подсобным рабочим на сцену, кто вахтером или билетером. При случае не отказывались встать в хор, поучаствовать в массовке. Мой дед вспоминал, когда на праздники в родную деревню приезжали старовские «артисты», то в соседнем сельце Ильинское в церкви звучал такой хор, которому мог позавидовать любой оперный театр. И в других деревнях были целые группы часовщиков, авиастроителей и других редких специалистов.

Самым титулованным и осыпанным наградами выходцем из Илькино был, пожалуй, Петр Федорович Баденков, Герой Социалистического Труда, один из создателей отечественной шинной промышленности страны. Родился и вырос он в деревне Илькино. В Киржаче окончил ремесленное училище № 8. С детства проявлял выдумку и необычное упорство в достижении намеченной цели. Его дочь со смехом рассказывала, как, учась в ремесленном училище, отец  задумал из ржавой бочки построить подводную лодку. Мечтал на ней сплавляться по реке от родной деревни до Киржача. Тут проявилась характерная для всей его жизни черта: полет мысли, фантазия обязательно должны найти реализацию. Вся его дальнейшая жизнь характеризовалась тем, что он всегда свои мысли доводил до практического воплощения в реальном проекте. Многие годы Петр Федорович возглавлял Научно-исследовательский институт шинной промышленности. Оставил глубокий след в развитии отрасли. Соратники говорят, что его фантазии и начинания до сих пор питают изобретателей.

Его соратники говорят, что он всегда работал самозабвенно, не считаясь с соображениями выгоды и даже самосохранения. Дочь приводит в своих мемуарах такой пример. Накануне войны, приближение которой, как приближение грозовой тучи, чувствовали все специалисты в правительстве, в Кремле состоялось большое совещание по проблемам шинной промышленности. Выслушав докладчиков, Сталин обратился к директору ведущего тогда Ярославского шинного завода: «Ну, а какие соображения у вас, товарищ директор?» И отец ответил, что самая острая проблема на заводе – не техническая и не технологическая, а кадровая: не хватает специалистов, многие арестованы. Первым делом надо вернуть специалистов. «Воцарилось гробовое молчание. После совещания на папу смотрели как на обреченного. Однако кончилось тем, что на завод стали возвращаться ранее арестованные работники. Их привозили и увозили в «воронках», но все же их жизнь изменилась: они занимались своим делом, к ним прекрасно относились, в первую очередь директор».

В 1943 году немцам удалось разбомбить завод. Приложив титанические усилия, забыв о сне и отдыхе, ярославцы в считанные месяцы восстановили производство. В послевоенный период работал П. Ф. Баденков заместителем министра резино-технической промышленности, но всегда его к себе манила непосредственная организаторская работа, и он выпросил себе перевод в научно-исследовательский институт, которым руководил 27 лет. Работал вдохновенно, с полной самоотдачей. При его непосредственном участии были разработаны шины для военных машин, для которых не страшны попадания пуль и осколков, для сверхтяжелых самолетов, для космического челнока «Буран». Сотрудники говорят, что личный авторитет Петра Федоровича был настолько высок, что к нему как к мэтру относились руководители ведущих мировых фирм, а сотрудники уважительно за глаза называли «Петром Великим».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

58