Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

22.01.2020 12:04 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 21.01.2020 г.

Дайте ребенку быть собой

Автор: Ольга Головий
Психолог.

Советы психолога

О вашей уверенности в себе и о том, как она влияет на ребенка

Наверняка вы мечтаете, чтобы ваши дети знали, чего они хотят — это очень важное качество для жизни, поскольку данный вопрос касается уверенности в себе, высокой самооценки, правильного выбора работы, семьи, друзей и т. д. Как научить этому ребенка? Никак, если вы не умеете реализовывать свои желания.

Воспитывая детей, родители опираются на свои «правила», не учитывая желаний ребенка. Например, не спрашивают: «Что ты хочешь на завтрак или обед? Какую выбрать тебе одежду?» Ключевыми словами во многих семьях являются «надо» и «правильно». Поэтому большинство людей затрудняются ответить на вопросы: чего же я реально хочу, чем я хочу заниматься в жизни?

Итак, многие из нас привыкли жить, автоматически повторяя родительские сценарии, а это большая проблема, потому что единственный способ прожить счастливо свою жизнь — это прожить ее так, как хочется.

Дети до 5-8 лет развиваются по аналогии с родителями. Так устроен весь животный мир. То есть вы для них пример.

Вы спросите, как научиться понимать свои желания? Начните с малого — с бытовых мелочей. И рано или поздно вы поймете, чем хотите заниматься.

В магазине покупайте то, что реально желаете, а не то, что продают на распродаже. И, одеваясь с утра, выбирайте ту одежду, которая вам нравится. Ешьте то, что действительно хотите.

Есть одна важная проблема при неуверенности в себе — это амбивалентность, когда вас раздирают разнонаправленные желания. Например, одновременно хочется есть и худеть, спать и смотреть телевизор, а еще иметь кучу денег и не работать.

Это психология невротиков. Такие люди все время находятся в состоянии внутреннего конфликта, их жизнь складывается не так, как они хотят, всегда якобы есть обстоятельства, которые мешают. Надо выходить из этого замкнутого круга, возможно, с помощью психолога.

Такие люди не уважают свой выбор, их можно быстро переубедить, и у них быстро меняется мотивация. Что с этим делать? Независимо от того, правильно это или нет, постарайтесь делать то, что хотите. Если вы принимаете какое-то решение, старайтесь «не расплескать его по дороге и донести до конца»! Исключение — форс-мажорные обстоятельства.

Еще совет сомневающимся: надо меньше задавать вопросов окружающим.

Яркий пример — женская примерочная в магазине. Там таких женщин видно сразу! Не зовите продавщиц или мужа, не спрашивайте их, идет вам вещь или нет. Если не понимаете сами, стойте и думайте сколько нужно, но решение должно быть вашим! Это тяжело и непривычно, но по-другому — никак.

Что касается других людей, которые чего-то от вас хотят (а так устроен наш мир, что всем друг от друга что-то надо), в общении с ними вы должны исходить из того, чего хотите сами. Если желание человека совпадает с вашим, можете согласиться, но не делайте ничего в ущерб себе или своей воле!

Приведу еще пример. У вас есть маленькие дети, которые требуют внимания, а вы пришли с работы, очень устали и совсем не хотите с ними играть. Если вы все-таки идете играть, то делаете это не из-за чувства любви, а из-за чувства вины. Дети это прекрасно чувствуют! Гораздо лучше сказать ребенку: «Я сегодня устала, давай поиграем завтра». И ребенок будет понимать, что мама с ним играет, потому что ей вправду нравится это делать, а не потому что она должна себя чувствовать хорошей мамой.

Помните: воспитывать счастливых детей можно только тогда, когда вы сами счастливы.

О детской самостоятельности

Есть две доктрины по уходу за младенцами: одна говорит, что ребенка надо кормить по часам, а другая — что еду стоит давать тогда, когда он сам захочет. Многие выбирают кормить по часам, потому что это удобно — все хотят жить и спать. Но даже этот нюанс принципиальный с точки зрения формирования у ребенка собственных желаний. Детей, конечно, в еде надо контролировать, но в рамках правильного питания можно спросить: «А что ты хочешь на завтрак?» Или, когда вы идете с ребенком в магазин, говорите: «У меня есть 1500 рублей, мы хотим купить тебе шорты и майку. Выбери их сам».

Идея о том, что родители лучше детей знают, что им надо, ошибочная. Те малыши, которых родители по своему выбору отдают во всевозможные секции, тоже не понимают потом, чего они хотят. И к тому же не умеют распоряжаться собственным временем, поскольку его у них просто нет. Дети должны быть 1-2 часа в день предоставлены сами себе, чтобы научиться себя занимать и подумать о том, чего они хотят.

Ребенок взрослеет, и если вы будете его по всевозможным поводам спрашивать, чего бы он хотел, то с его желаниями будет всё хорошо. И тогда к 15-16 годам он начнет понимать, чем хочет дальше заниматься. Конечно, он может ошибаться, но это нормально.

Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его увлечениями, давайте карманные деньги, — и он действительно будет понимать, чего он хочет.

О том, как распознать таланты ребенка

В дошкольном возрасте малышу можно чем-то заниматься только в игровой форме и только тогда, когда он сам этого хочет.

Отдали ребенка в кружок или секцию, а ему через какое-то время стало скучно? Не надо его заставлять.

Психологи считают, что устойчивый интерес к какому-либо занятию у детей появляется только после 12 лет. Вы как родители можете ему предлагать, а он будет выбирать.

Есть у ребенка талант или нет — это его жизнь. Если у него есть способности, и он захочет их реализовать, то так и будет, и ничто помешать ему не сможет!

Многие родители считают: если у малыша обнаружилась способность к чему-то, ее надо развивать. На самом деле без желания ребенка — не надо! У него своя жизнь, и не надо жить за него. Ребенок должен хотеть рисовать, а сама по себе способность красиво создавать картинки может быть у многих. Музыка, живопись, литература — в этих сферах можно чего-то добиться, только чувствуя потребность в них!

Конечно, любой матери грустно видеть, как ребенок не хочет развивать явный талант. Японцы на этот счет говорят, что красивый цветок не обязательно срывать, можно просто посмотреть на него и пройти мимо. А мы часто не можем принять ситуацию и сказать: «Классно рисуешь, молодец» — и пойти дальше, оставляя право выбора за ребенком.

О том, как научить ребенка помогать по дому

Когда маленький ребенок видит, как мама с папой что-то делают по дому, то он, конечно, хочет присоединиться. И если вы ему скажете: «Уйди, не мешай!» (ведь он больше разобьет тарелок, чем вымоет), то не удивляйтесь, когда потом ваш 15-летний сын не будет мыть за собой даже чашку. Поэтому, если ребенок проявляет инициативу, его всегда надо поддержать.

Можно предложить поучаствовать в общем деле. Но никаких призывов к совести: «Как тебе не стыдно, мать одна надрывается». Чувство вины формирует неуверенность, зависимость и низкую самооценку.

Если родитель расслаблен и наслаждается жизнью, то у него очень просто устроена жизнь. Например, мать любит мыть посуду и может помыть ее и за ребенка. Но если ей неохота возиться у раковины, то она не обязана мыть посуду за отпрыска. Но он хочет есть из чистой чашки, ему говорят: «Не нравится грязная — иди, вымой за собой!» Это гораздо прогрессивнее и эффективнее, чем действовать по правилам.

Не надо заставлять старшего ребенка быть нянькой для младшего, если он сам этого не хочет. Запомните, сколько бы ни было ему лет, он хочет быть ребенком. Когда вы говорите: «Ты взрослый, большой», то порождаете ревность к малышу. Во-первых, старший начинает думать, что его детство закончилось, а во-вторых, что его просто не любят.

Кстати, родителям на заметку, как подружить детей: братьев и сестер очень сближает, когда вы их вместе наказываете!

О детских истериках

Да, иногда они случаются без серьезных на то причин, на ровном месте. Дети в какой-то момент начинают понимать, что мир им не принадлежит. Это может случиться, например, когда мать кладет его в кроватку, а не оставляет спать с собой.

Те малыши, которые в силу разных обстоятельств не прошли этот период, «застряли», тяжело переживают свои неудачи, нереализованные желания — это вызывает у них сильную истерику. Нервная система расшатывается. А родители часто, наоборот, повышают порог чувствительности ребенка, когда повышают на него голос. Во-первых, никогда не реагируйте на крики, просто выходите из комнаты. Ребенок должен понимать, что пока он не успокоится, разговор дальше не пойдет. Скажите ему спокойно: «Я понимаю, что ты сейчас переживаешь, но давай ты успокоишься, и мы поговорим», и выйдите из помещения, потому что ребенку для истерики нужна публика.

Во-вторых, когда вы хотите наказать малыша, не надо делать «зверское» выражение лица. Надо подойти к нему, улыбаясь, обнять и сказать: «Я тебя люблю, но мы договаривались с тобой о том-то, поэтому сейчас я поступаю именно так». Изначально ребенку нужно поставить условие, объяснить причинно-следственные связи, а дальше, если он нарушит договоренность, то и понесет за это наказание, но без крика и скандала.

Если вы непоколебимы и твердо стоите на своем, то малыш «будет играть по вашим правилам».

Часто возникает вопрос в воспитании про гаджеты — сколько часов в день ребенку можно с ними играть без ущерба для его здоровья и психики? 1,5 часа — в будни, 4 часа — в выходные, и в это же время входит выполнение домашних заданий за компьютером. И так — до совершеннолетия. Это должно быть правило без каких-либо исключений. Отключайте Wi-Fi дома, забирайте гаджеты, когда ребенок один дома, и отдавайте, только когда приходите домой, – вариантов много.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28