Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

13.02.2019 15:40 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 12.02.2019 г.

Преодоление

Автор: Ирина Авдеева

Ю. А. Голуб

Почетному гражданину г. Киржача и Киржачского района Ю. А. Голубу исполнилось 75 лет

«Мир я сравнил бы с шахматной доской: то день, то ночь. А пешки? Мы с тобой …» — эти строки принадлежат великому философу, ученому и поэту Омару Хайяму. Так кто же тот игрок, кто разыгрывает на доске жизни сложные и запутанные партии, заставляя своего соперника преодолевать, казалось бы, немыслимые трудности? Сегодня мой рассказ — о человеке, которому судьба не раз пыталась поставить шах и мат, а он, используя навык, выработанный при игре в шахматы, в, казалось бы, безнадежной ситуации всегда находил шанс побороться и добиться перевеса на свою сторону.

13 февраля свой 75-летний юбилей отмечает Юрий Александрович Голуб — Почетный гражданин города Киржача и Киржачского района, человек неординарный, многогранный, внесший огромный вклад в развитие шахмат в нашем районе.

ДЕКОРАТИВНЫЙ ЗАМОЧЕК

Место рождения Юрия Александровича – поселок Тоцкое Оренбургской области, где в промерзлый февральский день 1944 года он появился на свет. Его родители были эвакуированы в Оренбуржье. Мама была коренной москвичкой, отец – родом с Украины. В то время население Оренбургской области напоминало лоскутное одеяло. Бок о бок мирно жили и поддерживали друг друга русские и татары, казахи и евреи. Жилось в военное и послевоенное время трудно. Суровый климат, помноженный на очень скудное питание, был тяжелым испытанием для людей. Да что говорить?! В то время всем жилось ох как нелегко. До сих пор помнит Юрий Александрович похлебку из солодкового корня, а еще бережно хранит теплые воспоминания о том, как, будучи маленьким мальчишкой, он спокойно один гулял по улицам, и родители, находившиеся на работе, не боялись, что с ним может случиться что-то плохое, зная, что если сынишка зайдет в любой дом, его обязательно накормят, как бы ни было голодно, да и соседи присмотрят.

Дома в поселке не запирались, и случаев воровства не было. Матери Ю. А. Голуба очень трудно было привыкнуть к такому укладу жизни. В Москве это было бы просто невозможно. Для душевного спокойствия она все-таки повесила на двери маленький декоративный замочек, который открывался без ключа, что было предметом шуток со стороны мужа и сына.

СТАНОВЛЕНИЕ

Через несколько лет отца перевели во Владимирскую область. Мать очень радовалась, что они теперь будут поближе к Москве. Сначала жили в Покрове, где Юра учился с 1 по 6 классы. Жила семья всегда очень скромно, мальчик часто болел, но, несмотря на пропуски занятий, успевал по всем предметам. Одноклассники приносили ему домашние задания, с которыми тот успешно справлялся, самостоятельно осваивая новый материал, а потом просили дать им списать. Учиться приходилось лежа. После четырех двухсторонних воспалений легких пареньку пришлось буквально выкарабкиваться к жизни, не давая болезни утащить его на черное дно безысходности и отчаяния.

И тут крепкой поддержкой и опорой стали книги, сыгравшие огромную роль в становлении его как личности. Любовь к чтению парнишке передалась от мамы. Как-то раз Валентина Васильевна принесла болеющему сынишке книгу Ф. Купера «Следопыт», которая произвела на Юру огромное впечатление. С тех пор жизни без книг он уже не представлял. Мальчик очень много болел и очень много читал, а мама постоянно приносила ему из библиотеки все новые и новые книги. И вскоре непрочитанные книги закончились. Тогда он стал перечитывать заново уже прочитанные. Ему нравилось все: и приключения, и фантастика, и классические произведения.

Через 5 лет семья переехала в Киржач, и Юрий продолжил учебу в средней школе № 2. Учился он практически на одни пятерки и окончил школу с серебряной медалью. Когда юноше исполнилось 16 лет, умер отец, и Юра остался с мамой вдвоем, живя в полуразрушенном доме на ее крохотную зарплату. Поэтому сразу же после окончания учебы он устроился лаборантом в своей школе, решив продолжить дальнейшее обучение в заочной форме.

Юноша решил поступать в химико-технологический институт, а подтолкнула его к этому шагу опять-таки книга – «Занимательная геохимия» А. Ферсмана, которую как-то раз принесла Валентина Васильевна из библиотеки в связи с отсутствием непрочитанных художественных книг. Эту книгу Юра прочитал несколько раз с большим интересом. Видя это, мама принесла ему учебник по химии, который сын стал самостоятельно осваивать. Поэтому когда настала пора изучать данный предмет в школе, он был уже к этому подготовлен, с удовольствием помогал учителю в проведении химических опытов, отлично знал лабораторное оборудование. После окончания школы Юрий дважды пытался поступать в химико-технологический институт, пока ему не сказали, что по состоянию здоровья (слабые легкие, проблемы с сердцем) он там учиться не сможет.

Тогда он открыл справочник вузов и наугад ткнул пальцем, который замер на строчке «Московский государственный заочный педагогический институт».

Выбор оказался не случаен. Рисовать мальчик начал с раннего возраста, делая несомненные успехи. Родители всячески поддерживали его увлечение. Тяга к творчеству передалась Юре по материнской линии. Его двоюродная сестра была довольно известным скульптором, увы, «сгорев» от неизлечимой болезни в 37 лет. Немало ее работ можно увидеть в Фергане.

На художественно-графическое отделение молодой человек поступил сразу же. Юрий любил рисовать натюрморты, пейзажи, стремясь передать на холсте, листке бумаги красоту окружающей природы, которую он так любил, мир во всем многообразии, получая несравнимое наслаждение от прогулок по лесу, когда хочется вдыхать и вдыхать смолистый воздух, наслаждаться пением птиц, и так хорошо думается.

А еще жизнь заиграла яркими красками, когда Юрий всерьез увлекся фотографированием, дающим возможность запечатлеть на пленке все самое интересное, что его окружало.

В ДОБРОВОЛЬНОМ ПЛЕНУ У ШАХМАТ

Смерть отца сын пережил тяжело. Он всячески стремился поддержать мать, которую очень любил. Видя, в каком угнетенном состоянии тот находится, его одноклассник решил научить друга игре в шахматы, чтобы хоть немного облегчить его душевную боль. Сначала шахматы особо не заинтересовали юношу. Как-то раз, когда проходило первенство района по шахматам, а список участников оказался неполным, Юрию Голубу предложили тоже посостязаться за шахматной доской.

- Из семнадцати партий я проиграл шестнадцать, — смеется, вспоминая этот конфуз, Юрий Александрович. – На том первенстве я занял предпоследнее место, опередив лишь одного старичка. Как же меня это задело!

Молодой человек себя дураком не считал, а здесь такое фиаско! Он обложился литературой по шахматам, стал выписывать журналы по соответствующей теме, которые читал взахлеб, увлекаясь шахматами все больше и больше. Через пару лет Юрий Голуб стал чемпионом района, и свое чемпионство сохранял на протяжении нескольких лет, не давая соперникам одерживать над собой верх. А также были различные соревнования, с которых молодой шахматист возвращался победителем или призером. Он был капитаном сборной команды ДСО «Урожай», являлся организатором всех шахматных турниров, проходивших в Киржаче, возглавлял федерацию шахмат района.

Любовь к шахматам была столь сильна, что Юрий Александрович не мог не увлечь этой захватывающей игрой и учащихся, и вскоре средняя школа № 2, в которой он работал, была повально охвачена «шахматной эпидемией». В каждом классе проходило первенство, в котором участвовали по 15-20 начинающих шахматистов. Энтузиазм и страстная увлеченность шахматами Ю. А. Голуба, которую он передавал ребятам, уча их шаг за шагом постигать великое искусство этой красивейшей игры, требующей немалых умственных усилий, привело к тому, что встал вопрос об организации в Киржаче детской спортивной школы с двумя отделениями – лыжным и шахматным. И если лыжное было укомплектовано тренерским составом, то с шахматным все оказалось сложнее. Его возглавить предложили Ю. А. Голубу.

ТРЕНЕР

В то время в жизни Юрия Александровича Голуба произошли большие изменения. Работая в школе лаборантом, он также вел несколько часов рисования, а так как учитель рисования уходил на пенсию, то по договоренности с директором Юрий Александрович должен был занять его место. А в отделе образования об этом не знали, послали заявку на учителя рисования, и в школе появилась молодая учительница, выпускница Ивановского художественного училища – Надежда Николаевна Попова. Чувствуя ответственность за данное ранее Юрию Александровичу обещание, директор школы А. М. Гальянова попыталась исправить положение и добиться ее перевода, а у молодых людей стали завязываться отношения. Они совместно работали над оформлением школы, Юрий Александрович щедро делился советами, помогал Надежде Николаевне в работе, практически направил ее на учебу в МГЗПИ, который сам до этого успешно оканчивал. Так дружеские отношения стали перерастать в нечто большее и привели к созданию семьи. Воспитанная в несколько других условиях, жена тянулась за мужем, ее восхищали его начитанность, острый ум, многообразие интересов, обилие книг, которые он собирал вместе со своей матерью.

Надежда Николаевна стала для Юрия Александровича не только любимой женщиной, охотно разделявшей его интересы и увлечения, но и главной поддержкой и опорой, когда в дом постучала беда.

В квартире немало работ супруги Ю. А. Голуба, а в его комнате, на видном месте, висит портрет любимой мамы, написанный любимой женой. Валентина Васильевна, которая вначале не одобрила выбор сына, очень скоро по достоинству оценила золотое сердце его Надюшки.

Когда поступило предложение возглавить шахматное отделение, жена убедила мужа его принять, прекрасно осознавая, какую роль в его жизни играют шахматы. И после недолгих колебаний Юрий Александрович дал свое согласие. Вчерашнему игроку, сражавшемуся за шахматной доской с самыми серьезными соперниками, теперь хотелось попробовать себя в роли тренера, передать ученикам свои знания, опыт, которого было накоплено немало. Первыми воспитанниками шахматного отделения стали учащиеся средней школы № 2.

Молодой тренер весь отдавался своей работе, он учил ребят быть тактиками и стратегами за шахматной доской, правильно анализировать партии, проникал с ними в тайники шахматной науки, разбирал этюды, знакомил со множеством книг, постигая теорию шахмат.

И как же становилось радостно на душе, когда воспитанники Ю. А. Голуба стали занимать призовые места на соревнованиях.

Юрий Александрович убежден: кто начинает играть в шахматы поздно, не может добиться больших результатов (себя он причисляет к этой категории). Начинать следует с раннего возраста.

Количество желающих постичь шахматную науку возрастало, приходили ребята из других школ, и одному тренеру было трудно работать в отделении. И тогда Юрий Александрович предложил тренерскую работу своей бывшей ученице Марине Печниковой, когда она окончила среднюю школу.

Конечно, вначале девушке было нелегко, но Ю. А. Голуб всегда приходил на помощь, поддерживал в трудную минуту. На первых порах он отдал ей часть своих учеников, а потом они стали работать в творческом тандеме. Марина давала юным шахматистам начальные знания, а затем школьники попадали в опытные руки Юрия Александровича, который шлифовал их мастерство. Ребята учились храбро атаковать и умело обороняться на шахматном поле, окружать противника, тонко проводить осаду. Они ощущали себя полководцами, которые бросают вперед свои войска, или, наоборот, искусно маневрируя, подводят противника к умело подготовленной западне.

ШАХМАТНЫЕ САМОРОДКИ

Уже в первый год команда юных шахматистов Ю. А. Голуба заняла первое место на соревнованиях в области. А дальше пошли победы и призовые места на самых разных шахматных турнирах. Юрий Александрович работал с каждым воспитанником, но чем больше ребята погружались в мир шахмат, тем ярче начинали блистать истинные самородки.

Таким был Сергей Шипов – яркая неординарная личность, великолепный шахматист, который навсегда связал свою жизнь с шахматами. Он понимал своего наставника с полуслова. Склонившись над книгой, они могли часами разбирать ту или иную партию, анализировать прошлую игру, искать, в чем причина допущенных промахов. Для Сергея, как и для Юрия Александровича Голуба, шахматные сражения превращались в настоящее искусство.

Совершенствование шахматного мастерства Сергей Шипов продолжил в московской спортивной школе-интернате, затем окончил физико-математический факультет МГУ. Воспитанник Ю. А. Голуба стал вице-чемпионом России, был победителем нескольких международных турниров, входил в команду чемпиона мира Г. Каспарова. Он — автор четырех книг о шахматах, которые бережно хранит его первый тренер, от души гордясь своим воспитанником, ставшим гроссмейстером.

«Первому учителю шахмат Юрию Александровичу Голубу от его прилежного ученика…» — гласит подпись Сергея Шипова на титульном листе одной из его книг, подаренной своему тренеру.

Известным гроссмейстером стал еще один ученик Юрия Александровича – Володя Белов. Буквально сразу опытный взгляд тренера оценил неординарные способности совсем еще мальчишки, который буквально жил шахматами. Он все схватывал на лету и заставлял своих соперников за шахматной доской, невзирая на их опыт и мастерство, очень быстро понять, что в лице юного паренька они видят перед собой очень серьезного противника.

Как-то раз Ю. А. Голуб поехал с Володей на одно из соревнований, и чтобы паренек не скучал, купил ему в дорогу сказки. Прошло немного времени, и когда он подошел к парнишке, то увидел, что тот взахлеб читал не сказки, а шахматную энциклопедию и тихонько хихикал над описанными в ней шахматными ходами. Ему не надо было доски перед глазами, юный шахматист всегда держал ее в голове, мысленно расставляя на ней шахматные фигуры.

- Когда я заболел, то тренировать Володю мне очень помог Сережа Шипов, — рассказывает Александр Юрьевич. – Я отправлял Сереже четкие инструкции, а он неукоснительно следовал им, работая с Володей. Сергей оказывал нам неоценимую помощь.

На первенстве России среди юниоров Володе Белову пришлось нелегко. Все участники соревнований приезжали с большой делегацией, их опекали тренеры, а Володя приехал с мамой, далекой от шахмат. Юрий Александрович по состоянию здоровья сопровождать его не мог.

Юному шахматисту прямым текстом заявляли, что, мол, «напрасно приехал, тебе ничего не светит». А он взял и занял первое место, а на чемпионате мира среди юниоров стал седьмым.

В ряду блестящих учеников стоит и Дима Лаврик, мастер спорта международного класса по шахматам, ставший чемпионом России среди участников в возрасте до 14 лет. Дима был победителем во многих престижных турнирах, привнеся в копилку достижений киржачских шахматистов немало наград.

И отрадно, несмотря на то, что прошло много лет с тех пор, как эти и другие ребята учились игре в шахматы у Юрия Александровича, они не теряют связи ни со своим первым наставником, ни с шахматным отделением ДООСЦ, принимают участие в различных соревнованиях, проводят сеансы одновременной игры, участвуют в блиц-турнирах. О каждом из своих учеников Ю. А. Голуб сохранил самые теплые воспоминания.

БОРЕЦ

Юрий Александрович жил вместе с матерью и женой в полуразрушенном доме, где условия были просто ужасные. Когда родился сын, страшно было его отпускать бегать по полу, зимой покрывавшемуся инеем. Воспитавший не одно поколение ребят, которые на всю жизнь полюбили шахматы, Ю. А. Голуб не считал возможным попросить что-то для себя, привыкнув довольствоваться малым в материальном смысле. Но тут вмешалась общественность. Обследовали условия проживания, написали ходатайство, и семье выделили квартиру. А вскоре у Ю. А. Голуба родилась дочь.

Жизнь Юрия Александровича текла своим чередом и не ограничивалась лишь шахматами. Любил он взять в руки корзину и оправиться с женой по грибы, разновидностей которых знает более сотни, а от 30 до 50 видов шло в засол, или, вооружившись фотоаппаратам, снимать окружающую красоту.

А еще был Юрий Александрович заядлым радиолюбителем. Живи и радуйся. Но беда подкралась незаметно, когда Ю. А. Голуб перешел полувековой рубеж, и называлась она страшным словом — инсульт.

Когда парализовало половину тела и отнялась речь, врачи сказали, что если больной будет соблюдать режим, то проживет еще года два, а Юрий Александрович уже через полтора года, держась за руку жены, отправился в лес по грибы. И пусть каждый шаг давался с трудом, но желание жить было настолько сильным, что стало движущей силой процесса выздоровления. Он учился разрабатывать речь, и как же радостно было осознавать, что родные начинают тебя понимать, что из мешанины звуков выстраиваются сначала отдельные слова, а потом и фразы. Связь с миром потихоньку восстанавливалась.

Уход за мужем стал главной обязанностью Надежды Николаевны, которая делала все возможное, чтобы возвратить его к полноценной жизни. Шаг за шагом она прохаживала с Юрием Александровичем тысячи шагов по комнате, подбадривая мужа, а он яростно боролся за жизнь, которую так любил.

Первая прогулка – спуск по лестнице на два этажа. Он возвратился в квартиру, уже держась из последних сил. И каждый день начинался с преодоления себя.

Когда Ю. А. Голуб заболел, шахматное отделение возглавил его ученик – Д. Е. Лошаков, кандидат в мастера спорта. Он достойно продолжает дело своего наставника, и Юрий Александрович очень рад, что Киржачская шахматная школа развивается, а ее воспитанники радуют своими победами на различных соревнованиях.

Болезнь стала постепенно сдавать свои позиции, и беседы с навещавшими Юрия Александровича ребятами все чаще переходили в вопросы и ответы на шахматные темы. Ю. А. Голуб начал их консультировать, разбирать партии, а затем приступил к занятиям, проходившим на дому. Он проводил и индивидуальные, и групповые занятия, разбирал с юными шахматистами партии, объяснял теорию.

И здесь вновь пришла на помощь жена. Надежда Николаевна вела за мужа записи в журнале, помогала составлять поурочные и годовые планы, вела всю отчетность посещаемости, оформляла карточки-задания, которые Юрий Александрович раздавал на занятиях ребятам, диктовала домашние задания.

Н. Н. Голуб любила спорт, она занималась в свое время верховой ездой, имела разряд по конькобежному спорту, поэтому легко вошла в шахматный мир своего мужа, будучи ему настоящей поддержкой и опорой.

Многие из учеников Юрия Александровича стали чемпионами области. Не забывали о нем и бывшие воспитанники: звонили, спрашивали, чем помочь, да вот только не любит он надоедать, быть кому-то в тягость. Ю. А. Голуб привык сам бороться с трудностями, которых в его жизни выпало немало.

А потом случилось новое несчастье – тот же недуг завладел его женой, но выйти победительницей в схватке с ним Надежде Николаевне не удалось. На помощь тут же приехала дочь, которая стала ухаживать сразу за двумя родителями, а после смерти жены Юрий Александрович вместе с дочерью Аллой живут вдвоем. Сын пошел по творческой стезе и стал педагогом дополнительного образования, работает с Ивановским детским ансамблем «Карамельки».

«ШАХМАТЫ – МОЯ ЖИЗНЬ, НО МОЯ ЖИЗНЬ – НЕ ТОЛЬКО ШАХМАТЫ»

Эти слова принадлежат чемпиону мира по шахматам Анатолию Карпову и как нельзя емко отражают жизнь Юрия Александровича Голуба. Его не сломили ни болезнь, ни утраты. Каждый раз он находил в себе силы двигаться дальше, потому что считает самым ценным сокровищем жизнь, ценя каждое ее мгновение.

- Жизнь – удивительная вещь, — говорит он, — и каждый ее кусочек – мое золото.

Около его кровати стоит компьютер, и Юрий Александрович с удовольствием играет в шахматы по Интернету со своими противниками, находящимися в самых разных уголках страны и мира, демонстрируя очень приличный уровень игры. У него огромная библиотека. Глаза разбегаются от обилия всевозможной литературы на любой вкус. О книгах Ю. А. Голуб может говорить часами. Они стали его друзьями, из них он черпал не только знания, но и под воздействием книг формировался как личность.

- Мой любимый литературный бог – Диккенс, — говорит Юрий Александрович, — величайший человеколюбец. Я научился читать в пять лет и с тех пор без чтения себя просто не мыслю. Любовь к чтению – это от мамы. А Блок – мой бог среди поэтов. Очень люблю поэтов Серебряного века.

Он не только прекрасно знаком с творчеством многих писателей и поэтов, но и помнит наизусть немало любимых стихов. О произведениях братьев Стругацких может говорить взахлеб.

Признаюсь, беседовать с Юрием Александровичем – одно удовольствие. Он поражает глубиной знаний, эрудицией, а главное — ненасытной жаждой каждый день, каждый миг узнавать что-то новое.

Особого внимания достойна его библиотека по шахматной тематике. Здесь есть книги по теории шахмат и воспоминания известных шахматистов. Есть книги и на немецком языке, которые Юрий Александрович свободно читает. На видном месте стоят несколько книг, написанных Гарри Каспаровым.

- С этими книгами приключилась незадача, — смеется Юрий Александрович. – Когда выписанные мной книги из этой серии потерялись на почте, я обратился за помощью к Сережке Шипову, который работал с Каспаровым. Он тут же приехал и привез мне все его книги.

У Ю. А. Голуба большая коллекция аудиокассет. На полках мирно уживаются Вертинский и Визбор, Армстронг и Виктор Третьяков, современные эстрадные певцы. Он с удовольствием слушает самую разную музыку или берет в руки любимую книгу и погружается в совсем иной мир.

Когда Юрий Александрович заболел, у его бывших учеников родилась идея организовать турнир в его честь – ибо трудно переоценить вклад этого человека в развитие шахмат в нашем районе. Эта идея была поддержана, и с 2007 года в Киржаче стал проводиться кубок Ю. А. Голуба, в котором принимают участие шахматисты не только из нашего района и области. Это ли не признание огромной заслуги Юрия Александровича, дань огромного уважения со стороны его воспитанников, которым он дал путевку в жизнь?

Юрий Александрович хранит множество наград: медалей, почетных грамот, он является Почетным гражданином города Киржача и Киржачского района.

- Так все-таки чем для Вас являются шахматы? – задаю ему вопрос.

- На это трудно ответить двумя словами. Игра в шахматы накладывает свой отпечаток на образ жизни, мышление, становление личности. Нельзя сбрасывать со счетов эмоциональную сторону. Шахматы – это не только игра, это еще и искусство. Поверьте, настоящая шахматная партия – это воистину произведение высококлассного искусства (Юрий Александрович знает, о чем говорит. В свое время он был награжден грамотой за самую красивую партию на первенстве области, которое выиграл).

Как правило, долгую и красивую жизнь в шахматном мире проживают те, кто не ограничивается лишь шахматами, как, например, Фишер, а кто совмещал шахматы с другими увлечениями. Ведь шахматы подталкивают человека к развитию других способностей. Яркие тому примеры — Таль, Ботвинник — очень многогранные и разносторонние личности, убедительно доказавшие, что жизнь – это не только шахматы.

Я бы назвал шахматы союзом спорта, науки и искусства и не знаю, что бы из этих трех составляющих поставил на первое место.

Шахматы для Юрия Александровича – это не просто спорт, увлекательная игра. Это совсем иное восприятие жизни, стремление сражаться до конца, быть одновременно тактиком и стратегом. И эти качества помогают Ю. А. Голубу в течение всей жизни выходить победителем в схватках, будь то шахматная партия или многолетнее сражение с болезнью.

Он – настоящий борец, и этим все сказано.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

120