Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

16.05.2019 15:59 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 14.05.2019 г.

Голоса времени

Автор: Г. Колыбанова
внешт. корр.

Фото с сайта https://al-eparhiya.ru: Илия Борисович Толкачёв

27 июня 2018 года. Литья по годовщине представления Бориса Толкачёва.

У меня в руках журнал для тех, кто любит Россию — «Русский Дом» № 1, издание 2019 года. В разделе «Русские струны» под заголовком «Доктор хоровых наук» читателям предлагается интервью с руководителем Патриаршего хора храма Христа Спасителя Ильей Борисовичем Толкачёвым. О том, как регент стал доктором медицинских наук, а доктор – регентом главного храма страны, познакомимся и мы, читатели районной газеты.

Почему эта тема будет интересна для православных людей нашего края, для меня стало понятно из разговора с жительницей Горкинского округа, прихожанкой Свято-Покровского храма деревни Ельцы Надеждой Коробейниковой. Это она предложила мне почитать православный журнал. Вот что она рассказала: «Илия Толкачёв служит сейчас в храме Христа Спасителя в Москве. Эта статья в журнале про него. Он сын священника Бориса Иосиповича Толкачёва. Отец Борис служил в Никольском храме на Заболотье в Киржаче. Здесь они проживали всей семьей. Дети пели в церковном хоре. После батюшку перевели в город Александров. Когда ещё только мы запланировали строительство дома в деревне Илькино, пригласили отца Бориса Толкачёва освятить место под фундамент»…

Я вспомнила, что в юбилейный год для Свято-Никольского храма на Заболотье (к 170-летию со дня возведения каменного храма) был выставлен баннер с фотографиями священнослужителей за все годы духовной жизни прихода. Маршрут мой — прямо к храму. Справа при входе в храм размещен фотоматериал, есть фото Бориса Иосиповича Толкачёва. Годы службы в Свято-Никольском храме — с 1988 по 1993 гг.

Хотелось поближе узнать о батюшке. И вот на сайте Александровского благочиния, читаю текст: «27 июня 2018 года преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский, отслужил литью в годовщину преставления митрофорного протоиерея Бориса Толкачева в храме Боголюбской иконы Божией Матери г. Александров. По окончанию литии владыка обратился со словом, в котором рассказал о пастырской деятельности отца Бориса».

Борис Иосипович Толкачев представился пред Господом на 80-м году жизни. Он был одним один из старейших священнослужителей Александровской епархии. Отец Борис родился 11 июля 1937 года в селе Малиновка Саратовской области. Более 50 лет он прослужил Церкви Христовой в священном сане. Стоял у истоков восстановления, в начале 90-х, храма Боголюбской иконы Божией Матери, где до 2014 года был настоятелем и Собора Рождества Христова. Долгие годы являлся благочинным и духовником Александровского благочиния. Святейшим Патриархом в связи с 50-летием иерейской хиротонии митрофорный протоиерей Борис Толкачев был награжден орденом Русской Православной Церкви «Славы и Чести III степени».

Доктор хоровых наук

Илья Толкачев родился в 1964 году в городе Александрове Владимирской области, в семье священника. Пел в детском хоре Троицкого собора Успенского монастыря города Александрова. Впоследствии пел в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке под руководством известного регента Николая Матвеева. Позднее и сам стал регентом в этом же храме. Окончил Московский государственный медицинский университет, доктор медицинских наук, практикующий врач, а также церковный композитор. С 2007 года — регент хора Храма Христа Спасителя в Москве.

Приведу часть интервью с регентом храма Христа Спасителя из публикации в журнале.

– В нашем приходе в Александрове было довольно много детей, и все они любили пение. Ещё будучи школьниками, мы собирались в хор и пытались петь церковные песнопения. Те ноты, которые удавалось достать, мы не могли перепечатать, т. к. ещё не было копировальных аппаратов. Это сейчас всё просто, а тогда надо было переписывать от руки. Мной было переписано огромное количество нот, включая целиком партитуры «Всенощной» Рахманинова, «Литургии» Чайковского, концерты Бортнянского. Очень пригодились навыки, полученные в музыкальной школе. И что самое удивительное – хор у нас получился очень неплохой, все были увлечены этим делом. Взрослые даже приостанавливали наш пыл, потому что время было непростое, и нам вполне могло влететь в школе, а родителям – на работе. Тем более что за время своей учёбы в школе мне удавалось увильнуть от вступления в пионеры и комсомольцы. Так что я был в глазах некоторых товарищей неблагонадёжным в квадрате. Но пронесло, санкций никаких не было, и мне даже удалось после школы поступить в Московский медицинский университет.

– А почему вы не пошли в музыкальное учебное заведение?

– Мне просто нравится медицина, это был мой выбор. И я очень рад, что получилось именно так. Хотя изначально после 8 класса я чуть не уехал во Владимир учиться в музыкальном училище, но отец отговорил.

– И тем не менее — музыка вас не отпустила?

– Да, и в первую очередь меня интересовало церковное пение и регентское дело. Ещё в детстве я слушал огромное количество пластинок хора под управлением знаменитого регента Николая Матвеева. В советское время из церковной музыки только его и издавали, демонстрируя лояльность государства к церкви. Спустя какое-то время я попал в храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где стал работать в хоре под управлением великого Матвеева. Пение его хора было совершенно потрясающее, даже высокого качества пластинки не могли передать это звучание, которое можно было в те годы услышать в храме живьём. Не из-за каких-то технических навыков Матвеева, а исключительно благодаря его энергетике. Это была очень сильная для меня школа. А когда Матвеев уже заболел и не мог дирижировать, он меня поставил на своё место, и я стал регентом. После 1991 года из-за всеобщего обнищания храм не мог содержать хор в таком количестве певчих, и наш замечательный коллектив развалился. К тому времени я уже работал врачом. Но музыка меня снова не отпустила, и какое-то время спустя мне поступило предложение возглавить хор Храма Христа Спасителя.

Я воспринимаю клирос любого храма как клирос главного храма страны. Даже наш маленький Боголюбский храм в Александрове для меня был таким же важным, как Храм Христа Спасителя. Понятие карьеры здесь совершенно неуместно.

– Как вам удаётся совмещать две столь разные профессии – медика (вы в миру – доктор медицинских наук) и регента?

– Чудом Божиим. Так удачно сложилось, что большая часть годового круга богослужений расходится по времени с моим расписанием в Диагностическом центре. Если я принимаю больных утром, то в этот день регентую всенощную. Если у меня с утра литургия, то в медицинском центре приём во второй половине дня. Если вдруг какие-то накладки, то там меня хорошо понимают и уважительно относятся к тому, что я делаю в храме, а здесь отец Михаил – ключарь Храма Христа Спасителя – уважительно относится к моей медицинской деятельности…

– Многие музыкальные критики и журналисты считают вас одним из виднейших современных церковных композиторов. В частности, ваш «Опыт гармонизации обихода» был назван крупным художественным явлением в сфере православной музыки после свиридовских «Песнопений и молитв»...

– Есть такой опыт. Но, по большому счёту, композитором я себя не считаю, я прежде всего – регент…

http://www.russdom.ru.

Во всех храмах нашего города прихожане внимательно слушают богослужебные песнопения, что звучат на клиросе. Молча, стоя на службе, представим, что мы в главном храме страны и слышим пасхальные песнопения в исполнении хора Храма Христа Спасителя, которым руководит Илия Толкачёв, сын священника Бориса ИосиповичаТолкачёва.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

194