Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

20.08.2016 11:46 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Память взывает

Автор: С. КРОТОВ, краевед.

Взволновал меня и не дает покоя телефонный звонок от А. Я. Красноштана, ведущего хозяйство на Борисо-Глебском погосте. Он на кладбище, которое используют в основном жители микрорайона Красный Октябрь и близлежащих деревень, обнаружил могилу первого председателя районного Совета Александра Ивановича Романова. В совершенно заброшенном состоянии: оградка сгнила, памятник поржавел. А ведь с этим человеком связана целая эпоха в истории нашего города и района.

Лично я не был знаком с этим человеком, о нем как о незаурядной личности знаю лишь по отрывочным карандашным протоколам да по обстоятельным материалам, собранным о нем старательными филипповскими краеведами В. А. Куравцевым и К. С. Крючковым. Возглавив орган местного самоуправления в экстремально трудный, можно сказать, кошмарный период, он организовал выход района из голода и нищеты, очень мощно опирался на инициативу рядовых рабочих и крестьян. Тут есть чем заинтересоваться нашим краеведам, полезно изучить его деятельность тем, кто в настоящее время мечтает вывести родной край из провала и привести его к новому расцвету.

Легких и тучных периодов в деятельности органов местного самоуправления, сколько бы ни всматривался в краеведческие материалы, мне в истории родного края найти не удалось. Да их, скорее всего, и не было никогда и не предвидится в будущем. А вот как проявляли себя органы местного самоуправления, как бы они в разное время ни назывались, интересно и полезно знать для сегодняшней, да и для завтрашней практики. Труднее, чудовищнее периода, в который действовал руководимый А. И. Романовым орган местного самоуправления, и не придумать. Судя по карандашным протоколам, бережно хранимым в областном госархиве, в Киржаче, тогда заштатном городке Покровского уезда, сложился Совет рабочих депутатов после Февральской революции 1917 года, в период двоевластия. Тогда в Киржаче, как и в соседних городах Орехове-Зуеве и Александрове с весны 1917 года одновременно действовали комитеты Временного правительства и его комиссары и Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В силу малограмотности и недостаточной политической подготовки рабочих активистов в Киржаче местный Совет попал под влияние комиссара Временного правительства. Осенью 1917 года в этот Совет рабочие самоварного завода делегировали давильщика, поработавшего на подмосковных заводах и там вступившего в партию большевиков, Александра Ивановича Романова.

Когда из Питера в Киржач пришла телеграмма о переходе всей полноты власти в руки Советов, в Киржачском органе самоуправления разгорелся жаркий спор. Городской голова Борисовский, одновременно возглавлявший рабочий Совет, судя по протоколу, говорил, что политика большевиков позорит Россию, депутаты от партии кадетов и эсеров  предлагали «пока держаться нейтралитета и ждать, чем кончится борьба пролетариата с капиталом в Питере и в Москве». Затем слово взял рабочий завода Аленчикова и Зимина А. И. Романов. По воспоминаниям старожилов, это был человек могучего телосложения, малограмотный, но смекалистый, рассудительный и твердый, на ветер слов не бросающий. Он, как передает карандашная запись, сказал, что политика выжидания убийственна для пролетариата, что выступление рабочих в столице нужно поддержать на местах.

Сторонники Борисовского в знак протеста покинули заседание Совета. Оставшиеся представители предприятий избрали председателем местного Совета А. И. Романова. Обновленный Совет немедленно приступил к решению жгучих проблем, назревших в городе и в окрестных деревнях. И хотя рабочие активисты не имели никакого опыта административной работы и никаких указаний и финансовой подпитки «сверху», ими было сделано очень и очень многое. Судя по протоколам, А. И. Романов сразу же определил, что в сферу забот Совета нужно включить не только жителей заштатного городка, но и жителей соседних волостей, тесно связанных производственными узами с Киржачом. В Лукьянцевской, Финеевской, Филипповской, Жердеевской и Коробовщинской волостях по его предложению выбрали сельские Советы и женские комитеты, создали 104 комитета бедноты. Эти самодеятельные общественные органы перераспределили пахотные и сенокосные общинные угодья в пользу тружеников, они способствовали мобилизации рабочих и крестьян в Красную Армию, вели учет семей красноармейцев, оказывали им материальную помощь, взяли на себя спасение от голодной смерти беспризорных детей. По настоянию А. И. Романова, в Киржаче при самодеятельном Совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов активисты создали биржу труда для помощи безработным, отдел призрения инвалидов, продовольственный комитет. По рекомендации Совета активисты предприятий организовали сбор тканей и бытовой посуды для обмена их на зерно, картошку и муку. На горячее питание школьников женсоветы ежедневно отпускали до 400 обедов.

По настоянию председателя районного Совета активисты на местах организовывали действенную помощь оголодавшим семьям красноармейцев. Так, в Киржаче, как видно из отчетов продовольственного комитета, в 1921 году получали продовольственные пайки 280 семей красноармейцев, в Филипповской волости – 617 семей, в Финеевской – 177, в Лукьянцевской – 357. В 1920 году 135 семьям фронтовиков отпущен лес на корню для ремонта жилья и хозпостроек, 1010 семьям оказана помощь в обработке земли, 492 семьям помогли в заготовке сена.

К концу Гражданской войны разруха и обнищание достигли катастрофических размеров. В самодеятельном районе на полную мощность не работало ни одно предприятие. Замерли самые крупные текстильные фабрики Соловьевых, еле дышал завод Аленчикова и Зимина. Остальные 6 фабрик и 33 раздаточных конторы, снабжавшие надомников сырьем, действовали эпизодически. Более половины семей в деревнях оказались безлошадными и бескоровными, то есть были обречены на голодное вымирание. Вся страна испытывала острейшую нужду в хлебе, в соли, сахаре, в сбруе, в гвоздях, одежде и обуви – во всем!

Опираясь на страстное желание тружеников вырваться из смертельных объятий нужды и голода, активисты местных органов самоуправления работали, не щадя себя. В начале 1920-х годов рабоче-крестьянская инициатива повсеместно была била родниковыми ключами, и активисты направляли ее в созидательное русло. Усилиями бывших красноармейцев в 1921 году в районе, созданном в Покровском уезде по инициативе киржачан, запустили в действие 48 кузниц, 35 мельниц, 7 кирпичных заводов. По полгода без всякой оплаты десятки бывших красноармейцев работали на бумажной фабрике близ дд. Ивашево и Савино и восстановили ее. На заводе Аленчикова и Зимина в основном бывшие красноармейцы наладили ремонт и сборку плугов, борон и другого сельхозинвентаря.

Период с 1922 по 1927 годы в нашем крае характеризуется небывалым размахом жилищного и хозяйственного строительства в деревнях. Бывшие красноармейцы, получив от органов местного самоуправления за счет перераспределения общинных земель новые усадьбы, а главное, — бесплатно деловую древесину в ближайших рощах, бесплатно глину и песок в местных карьерах, во всех деревнях развернули строительство новых домов, хозяйственных сараев, бань – мастерских, амбаров и прочего. Мой дед, участвовавший в Гражданской войне на стороне красных, с восторгом рассказывал, что новые дома для себя строили просторные, высокие, светлые, дворы, так непременно с двухсторонним проездом. «Работали, — рассказывал дед, — с восхода и до заката, да так, что гимнастерки на спинах от соли становились белесыми. Само по себе в деревне прекратились самогоноварение и пьянка – некогда!»

Когда в стране развернулись индустриализация и сплошная коллективизация, сотни, тысячи деревенских изб были перевезены в соседние города и рабочие поселки. Огромными жилыми массивами стоят эти избы в Орехово-Зуеве, Ногинске, Александрове, Карабанове, Киржаче, Кольчугино и по сей день служат людям.

В тот период, когда районным органом самоуправления руководил А. И. Романов, чрезвычайно много удалось активистам сделать для «смычки города с деревней»: создать сеть, стационарную и мобильную, потребительской кооперации, заготконтор; молодежь во многих деревнях построила избы-читальни, фельдшерско-акушерские пункты, мосты через хляби, противопожарные пруды и запруды и многое другое. Районные органы самоуправления ежегодно в райцентре устраивали многолюдные ярмарки и выставки продукции государственных, кооперативных и индивидуальных хозяйств. На эти ярмарки-выставки каждая волость выставляла свой голосистый хор, некоторые – по нескольку хоров, гармонистов и балалаечников.

Памятуя о самоотверженной и плодотворной работе первого председателя районного Совета, Красноокотябрьский поселковый Совет уже в постсоветское время присвоил его имя одной из новых улиц поселка, то есть увековечил память об А. И. Романове. Однако память – материя живая, случается, что она зарастает будыльем и тенетами. Хотелось бы, чтобы нашлись активисты, которые приведут захоронение в порядок, а память о самоотверженном активисте поставят на службу тем, кто мечтает, опираясь на мощную поддержку населения, вытащить край из недавнего провала и добиться серьезного улучшения жизни коренных и сезонных жителей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36