Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

04.06.2020 09:54 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 02.06.2020 г.

Когда душа тянет к труду

Автор: В. Юрьев.

В гостях у фермера

Дела сельские

Старенький «Хендай», трудяга дорог, ровно гудит двигателем, наматывая километры на колеса. Вдоль дороги потянулись леса.

- Все заросло, — с горечью отмечает Роман Кочетков, — а ведь раньше тут везде были поля…

Многие деревья опасно накренились к проводам ЛЭП возле трассы. Неужто нельзя спилить их? Ведь упадут – и целые деревни будут сидеть без электричества…

- Падают, и часто – стоит только более-менее сильному ветру подняться, — подтверждает мои мысли Роман. – Вот вчера весь день света не было. А ведь фермеру без электричества никак – без него и поилки для скота не работают, и прочее оборудование.

Из леса мы выезжаем в поля. По дороге Роман показывает мне «владения» Кочетковых – вот тут два участка Кипревская администрация выделила, надо срочно корчевать, здесь медоносные травы посеяны, здесь – кормовые… Наконец машина подъезжает к дому, где нас встречает глава хозяйства, отец Романа – Владимир Алексеевич.

ОДИН В ПОЛЕ — ВОИН

- Фермер — по сути, тот самый «один в поле воин», — рассказывает В. А. Кочетков, — и очень ошибаются те, кто думает, что у него легкая и сытная жизнь. Господдержка? Ну, да, выделили в этом году сорок три тысячи – субсидия на подготовку почвы и освоение новых земель. А что на эти деньги можно сделать? Земли все заросли – их надо очистить от леса, выкорчевать корни, подготовить к севу; и сорока трех тысяч в итоге хватит на обработку, максимум, двух гектаров.

Наш разговор то и дело прерывается. Владимир Алексеевич, несмотря на солидный возраст, не отрывается от современного ноутбука, разыскивая наиболее приемлемые предложения на сельхозтехнику на Авито; то и дело звонит по планшетному телефону – выясняет, где можно взять на время манипулятор, чтобы перетащить технику через узкий для нее мост. Роман поднимается и уезжает аж в Суздаль – забирать купленный там плуг.

- Еще при Старовойтове нам обещали подвести электричество, сделать нормальную дорогу, — продолжает рассказ В. А. Кочетков. – В итоге всё пришлось делать самому. Потратил все сбережения, набрал кредитов – кстати, до сих пор еще до конца не расплатился – но мы отстроили свою подстанцию, привели в порядок дорогу, закупили технику – и освоили в итоге около ста гектаров… И так во всем – сам, всё сам. Вместе с Романом, конечно, – он на все руки мастер, с любой техникой управляется. Основной труд на ферме – его, а на мне из-за травмы позвоночника сейчас, в основном, организационная работа. Родственники еще иногда помогают.

ВЫРАСТИТЬ – НЕ ПРОБЛЕМА. ПРОБЛЕМА – СБЫТЬ

Беседа опять прерывается. Владимир Алексеевич обзванивает несколько фирм из разных районов области – хозяйству срочно нужна косилка-плющилка, ведь сезон покосов не за горами. Однако продавцы – видно, тоже «прижатые» кризисом, вызванным пандемией, — в основном, юлят, пытаясь сбыть технику по цене, процентов на десять-пятнадцать превышающей обычную. «Ничего страшного, не может быть такого, чтоб не попался подходящий вариант, — уверенно говорит фермер мне. – Может, удастся в департаменте сельского хозяйства в лизинг косилку взять». Попутно он объясняет мне, мало смыслящему в сельскохозяйственном оборудовании, что такая косилка не только косит траву, но еще и плющит ее, выдавливая воду, и в итоге сено сохнет только один день вместо нескольких.

Область, кстати, уже помогла с лизингом. Благодаря областной администрации и особенно областной ассоциации крестьянских /фермерских хозяйств «Возрождение села» («АККОР») и ее руководителю Е. В. Дегтяревой мы получили трактора, прицепное и навесное оборудование. Елена Витальевна, кстати, вообще по всем вопросам нам, фермерам Владимирской области, помогает.

Но «живых» денег, увы, нет. А у местных властей и полномочий не так много, и главное – бюджет невелик, и деньги, естественно, распределяются, в первую очередь, на социальные нужды района.

- Правда, сейчас мы, например, ходатайствуем перед районной и областной администрацией, — рассказывает Владимир Алексеевич, — чтобы войти в областную программу по развитию сельских поселений и заасфальтировать ведущую к нам дорогу – около семисот метров. Это было бы большое дело. Кроме того, отправили ходатайство главе администрации района И. Н. Букалову и главе Кипревской администрации С. В. Кондратьевой – выделить нам в аренду дополнительные площади для посева злаковых культур и многолетних трав. Надеемся, нам не откажут – ведь так будет лучше и для района: эти участки заросли лесом, а мы землю всегда содержим в надлежащем состоянии. И, конечно, особенно больной для нас вопрос – электроэнергия. Хотелось бы, чтобы РЭС всё же спилила деревья, угрожающие ЛЭП вдоль дороги. А то чуть ветер поднимется – деревья рвут провода, и мы и по два, и по три дня без света сидим. Это очень больной для нашего хозяйства вопрос.

- А как же пресловутые федеральные гранты для фермеров? – задаю вопрос.

- Гранты – это такая штука… — задумчиво говорит фермер. – Скажем, получу я грант на определенную сумму, но зато буду обязан принять, например, пять рабочих и обеспечить зарплатой и соцпакетом, а не просто технику закуплю. И в итоге раза в два-три больше денег потрачу, чем получу.

- Может, получится хотя бы сено населению продавать, — размышляет Владимир Алексеевич. – Потому что сбыть остальную продукцию становится все сложнее.

- Неужто продукты никому не нужны? – удивляюсь я.

- Чтобы сейчас сдать хоть мясо, хоть молоко, хоть овощи и фрукты, — объясняет Владимир Алексеевич, — необходимо провести множество экспертиз. А это значительно увеличивает себестоимость фермерской продукции и темпы ее реализации.

А главное – что получается в итоге: если раньше, например, детские сады снабжались свежайшей, парной говядиной и телятиной от фермеров, то сейчас вынуждены кормить детей, как я ее называю – «дохлятиной».

Заметив мое удивление, фермер поясняет:

- В нормальных условиях на выращивание поросенка, теленка, барана требуется год, чтобы скот успел набрать необходимый вес. А нынешним оптовым производителям – в два раза меньше, 185 дней! За счет чего они добиваются таких темпов? За счет биодобавок и стимуляторов, естественно. Качество их продукции в итоге – никакое, зато и время производства меньше, и цена ниже. А поскольку всё снабжение госструктур и учреждений сейчас происходит по конкурсам, то тут и угадывать не надо, кто в итоге снабжает школы и детсады – фермеры, поставляющие качественную продукцию по более высокой цене, или оптовики, предлагающие накачанное биодобавками мясо за низкую плату.

НА ЭКСКУРСИИ ПО ХОЗЯЙСТВУ

Специально для корреспондента Владимир Алексеевич провел своеобразную экскурсию по своему хозяйству. Недалеко от дома блестели водной гладью пруды, рядом с берегом виднелись аккуратные кубики ульев, за прудами на поле паслись коровы и овцы, у гаража стояли тракторы, грузовик и более легкая техника…

- У нас есть все, — рассказывает фермер, — коровы, свиньи, бараны, козы, куры, гуси; в четыре пруда запустили рыбу самых разных видов; своя пасека дает мед. Наше КФХ и создано для производства именно экологически чистой сельхозпродукции, чем мы и успешно занимаемся.

- А как на хозяйстве сказалась пандемия коронавируса?

- Отрицательно сказалась, конечно. Меньше стали брать продукции по договорам, выручка упала… Но пандемия всех коснулась.

- Вы и свиней разводите, а позапрошлогодний переполох с африканской чумой свиней не затронул?

- Пытались заставить фермеров уничтожить свиней тогда, конечно. В области совещание специально организовали, с участием фермеров и представителей профильных департаментов и служб. Но просто приехать ко мне и забить скот – не позволил закон, а выкупить его или заплатить компенсацию – видно, не хватило средств.

Большую часть «владений» Владимира Алексеевича занимали земли под травы. В этом году, по словам фермера, было засеяно около 70 гектаров трав. Роман Кочетков, как выяснилось, со всеми работами управляется практически в одиночку – есть помощник, который чистит помещения скота, а все остальное – на плечах Романа.

- Это тяжелый труд изо дня в день, вдалеке от города, причем и зимой – а некоторые считают, что жизнь у фермера – мед с сахаром, — улыбается Владимир Алексеевич. – Вон, даже Интернет у нас сбоит через раз, да и сотовая связь такая, что собеседника еле слышно. Такая вот у нас самоизоляция.

У одного из тракторов вдалеке возникает фигурка человека – Роман уже вернулся из Суздаля, привез плуг, и теперь его надо вытащить из кузова грузовика.

- А, так – работаем спокойно, штатно, — говорит Владимир Алексеевич. – Практически каждый год нас отмечают за работу – областная администрация, Минсельхоз, грамотами и благодарностями.

Роман выгружает плуг, и мы направляемся обратно в дом – хозяин пригласил пообедать. За обедом все так же раздаются регулярные звонки, здоровенный блокнот фермера на глазах заполняется именами и телефонами. Владимир Алексеевич договаривается в конце концов о манипуляторе. Роман тем временем смотрит на монитор, куда идет информация с видеокамер, установленных во всех точках хозяйства.

А мне на глаза попадается сборник Блока «Девушка пела в церковном хоре…», лежащий на столе за вазой с цветами.

- Кто это читает? – не сдержавшись, интересуюсь у Владимира Алексеевича.

- Я, — невозмутимо отвечает он. – Супруга вот привезла по моей просьбе…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52