«Шелест листвы в Киржаче могу слушать до бесконечности…»
Мужчина – творец
В Киржачском районном центре народной культуры прошла выставка работ В. И. Степушова. Яркие, самобытные работы художника никого не оставили равнодушным. Здесь присутствовали картины разных жанров – но, в основном, пейзажи. Море, Москва, киржачская природа – почти вживую представали перед зрителями. После открытия выставки Виктор Иванович рассказал нам о себе и о своем творчестве.
- Вы только что увидели выставку – как Вам наш выставочный зал?
- У меня просто нет слов. В таком ракурсе я свои картины еще не видел. Здесь очень много пространства, «воздуха», говоря профессиональным слэнгом. Огромное спасибо за организацию Галине Юрьевне Подольской – всё это целиком ее заслуга.
- А как Вы попали в наш город?
- Лет тридцать назад здесь, в Киржаче, жил мой друг-лесник. Я приезжал к нему в гости – и влюбился в киржачскую природу. Долгое время, увы, не получалось к ней вернуться. Мы с женой жили в Севастополе, там же я и работал – еще при украинских властях. А сейчас мы купили домик в Покровском районе, но ближе к Киржачу, чем к Покрову. И вот решил организовать выставку в вашем прекрасном городе. То есть – прошу прощения за оговорку – уже и в моем.
Кстати, не могу не отметить, что Киржач сильно изменился к лучшему с тех пор, как я сюда приезжал в молодости. Просто «небо и земля», как говорится. Город очень похорошел. Хочу организовать рядом с Киржачом художественную мастерскую, чтобы писать здешнюю природу. Киржачские виды – просто удивительные!
- Расскажите, пожалуйста — как Вы пришли к искусству?
- Рисовать я начал еще в детстве. Стандартный набор – акварель, гуашь… А первую картину маслом написал в армии. Там получился замечательный случай – бойцы просто выбрасывали на свалку масляные краски, но мне удалось их реквизировать в пользу искусства. Кистей не было – и работу писал, не поверите, щепками. До сих пор, сорок лет уже, она висит у меня дома – никому ее не продал и не продам никогда.
- То есть Вы – самоучка? В смысле – не обучались писать в профессиональных учебных заведениях?
- Предпочитаю термин — «самородок». Да, института не заканчивал – сам учился писать, сам вырабатывал стиль. Всё – сам.
- У Вас довольно необычная техника, надо признать…
- Обычно я работаю мастихином – чтобы создать фактуру. Широкий и толстый мазок добавляет картине объема. Краски и тени дают перспективу, а мазок – фактуру, — и картины получаются почти в 3D-формате. Кстати, недавно был на выставке испанских и итальянских художников – там на некоторых холстах слой краски в несколько сантиметров! Вот уж это точно 3D-формат, почти скульптура.
- А как Вы находите темы для работы?
- Я не ищу темы – их подсказывает жизнь. Да, у меня много пейзажей с морем, но гораздо больше – с нашими полями, золотыми маковками церквей… Это – мое. Шум моря утомляет, а шелест листвы в Киржаче могу слушать до бесконечности. Хотя главной темой для меня всегда был город. Как мне сказали в Эрмитаже: «Степушов – закоренелый урбанист».
- Большинство работ на выставке – пейзажи. Скажите, Вы уделяете внимание другим жанрам – например, портретам?
- Портреты пишу только для близких людей. Ну, или за большие деньги, — с юмором ответил художник. – У меня импульсивный характер, хочется быстрее закончить картину, а портрет быстро писать не получится.
- А насколько быстро Вы пишите?
- Очень быстро. В день могу написать три, а то и четыре картины. Перед самым моим отъездом из Севастополя в Киржач мне позвонили друзья. В город должен был приехать Лужков, и к этому событию открывалась выставка «Севастополь – Москва». И друзья попросили «материала» для нее. За две недели я написал около тридцати картин с видами города. Самое смешное – за них заплатили гривнами. А куда их девать? Я же в Россию уезжал. Ну, накупил всякого хлама, погрузил в машину – и поехал…
В молодости вообще на картину тратил часа два. Но вот на место, которое буду писать – могу ходить годами. Приглядываться, выбирать ракурс, пытаться прочувствовать его, найти детальки какие-то…
- У Вас на картинах – удивительное разнообразие стилей. Рядом с явно импрессионистскими работами – предельно реалистические пейзажи, и тут же – картины с элементами символизма… Это поиск себя, своего жанра, продолжающийся до сих пор?
- Нет. Просто не хочется искусственно загонять себя в рамки какого-то одного направления. Как образ на душу лёг – так его и воплощаю. Главное – чтобы он лёг на холст так, каким возник, а уж стиль – не столь важен.
Хочется сказать «спасибо» художнику, так порадовавшему посетителей своими картинами – такими разными, но всегда талантливыми, яркими, образными и теплыми. Будем надеяться, Киржач еще не раз познакомится с новыми работами Виктора Ивановича, порадуется им и поаплодирует настоящему творчеству.
В. ЮРЬЕВ.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.