Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

05.08.2016 16:02 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 54 от 02.08.2016 г.

Финеевская ГЭС

Страницы истории

Когда  Великая Отечественная война шла к завершению, а наши войска освобождали Европу от фашизма, советское Правительство 8 февраля 1945 года приняло постановление «О развитии сельской электрификации». Там, в частности, указывалось, что строительство сельских электроустановок, обслуживающих отдельные колхозы, производится силами колхозников за счет средств этих хозяйств и сельхозкредита.

Это мудрое решение было вызвано тем, что немцы в центральной России разрушили все большие гидростанции и теплостанции, питающие города, села и деревни. Надо было срочно восстанавливать промышленность и сельское хозяйство. И. В. Сталин и советское правительство придавали этому большое значение.

Межколхозные ГЭС должны были сооружаться на долевых началах силами заинтересованных колхозов.

Наш регион тоже не оставался в стороне. Так, было принято решение построить на реке Киржач недалеко от деревни Финеево, межколхозную гидроэлектростанцию.

Уже в июле 1951 года «лампочки Ильича» зажглись в деревнях Финеево и Кашино, а летом 1952 года — в деревнях Акулово и Тельвяково. Если в первом направлении не надо было делать просеки и вести электричество через болота и речки, то во втором случае через дремучий лес (как его называли «Грачев») пришлось прорубать широкую просеку (местное название — «трасса», где жители каждый год собирали землянику), устанавливать там деревянные, пропитанные креозотом столбы, затем натягивать провода. А перед этим и после надо было преодолеть три топких болота шириной каждое метров сто-сто пятьдесят: между ГЭС и деревней Никифорово, между полем за деревней Никифорово и лесом, а также заболоченную речку перед деревней Акулово. Все работы велись вручную, с использованием лопат, топоров, буравчиков для крепления роликов, монтировки для скручивания проволоки, «когтей». Транспорт — телега с лошадью, велосипед.

Просека была такая прямая и широкая, что в хорошую погоду из деревни Акулово, стоящей на горе, были видны дома деревни Никифорово, а это километров пять-шесть.

В последующие два-три года количество деревень, в которые пришло электричество, увеличилось. На улицах, вдоль деревни, по вечерам на столбах горели лампочки, а в окнах домов через занавески проглядывал свет.

Машинное отделение ГЭС с двумя турбинами было кирпичное, а каркас плотины был выполнен из сварных металлических профилей и забран деревянными щитами. Противоположные берега укрепили деревянными срубами, которые заполнили большими камнями. Камни собирали со всех ближлежащих полей и дорог, возили на телегах. В основном, этой работой занимались женщины, так как с войны многие мужчины не вернулись домой.

Поверху плотины, соединяя два берега, был проложен деревянный мостик шириной около метра — единственная связь с деревней Финеево, где находились сельсовет, почта, магазин, остановка редкого поезда по маршруту Орехово-Зуево — Александров (через Киржач).

Внизу плотины, чтобы вода не вымывала дно, был бревенчатый настил, на который падала лишняя вода. Перепад воды был четыре-шесть метров. С настила обычно много рыбаков ловили рыбу. Попадались окуни, щурята, плотва, пескари.

Весной, в половодье, когда перед плотиной поднималась вода, один или два ряда верхних щитов плотины снимались, и устремившийся поток воды часто сносил дерявянный мостик («лавы»), расположенный в трех километрах вниз по реке, напротив церкви. Щиты снимались и летом, после обильных дождей.

Перед плотиной река сильно разлилась, затопив вокруг все низкие места и часть луга. Расстояние между берегами достигало метров пятьсот. На ГЭС круглосуточно дежурили специалисты. У них была самодельная, сделанная из досок лодка, которую работники давали желавшим поплавать или порыбачить.

Для обслуживающего персонала было построено несколько одноэтажных щитовых домиков на два хозяина, выкопан колодец, участок огорожен забором. Жители разбили грядки для овощей, посадили фруктовые деревья и кустарники. Впоследствии обслуживающий персонал был набран из местных жителей.

С середины разлившейся перед плотиной реки открывался замечательный вид на сосновый бор со столетними деревьями («Городищи»), а правый берег, в сторону Финеева, был высокий, слоистый, глиняно-песчаный.

Когда где-то провода линии обрывались или надо было произвести профилактический ремонт, на велосипеде выезжали специалисты — на руле висела сумка с инструментом, к заднему багажнику привязаны «когти». Где можно было проехать — ехали, где нет — велосипед тащили на себе.

Кроме того, на ГЭС был собственный транспорт — лошадь, для чего летом для нее на зиму заготавливали сено.

ГЭС работала с перебоями, а осенью из-за большого потребления лампочки горели в полнакала, мигали. Но жители были довольны, вечером, после сельхозработ, можно было почитать газеты. А газету «Киржачский ударник» выписывали все, даже дачники, приезжавшие только на лето. Почтальон пешком из Финеева приносила газеты жителям села Ильинское и деревни Никифорово. В газете печатали сводки с полей, таблицы с перечнем совхозов и колхозов, сдобренные цифрами, процентами выполнения планов по заготовке сена, надою молока, заготовке картофеля и других важных дел.    

Чтобы заинтересовать читателей, газета печатала детективы с продолжением. Один год люди зачитывались романом Л. Овалова «Букет алых роз».

В конце каждого месяца по домам ходила сборщица оплаты за пользование электроэнергией, В каждом доме были счетчик и одна-две лампочки мощностью 25 или 40 ватт (свечей), а также книжка по учету расхода и оплаты за электроэнергию.

Единственный электроприбор, о котором все мечтали и со временем приобретали, был… утюг. Сейчас трудно представить, как гладили одежду чугунным утюгом, в котором в качестве нагревателя был раскаленный уголь, как в самоваре.

В шестидесятые годы стали развиваться совхозы и колхозы: появились новые корпуса коровников и телятников, хранилищ для овощей, строились школы и клубы, магазины, появились ремонтные мастерские.

Электроэнергии Финеевской ГЭС стало не хватать, и государство, начиная с 1955 года, разрешило сельским предприятиям подключаться к государственным энергосистемам.

Финеевская ГЭС была демонтирована в середине семидесятых годов, достойно выполнив свою задачу.

Сейчас на месте плотины находятся жалкие останки здания бывшего машинного отделения.

   Ю. НАЗАРОВ.        

НА СНИМКЕ: автор на плотине в 1963 году.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

952