Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

10.04.2019 16:45 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 05.04.2019 г.

Мерцающий блеск «Зеленой жемчужины»

Автор: Ирина Авдеева

Хореографическому коллективу Детской школы искусств им. В. М. Халилова — 30 лет

- На сцене — образцовый хореографический коллектив «Зеленая жемчужина» Киржачской Детской школы искусств, — бодро объявил за кулисами один из ведущих концерта, — и перед зрителями появились юные грациозные танцовщицы, одетые в нарядные костюмы. С первых же мгновений они завоевали внимание зрителей, которые восхищенно следили за слаженностью движений танцующих, отточенностью каждого жеста, изящной красотой рисунка самого танца, а затем, не скупясь, наградили участниц хореографического коллектива дружными аплодисментами.

С неослабевающим вниманием следили за всем происходящим на сцене и педагоги хореографического отделения ДШИ Ю. В. Моторина и И. С. Максимова, отмечая легкие шероховатости, над устранением которых еще предстоит поработать, а стоявшая неподалеку директор школы О. И. Хапилова, наблюдая за юными ученицами, кружащимися на сцене, невольно поймала себя на мысли: как же быстро пролетели три десятка лет с того момента, как был создан этот хореографический коллектив, ставший неотъемлемой частью жизни школы искусств.

РОЖДЕНИЕ «ЗЕЛЕНОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ»

В 1982 году в школе открылось хореографическое отделение, которое возглавила О. И. Хапилова — первое время работала в ней по совместительству, а через несколько лет перешла в ДШИ уже на постоянной основе. Когда Ольга Ивановна узнала, что ее бывшая ученица М. А. Никитенок (Бабуркина), которая занималась у нее еще в самодеятельности, заканчивает колледж культуры, она предложила Марине Александровне совместную работу в хореографическом отделении. Та сразу же ответила согласием, и с этого момента возник плодотворный союз педагогов-единомышленников, которые на протяжении всей дальнейшей совместной деятельности всегда «смотрели в одну сторону».

В программу обучения на хореографическом отделении входили классический танец, народно-сценический танец, постановка концертных номеров, и, достигнув в своей работе определенных результатов, педагоги увидели, что существует реальная возможность создать коллектив, который будет представлять в целом хореографическое отделение, и танцевать в нем будут учащиеся всех классов, добившиеся наибольших успехов в танцевальном мастерстве.

- Встал вопрос: как назвать созданный хореографический коллектив? — вспоминает О. И. Хапилова. — Высказывались предложения: «Киржачаночка», «Россияночка», а потом мы решили привлечь к выбору названия самих ребят, которые отнеслись к этому вопросу очень ответственно, обратились к историческим корням и предложили назвать коллектив «Зеленая жемчужина». Дело в том, что издревле Благовещенский собор, основанный Сергием Радонежским, называли жемчужиной, а весной у него появлялась роскошная «оправа» из зелени. Так и родилось название «Зеленая жемчужина».

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Первым серьезным испытанием для хореографического коллектива стала поездка в 1993 году в Москву, на фестиваль ВДНХ, где была представлена часовая программа. Ведущей концертной программы была известная киноактриса Лариса Лужина, а ассистировал ей в те годы еще малоизвестный Александр Олешко. Хореографический коллектив «Зеленая жемчужина» стал лауреатом ВДНХ. Среди лауреатов была и Ирина Сергеевна Максимова, Юлия Владимировна Моторина — ныне педагоги отделения, а тогда учащиеся хореографического отделения, которые до сих пор помнят, как все были окрылены первым успехом.

А затем были успешные выступления на многочисленных фестивалях. Участие в них является неотъемлемой частью учебного процесса, способствует профессиональному росту участников, дает возможность сравнить уровень своего исполнительского мастерства, а также найти новых друзей, приезжающих из самых разных уголков страны.

Когда еще шла работа над созданием коллектива, О. И. Хапилова и М. А. Бабуркина определились в направлении, выбрав народно-сценический танец, а для самых маленьких — детский танец.

- Я приверженец народного творчества, — говорит Ольга Ивановна. — Мы — русские люди и должны знать свою историю, свои корни. Народно-сценический танец — это олицетворение души народа. Для него типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, остается набор движений, в лучшем случае — иллюстрация события.

Без сомнения, наша основа — русский народный танец, но мы не замыкаемся лишь на нем и стараемся познакомить наших учеников через танцы других народов с их историей.

Создав хореографический коллектив, его руководители сразу же решили, что дадут шанс всем учащимся отделения выступить в одном из его составов в зависимости от степени подготовленности.

ДЛЯ НАГРАД УЖЕ ДАВНО НЕ ХВАТАЕТ МЕСТА

В кабинете, где располагаются педагоги хореографического отделения, повсюду расставлены награды, полученные на престижных фестивалях и конкурсах, количество дипломов и грамот просто не перечесть. И все-таки прошу преподавателей перечислить наиболее весомые победы коллектива.

- Нельзя не назвать Всероссийский, а теперь уже Международный фестиваль «Золотая рыбка», который проходит в Тольятти, — говорит О. И. Хапилова. — Наш хореографический коллектив не раз становился его участником. Начинали со второго места, а потом становились только лауреатами 1 степени.

Также несколько раз «Зеленая жемчужина» была участником Всероссийского фестиваля хореографического искусства «Весенние выкрутасы», Международного конкурса-фестиваля музыкально-художественного творчества «Восточная сказка», проходящих в Казани, возвращаясь домой с дипломами лауреатов.

Сопутствовал успех киржачским танцорам на фестивале в Сочи, Костроме, Рязани, Владимире, Москве. Как правило, хореографический коллектив всегда оказывается в тройке призеров, и члены жюри по достоинству оценивают высокий уровень исполнительского мастерства участников коллектива, сложность танцевальной постановки, ее хореографический образ.

РОЖДЕНИЕ НОМЕРА

Тридцать лет — срок немаленький даже по человеческим меркам. Так каковы же основные вехи на «жизненном пути» «Зеленой жемчужины»? Несомненно, это победы на престижных фестивалях и конкурсах. Но их бы не было без великолепных танцевальных постановок — ярких, завораживающих, исполняемых на одном дыхании, когда творческий замысел хореографов был полностью реализован юными исполнителями на сцене.

«Владимирская сторонка», «Арагонская хота», «Болгарский танец», «Варенька», «Летние игрища», «Вертушки», тарантелла, «Случай в Антарктиде», «Вейся, вейся, капустка», «Тимоня», лирический хоровод «Уголок России»… Да разве перечислишь все танцевальные номера, с которыми покоряли публику на различных сценах участники хореографического коллектива!

- А как начинается работа над очередным танцем?

- По-разному, — говорит О. И. Хапилова. — Поставить танцевальный номер — дело сложное. Иногда услышишь музыку, и она тебя чем-то зацепила. В голове возникает идея, и начинает рождаться образ танца. А бывает и так, что в голову приходит сюжет танца, и уже под него подыскиваешь музыку. Так у меня было с танцем «Большая перемена». Сначала возникла идея — а почему бы не поставить танец, как дети сидят спокойно на уроке, а на перемене начинают вытворять что хотят. Когда в голове сформировалась идея и выстроился сюжет, стала подыскивать музыку. Это творческий процесс, где ничего не происходит по шаблону.

Но для успеха немаловажно не только виртуозное исполнение, но и костюмы танцоров, которые должны быть продуманными до мелочей и отражать замысел танца. И здесь тоже приходится поломать голову, пролистать не одну книгу, обратиться к самым разным источникам, чтобы достигнуть наилучшего результата.

Все хлопоты, связанные с пошивом костюмов, ложатся на плечи родителей. Иногда их шьют в ателье, но зачастую после раскроя непосредственным пошивом занимаются мамы и бабушки участников хореографического отделения, которые скрупулезно следуют всем требованиями (например, красная полоска на юбке — 0,5 см, синяя полоска — 1 см).

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Долгие годы О. И. Хапилова успешно работала в творческом тандеме с М. А. Бабуркиной, до самой ее смерти. Память о Марине Александровне, талантливом хореографе, прекрасном специалисте, бережно сохраняется в школе искусств. А затем хореографическое отделение возглавили опять же бывшие ученицы Ольги Ивановны и Марины Александровны — Ю. В. Моторина и И. С. Максимова, которые в свое время также выступали в составе «Зеленой жемчужины». И хоть О. И. Хапилова теперь директор Детской школы искусств, но по мере возможности она продолжает работать в хореографическом отделении, помогая своим молодым коллегам и советом, и делом. И такой тройственный союз оказался очень плодотворным.

- У нас никогда не бывает конфликтов, — рассказывает И. С. Максимова. — Конечно, у каждой может быть свой подход к тому или иному вопросу, но мы всегда прислушиваемся к мнению друг друга и находим компромисс.

РОДИТЕЛИ УЧЕНИКОВ — ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ

Но не было бы достигнуто таких весомых достижений, если бы не поддержка родителей участников хореографического коллектива. Ведь каждый выезд на фестиваль, конкурс, проходящие в самых разных уголках страны, сопряжен с материальными затратами, средств на которые у школы нет.

- Мы прекрасно понимаем, как важно для наших ребят участие в фестивалях и конкурсах, — говорит О. И. Хапилова. — И в этой ситуации поступаем следующим образом. Сначала выбираем конкурсы и фестивали, подходящие нам по направленности и возрастным рамкам, отбираем номера, которые могли бы на них повезти и затем организуем родительское собрание и говорим, что есть возможность поехать на такой-то конкурс или фестиваль, стоимость поездки такая-то, и уже родители сами решают: ехать или нет. Подавляющее большинство сразу же говорит, что они «за», но есть родители, которые не могут оплатить поездку. И тогда встает вопрос о заменяемости одного танцора другим.

- Чтобы ребенок, который не поехал, не чувствовал себя обделенным, — мы даем ему возможность выступить с этими же номерами на других площадках, в других городах области и т. д., — добавляет И. С. Максимова.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

- Это только зрителям может показаться, что танцевать так легко, — говорит О. И. Хапилова. — На самом деле — это тяжелый физический труд. Мы предъявляем к своим ученикам очень строгие требования. У нас же школа, и мы обязаны добиваться выполнения учебной программы, с которой справляется не каждый, поэтому некоторые ребята, видя, что они не успевают и не готовы трудиться буквально в поте лица, уходят из школы.

- В двадцатых числах марта хореографический коллектив стал участником Пятого Международного конкурса хореографического искусства «Мистерия танца». Каковы успехи «Зеленой жемчужины»?

- Конкурс проходил в Москве, в концертном зале «Измайлово» в течение двух дней, — сказала И. С. Максимова. — В нем приняли участие очень много коллективов из Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Костромы, Самары, Оренбурга и других городов. Работало очень сильное и взыскательное жюри, в состав которого вошли известные хореографы-постановщики, артисты балета, ведущие балетмейстеры. На этом конкурсе наш коллектив выступил успешно, показав хореографическую сюиту «На ярмарке», и стал Лауреатом второй степени.

Несмотря на зрелый возраст, хореографический коллектив «Зеленая жемчужина» встречает свой юбилей, полный молодой энергии и творческих замыслов. Идет шлифовка новых номеров, продолжается учебный процесс и, уверена, на традиционном отчетном концерте хореографического отделения, до которого осталось совсем немного, его участники доставят зрителям истинное наслаждение своим исполнительским мастерством, когда отточенность движений, помноженная на музыку и превращенная в образы, рождает настоящее волшебство на сцене, заставляя сидящих в зале почувствовать себя сопричастными к великому таинству — искусству танца, Международный день которого мы будем отмечать 29 апреля.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

56