Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 97 от 29.12.2017 г.

Как отмечали Новый год и Рождество до революции

Автор: Александр Олейник

:Рождественская открытка начала ХХ века. В конце ХIХ века такие открытки становятся популярной формой поздравления с Рождеством и Новым годом.

Вот-вот настанет Новый год. Улицы города уже давно сверкают огнями праздничных гирлянд и поздравительных перетяжек; на площадях и во дворах терпеливо ждут веселых горожан красочные ёлки. Прошли традиционные утренники в детских садах, догуливают свои «утренники» — предновогодние корпоративы — взрослые. Совсем скоро под бой курантов и залпы фейерверков уже в семейном кругу люди встретят новый, 2018 год. То, как отмечают у нас этот праздник, все знают прекрасно: оливье, шампанское, старые друзья и новые надежды на лучшее. Кто позажиточней — может, например, махнуть в горы для быстрых «прогулок» на лыжах, но основная масса встречает Новый год дома с устоявшимися атрибутами праздника.

А давайте посмотрим, как встречали Новый год и Рождество раньше? Для этого обратим свой взгляд на более чем 100 лет назад — в Российскую империю. Ведь после прихода большевиков к власти в 1917 году и начала их антиклерикальной политики акцент с христианского Рождества намеренно был смещен в сторону празднования Нового года, а значит, некоторые ранее утвердившиеся традиции были утеряны или стали неактуальными. Но самое главное то, что основные атрибуты празднования Нового года устоялись ещё до Октябрьской революции.

Моду пышно отмечать Новый год пытался ввести (и небезуспешно) ещё Петр I. Он предписывал украшать свои дома хвойными ветками. Устанавливать ёлки начали позже — в 30-х годах XIX века, при императоре Николае I. А царь Александр III считал своим долгом побывать на ёлке при участии нижних чинов собственного конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции.

«К концу XIX века предписания Петра I об украшении домов хвойными ветками не соблюдались. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение XVIII и XIX веков. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды», — пишет журнал «Живая история» (№ 7, 2015 г.) (1).

Однако уже на рубеже ХIХ-ХХ веков елки на Новый год стали устанавливать все чаще. В Москве, например, появились многочисленные базары, где их продавали. Украшали хвойное дерево лентами из ткани, игрушками (которые после праздников отдавали детям), на макушку вешали Вифлеемскую звезду. Постепенно празднование Нового года приобретало свои традиции. Хозяева старались накрыть богатый стол, который по народному поверью обеспечивал сытый и удачный в материальном плане будущий год. Интересна легенда, повествующая о том, почему при встрече Нового года стало принято пить именно шампанское: «А вот традиция пить шампанское, как гласит легенда, появилась после разгрома наполеоновской армии. В 1813 году русскими были опустошены винные погреба мадам Клико. Мадам не очень-то этому противилась и вроде бы даже сказала, что «Россия покроет убытки». Это действительно и произошло, так как вино Дома Клико оказалось превосходным, и его часто стали выписывать в Россию. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних празднеств» (1).

Теперь поговорим о Рождестве. Выходными днями обычно были в Российской империи 25 и 26 декабря и 1 и 6 января (Рождество раньше отмечали 25 декабря — по Юлианскому календарю).

В книге «Владимирский край в материалах фольклорных экспедиций» подробно описывается, как его отмечали в Киржачском районе. Не только у нас, но и в других регионах страны представители всех сословий считали обязательным на Рождество посещение церкви. Получалось так, что в этот день храмы были переполнены, особенно в городах. В домовых храмах (освященные помещения в домах частных лиц либо отдельные постройки при различных учреждениях: больницах, домах престарелых, учебных заведениях) даже вводили определенное количество билетов на посещение храма. «У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота — билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом», — указывает историк Наталья Рогожина.

После церкви, как рассказывали исследователям местные старожилы, в Киржачском районе некоторые пекли пироги и звали гостей. Некоторые пекли печенье из пресного теста в виде буквы «Х».

Особое место в культуре празднования Рождества занимают колядки и святки. На Рождество принято было ходить по домам и славить Христа. За это хозяева давали им гостинцы (конфеты, печенье, баранки, пряники). Могли дать и деньги: кто копейку, кто пять. Пример одной из детских славильных песен:

«Христос рождается,

славите,

Христос на земле,

вознеситися,

Пойте, господи,

вся земля,

И воспойте имя господнее!» (2).

Не стеснялись крестьянские ребятишки ходить в дома людей высшего сословия. Например, в деревне Савино жила семья фабриканта Петра Петровича, жена которого давала детям за святки орехов и семечек.

В канун же самого Рождества — на Сочельник — принято было гадать, колядовать, переодеваться в животных с использованием шкур, рогов, масок и других элементов ряженья.

Новый год — один из главных, самых долгожданных наших с вами праздников. Желаю всем вам, дорогие читатели, успеха и благополучия в новом году! Пусть все заветные мечты сбываются! А отдельно выражаю благодарность за предоставленные пособия и помощь в подготовке материала Л. Г. Гуряковой — директору Киржачского районного историко-краеведческого и художественного музея.

(1) Журнал «Живая история» (№ 7, 2015 г.).

(2) Книга «Владимирский край в материалах фольклорных экспедиций», г. Владимир, 2006 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41