Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

29.05.2019 11:31 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 28.05.2019 г.

Вы наш добрый учитель

Автор: О. Гонышкова
Социальный педагог школы № 7.

Л. И. Щербакова.

ЮБИЛЕИ

В далёком 1968 году она пришла впервые в школу. Но не ученицей, а учителем. И многие, встречая её сейчас, задают вопрос, подобный этому: «А Вы по-прежнему в школе?»

Доли секунды она молчит, как будто теряясь в ответе. Да и правда её не всем понятна — она получила трудовую книжку с последней записью, не приходит в класс, не учит детей, но школа осталась с нею. Живёт школа в её воспоминаниях, в попытках вернуться в давнее и недавнее прошлое, прокрутить в воображении, как в кино, радостные или печальные сцены. В наиболее значимых лицах и диалогах живёт та самая атмосфера, которой она дышала полвека, и та самая питательная среда, на которой вызрела её личность.

Людмила Ивановна Щербакова – одна из педагогов, которые учили детей всегда – когда школа была нужна, забыта, наконец, когда стала самой популярной темой дискуссий от Госдумы и телевидения до соцсетей и дворовых скамеек.

Доктрины, концепции, реформы не меняли главного в работе учителя. Они просто учили детей всему, что знали и во что верили сами, не прерывая цепочки преемственности поколений. И всегда учились сами.

Окончив школу № 2 в 1964 году, Людмила Ивановна училась в Покровском педагогическом училище. После училища приступила к работе в сельской школе и получала высшее образование в Орехово-Зуевском педагогическом институте, приобретая сразу две профессии — учителя русского языка и учителя начальных классов.

Людмила Ивановна рассказывает:

- Моими самыми первыми педагогами в будущей профессии были учителя школы № 2, где я училась. Ответственность и аккуратность, душевная теплота особенно ярко проявлялись в учителях послевоенного времени. Я благодарна своим педагогам за воспитание здорового мироощущения и чувства собственного достоинства.

Для меня примером высокой педагогической культуры были учителя О. В. Паньковская, В. В. Мезенцева, Т. И. Калинина, М. А. Голубев, А. М. Гальянова.

Десятилетие работы в школе № 2 было периодом становления.

- Роль учителя как организатора воспитательного процесса, которую они исполняли безупречно и с огоньком, повлияла на выбор и ещё одной моей школьной профессии, в которой суждено было реализоваться – организатор воспитательной работы и заместитель директора по воспитательной работе.

В 1976 году Л. И. Щербакова именно педагогом-организатором пришла в школу № 5. С этой профессией более всего связано её личностное становление. Все заслуги и достижения этого педагога имеют корни в воспитательной работе.

Вторая половина семидесятых для микрорайона шелкового комбината была пиком расцвета. Только что, в 1974 году, Киржачский шёлковый комбинат отпраздновал свой 125-летний юбилей и получил орден Трудового Красного Знамени. А в ознаменование 30-летия Победы рядом со школой был открыт мемориал памяти погибших на фронте шелковиков. Начал функционировать музей трудовой славы предприятия.

Школьники загорелись идеей музея, в котором встретились бы древности и недавнее прошлое нашего города.

Рассказывает Л. И. Щербакова:

- У истоков музея стояли директор школы В. Н. Минаев, учитель истории Г. И. Шестакова. Нам помогали одна из первых киржачских комсомолок М. С. Колосова, краевед С. Ф. Кошкин, члены совета содействия семье и школе Л. В. Ветлова и К. Е. Углова.

Ребята занимались поиском будущих экспонатов музея, записывали воспоминания, оформляли экспозиции. Особенно тёплой была наша дружба с ребятами из класса, которым руководила Г. И. Шестакова. Сохранилась фотография, где мы вместе.

Очень приятно узнавать на этом фотоснимке А. Г. Орлова, который в настоящее время является почётным знаменосцем, вынося в День Победы знамя Киржачского шёлкового комбината.

В школьном музее особенно интересным был раздел, посвящённый Великой Отечественной войне. Он постоянно пополнялся: из поездок, которые нам помогали организовать наши шефы — Киржачский шёлковый комбинат, ребята привозили интересные находки.

Дети с удовольствием занимались литературным краеведением. Вместе с учителями литературы и заведующей школьной библиотекой Л. Ф. Галковой ребята изучали творчество наших земляков. «Киржачский вальс» и «Марш десантников» А. А. Савенкова пела вся школа! Ребята и сами пробовали писать стихи, рассказы, песни. Основная тема — наш город. Людмила Ивановна сохранила некоторые отличные сочинения, в том числе написанные Ириной Жернаковой, мечтавшей стать педагогом.

- Среди выпускников – люди всех профессий. А особенно приятно, что есть художники, музыканты, люди творчества.

Сама Людмила Ивановна — тоже человек творческий, пишет стихи. Она посвятила несколько своих стихотворений любимому городу. В литературной гостиной, собиравшей в районной библиотеке фанатов поэзии, куда заглядывала и Людмила Ивановна, писали хоть немного, но все: язык поэзии заразителен.

- Любимым моим предметом в школе, — продолжает свой рассказ Людмила Ивановна, — была литература. И преподавать больше всего мне нравилось литературу и историю. В этих предметах — огромная сила воздействия на ум и сердце!

Людмила Ивановна замолкает, погрузившись в воспоминания и размышления. Одно за другим всплывают имена и образы писателей, сформировавших ее внутренний мир: Достоевский, Горький, Маяковский, Распутин, Шукшин…

- Одно за другим перечитываю произведения по школьной программе и то, что читала, выходя за её рамки. Совершенно новые ощущения!

Людмила Ивановна сожалеет о том, что в наши дни дети всё меньше и меньше читают. Кино и социальные сети вытеснили не только книгу, но и целый мир радостного общения, в котором выросли предыдущие поколения школьников.

- Что было интересного в нашей школьной жизни? — спрашивает саму себя Людмила Ивановна и отвечает. — И посещение библиотеки, и выступление по районному радио с отзывами о прочитанной книге, наконец, театральный кружок. Мы сами сочиняли и ставили пьесы, проводили литературные вечера…

- Школьники были вездесущи. Казалось, что мы — хозяева города. Вот мы встречаем первого космонавта Ю. А. Гагарина…

На сохранившемся фотоснимке встречи киржачан с Ю. А. Гагариным среди ребят ученица школы № 2 тогда ещё Люда Соколова — Людмила Ивановна Щербакова.

Из мероприятий, которыми увлекала школьников сама, будучи организатором и заместителем директора по воспитательной работе, Людмила Ивановна вспоминает многочисленные походы и поездки, встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы, фестивали и театральный кружок.

И, конечно же, лагеря. Их было несколько в нашем районе, и каждая городская школа имела свой трудовой лагерь.

- Между прочим, в загородном лагере я познакомилась с В. В. Куликовой. Она была командиром отряда, а я вожатой.

Позднее, став педагогом, В. В. Куликова приняла от Л. И. Щербаковой эстафету воспитательной работы в школе № 5.

В. В. Куликова поделилась своими воспоминаниями:

- В школе № 5 мы жили дружно. Если рождалась идея, можно было надеяться, что её подхватят.

Многие родившиеся в сотрудничестве педагогов более 30 лет назад традиции живут и поныне. Парад Победы в микрорайоне шёлкового комбината всегда возглавлял отряд барабанщиков, торжественно возлагали гирлянду цветов к подножию обелиска Родины-матери, наконец, дети выпускали белых голубей, кружащих над площадью.

Эстафету воспитательной работы в разные годы в школе № 5 принимали и другие педагоги, о сотрудничестве с которыми остались только хорошие воспоминания, – С. А. Лихарева, О. Н. Журавлева, Л. А. Кулбасова, Р. С. Былинкин.

Многие из них – коллеги Людмилы Ивановны в ещё одной её профессиональной ипостаси — в социальной педагогике. Эта профессия появилась в 1992 г., и Людмила Ивановна была первой из тех, кто, не имея профессионального инструментария, умело справлялись с её задачами. Именно тогда в среде соцпедов появился всеобъемлющий термин «социально-педагогическая поддержка», возглавивший ныне Стратегию новой школы.

Именно тогда из повседневного профессионального оборота ушли обидные слова, «крестившие» ребят и их семьи: «трудные дети», «трудные семьи». А вот некоторые эффективные идеи и формы работы с пацанами и семьями, которые рождались у великих Макаренко и Сухомлинского, были приняты за основу работы соцпедов и лишь развиты в соответствии с новым временем. КТД и социальный проект как форма альтернативной девиантному поведению деятельности родились в 30-е годы прошлого века! Совет профилактики, вечерние рейды в места концентрации подростков и в семьи тоже имеют глубокие корни в советской педагогике.

В микрорайоне школы № 5 несколько поколений детей и родителей хорошо усвоили принцип сотрудничества школы и семьи, к которому добавили один наиважнейший момент – равнодушных к проблемам пацанов и их родителей быть не должно. Приведу лишь один эпизод, подтверждающий эту мысль. Несколько лет назад мама троих детей, один из которых учился в школе № 7, бросив детей на прабабушку 80 лет, уехала в Рязанскую область получать детские пособия. Пока деньги не кончились, веселилась там вместе с прежними приятелями.

Когда мы вместе с Людмилой Ивановной появились во дворе дома, не успев даже постучать в квартиру, навстречу выбежал молодой мужчина, который, прижав к сердцу руку, попросил Людмилу Ивановну:

- Я сейчас… Подождите!

Он вернулся с двумя сумками продуктов, которые при нас спешно рассовывал по опустевшему за две недели отсутствия мамы холодильнику. И, конечно, никто его об этом не просил! Просто приход Людмилы Ивановны сработал как щелчок: нужно помочь. Нужно прийти на помощь детям. Судьбу ребят решали педагоги и органы опеки. Соседи по-своему поддержали их в трудную минуту.

2019 год — юбилейный для Людмилы Ивановны. В эти дни ее поздравляют бывшие ученики, коллеги, родители учеников.

Полвека в школе! Практически каждый год отмечен какой-либо наградой: грамоты отдела, управления образования, Министерства, звание «Ветеран труда».

И тысячи «спасибо» от всех нас – выпускников, учеников, родителей, коллег!

Будьте счастливы, дорогая Людмила Ивановна! Здоровья Вам на многие годы. Живите с тем оптимизмом, каким напоили всех нас! Оставайтесь такой же добродушной и открытой, какой были всегда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43