Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

21.08.2020 09:51 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 59 от 21.08.2020 г.

Память нашу не стереть с годами

Автор: Т. Старун.

Воины 8-й дивизии.

…Помним, как шли мы ночами бессонными

В серую снежную гладь,

Как деревнями шагали сожженными,

Как штурмовали Ловать.

Яростным шквалом огня и металла

Курская встала дуга,

В августе жарком 8-ая сдержала

Бешеный натиск врага…

Мирные годы, дела трудовые –

Мужество прожитых лет,

Но не забыть нам, друзья боевые,

Счастье военных побед.

В. С. Дмитриевская, 14.03.1922 г/р.

Звание: гвардии сержант (начальник радиостанции) 8 гв. вдд.

Награждена орденом Красной звезды,

медалями «За отвагу», «За Победу над Германией», «За взятие Вены».

В годы Великой Отечественной войны на территории Киржачского района находилось несколько воинских формирований, самым известным из которых является 36-я гвардейская стрелковая дивизия. Однако и другие дивизии прошли не менее прославленный и интересный боевой путь. Одна из них – 8-я гвардейская воздушно-десантная Первомайская дивизия, о которой мы сегодня и расскажем.

8-я гвардейская воздушно-десантная дивизия была сформирована в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны от 8 декабря 1942 года на базе частей и соединений 10-го воздушно-десантного корпуса, дислоцированного на аэродроме Внуково. Пройдя обучение, 8 февраля 1943 года дивизия выступила на фронт. За неполные два года своего существования она воевала на Северо-Западном фронте, успела принять участие в заключительном этапе Курской битвы, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, а свое название дивизия получила в честь города Первомайска (Украина), в освобождении которого приняла участие в марте 1944 года.

ОТ КИРЖАЧА И ДО ПОБЕДЫ

Тот бой отличался особой ожесточенностью. Земля сотрясалась от разрывов бомб, столбы черного дыма затмили солнце, стало темно, как в сумерках. Наступил кромешный ад. Офицеры штаба, радисты, телефонисты забились в вырытые накануне щели и сидели в них, вплотную прижавшись друг к другу, не смея поднять головы. От мощных ударов стенки щелей обваливались, засыпая людей.

После первых же взрывов телефонная связь оказалась нарушена, и командир дивизии перешел на рацию. Несмотря на бомбежку, он остался в комнате школы, руководя боем. Юная радистка Ника Дмитриевская дрожала от страха, но продолжала передавать распоряжения генерала. Вдруг в соседней комнатушке раздался ужасный грохот – там взорвалась бомба, вывалив стенку и оглушив Нику – кажется, радистка даже на мгновение потеряла сознание. Когда девушка пришла в себя, обнаружила, что засыпана до пояса грудами камней. Первая мысль была – что с генералом? Тот был весь обсыпан осколками кирпича, но, кажется, цел. Ника выдохнула и, не обращая внимания на свое положение, продолжила вызывать пропавшую из эфира рацию.

24 августа 1944 года дивизию перебросили из Румынии в Киржач для доукомплектования; в дальнейшем планировалось использовать ее для воздушного десанта в Восточной Пруссии. В Киржаче дивизия базировалась на месте будущего парка в микрорайоне Красный Октябрь. А на полях, прилегающих к деревне Федоровское – в те годы там был колхоз «Красное знамя» – десантники отрабатывали прыжки на парашютах с аэростатов и самолетов; учения продолжились до середины декабря. У бойцов остались очень теплые и светлые воспоминания о радушии местного населения, которое старалось максимально помочь им адаптироваться после передислокации.

27 декабря 1944 года, несмотря на десантную подготовку, была начата реорганизация 8-й гв. вдд в 107-ую гвардейскую стрелковую Первомайскую дивизию. После укомплектования и обучения в январе 1945 года дивизия была переброшена в венгерский город Надькереш, по пути в который на одной из румынских станций по вине местной администрации случилось нелепое происшествие: навстречу эшелону был пущен паровоз; итогом столкновения стали гибель семи и ранение двадцати двух человек. Из Надькереша воины прошли с боями по Венгрии, Австрии, где участвовали в освобождении Вены, и Чехословакии – на ее территории отпраздновали присвоение дивизии ордена Суворова II степени.

Вот как говорится о пребывании в Чехословакии в отчете о боевых действиях дивизии: «С переходом наших частей через государственную границу из Австрии в Чехословакию невольно создалось впечатление, что наши войска прибыли в родную страну. Местное население в малых и больших населенных пунктах встречало части Красной Армии исключительно восторженно. На всех домах были вывешены советские и чехословацкие государственные флаги. Женщины и девушки толпами собирались на улицах, встречая наших бойцов и офицеров, вынося уставшим бойцам воду, квас, пиво и другие напитки. Старики, женщины и дети забрасывали бойцов, повозки и автомашины букетами полевых и садовых цветов. Малые дети, едва научившиеся говорить, и дряхлые старики приветливо махали руками и кричали: «Наздар Красной Армии, наздар Советскому Союзу!» («Наздар» — «Здоровья!», «Да здравствует!» (чешск.). Прим. ред.).

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Франтишек Прохазка, командир партизанского отряда, угрюмо сплюнул, отерев чумазым кулаком лицо: очередной немец, засевший в неглубоком овраге, заросшем лещиной, пытаясь вырваться из рук партизан, начал неистово размахивать ножом и задел щеку. Царапина пустячная, а крови – будто серьезное что. «Oh, jsi fašistické prase! – вскинулся товарищ по отряду, Лукаш. – Teď tě zabiju!*» Однако Франта остановил его: и без того было уже слишком много смертей; они передадут пленного русским, пусть судьбу этого фрица решает суд.

*Ах ты ж, фашистская свинья! Я тебя убью! (чешск.).

9 мая стало известно о подписании соглашения о капитуляции немецкой армии, однако для дивизии война еще не закончилась – фашисты, прекратив минирование и бросая уже не нужное вооружение, пустились в бега с целью сдаться в плен союзникам – рассчитывали на их милость. Пришлось начать преследование, и 10 мая наши части встретились с войсками американцев, которые согласились передать оказавшихся у них в руках немцев.

12 мая 1945 года война для 107-ой гвардейской стрелковой Первомайской Краснознаменной ордена Суворова II степени дивизии была окончена. На протяжении следующих шести дней части дивизии приводили себя в порядок, производили прием военнопленных от частей американской армии, сбор и учет трофеев, организовали боевую подготовку. За срок с 23 марта по 18 мая воины преодолели с боями путь длиной свыше 1000 километров. За это время дивизия потеряла убитыми более тысячи человек, ранеными – почти 3800 солдат. За успешные действия по разгрому фашистских захватчиков личному составу дивизии приказом Верховного Главнокомандующего пять раз объявлялась благодарность. Правительственными наградами были награждены 9198 человек. Спустя годы на киржачском заводе «Красный Октябрь» были изготовлены специальные памятные доски, установленные везде, где дивизия несла потери – во всех странах, где она побывала.

После завершения боевых действий до вывода на территорию СССР 107-ая стрелковая дивизия дислоцировалась в венгерском уезде Надьката, после была выведена в Чернигов, но уже летом 1946-го была снова переформирована по штатам ВДВ и переименована в 107-ую гвардейскую воздушно-десантную Первомайскую Краснознаменную ордена Суворова дивизию, и ее перебросили в Киев, а в мае 1947-го перевели в Кривой Рог, куда неоднократно к десантникам приезжал генерал-лейтенант В. Ф. Маргелов.

По поводу передислокации в Кривой Рог существует легенда, говорящая о том, что и после окончания войны боевой задор не угас. После первомайского парада на Крещатике одна из отпущенных в увольнение групп десантников проходила мимо деревянного кинотеатра – сейчас на этом месте кинотеатр «Киевская Русь» – а возле него стояла дочь Хрущева Рада. Кто она, десантники, конечно же, не знали – просто красивая девушка с билетами. И вот подходит один сердцеед: «Ты не меня ждешь, чернобровая?» Та ему что-то ответила, ловелас попытался у нее билет выхватить, тут она ему от всей души по физиономии и врезала! Охрана скрутила служивого, бросила в машину, а вместе с ним и замполита десантной части, Героя Советского Союза Черткова, который ехал мимо и попытался вмешаться. В результате на следующий день всех десантников вывезли.

В Кривом Роге дивизия дислоцировалась до 15 июня 1958 года, когда на основании директивы Главкома сухопутных войск прекратила свое существование.

СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ

…Среди сосен гордо раскинул могучие титановые крылья памятник. На нем – звезда, парашют и надпись «Слава героям-десантникам. 1941–1945». Вокруг собрались ветераны 107-ой дивизии, заводчане «Красного Октября», жители Киржача; на постамент охапками ложатся цветы. На лицах светлая грусть, многие не могут сдержать слез – слишком жива еще память у тех, кто потерял близких. Но при этом ясно читаются гордость и благодарность воинам за мирное небо. Люди знают: пока у Родины есть такие герои, не повториться ужасу войны…

После пребывания в Киржаче во время ВОВ бойцы 8-ой (107-ой) гвардейской воздушно-десантной дивизии не возвращались сюда несколько десятилетий. Только в 70-х годах прошлого века ветераны, с подачи одного из членов совета ветеранов, киржачанина А. Савенкова, приехали к нам в город на закладку сквера им. 125-летия основания завода «Красный Октябрь» на месте, где они дислоцировались в военные годы; позже в этом сквере по проекту, разработанному при участии ветеранов 8-ой (107-ой) гвардейской стрелковой дивизии, был установлен титановый памятник воинам-десантникам Великой Отечественной войны, изготовленный на средства предприятия. Тогда большое внимание стало уделяться созданию ветеранских советов, и Сергей Исидорович Шингарев обратился к руководству завода «Красный Октябрь» с просьбой обеспечить возможность общения юных киржачан с ветеранами с целью патриотического воспитания молодежи.

С. И. Шингарев – полковник, возглавивший ветеранскую организацию 8-ой (107-ой) гвардейской воздушно-десантной дивизии, инициативный, грамотный, подготовленный человек, воевавший под Халхин-Голом. Он был в Союзе писателей, написал много книг по военной тематике – часть их была передана Л. С. Александровой в киржачский краеведческий музей вместе с перепиской. Во время пребывания в составе 8-ой (107-ой) гв. вдд Шингарев служил капитаном, был награжден орденом «Красное Знамя», тремя орденами «Красная Звезда», орденом «Отечественная война» II степени, медалью «За боевые заслуги».

Благодаря дружбе заводчан с ветеранами неожиданно перекинулся новый мостик между 8-ой (107-ой) гвардейской воздушно-десантной дивизией и Чехословакией, где так тепло встречали наших воинов в далеком 1945-м. В 1976 году на заводе «Красный Октябрь» побывала делегация из чехословацкого города Дечин, с завода им. маршала Рыбалко. После этого долгое время поддерживались тесные отношения между двумя заводами – осуществлялись автопробеги, приезжали по обмену рабочие и пионеры. И ветераны дивизии приняли непосредственное участие в работе с чехословацкими гостями, которые при помощи С. И. Шингарева неоднократно бывали в музее в Чкаловском, посещали музей Военно-воздушных сил в поселке Монино (Московская область) и могли своими глазами увидеть, какие громадные силы были брошены на освобождение, в том числе, и их Родины.

Ветераны дивизии много лет приезжали в гости в Киржач, последний раз это было уже в девяностые. Потом, к сожалению, эти посещения прекратились – все же стал сказываться возраст. Однако связь между Красным Октябрем и 8-ой (107-ой) дивизией не забылась. Пятнадцать лет назад, к празднованию 60-летия годовщины Великой Победы, ветераны ВОВ, работавшие на заводе «Красный Октябрь», зажгли в сквере у памятника погибшим воинам-десантникам Вечный огонь – первыми в районе.

В конце статьи придется поговорить и о потерях дивизии уже в наше время. Так, еще в семидесятые завязалась дружба между С. И. Шингаревым и Людмилой Сергеевной Александровой – ныне председателем совета ветеранов войны и труда мкр. Красный Октябрь. Эта дружба помогла создать в середине 70-х в средней школе № 6 музей дивизии; очень жаль, но он не пережил времен перестройки, и его экспонаты были полностью утрачены. Памятные доски, установленные в Европе, сейчас убраны – Людмила Сергеевна так говорит об этом:

– На душе тревога: ну почему, скажите, почему такие усилия вложили люди, чтобы оставить память другим поколениям на века – чтобы знали, что такое война, сколько жизней унесла она, но сейчас мы боремся не за сохранение мира, а за уничтожение памятников, призванных напоминать, насколько бесценна жизнь…

К сожалению, и сквер с памятником воинам-десантникам сейчас заброшен – его территория перешла к местному лесхозу, а памятник, оставшись бесхозным, без присмотра ветшает. По мере возможности за ним присматривают местные жители, однако их сил, конечно, для полноценного поддержания состояния мало. Глава администрации района старается территорию бывшего парка забрать в ведение района – хотелось бы, чтобы этот вопрос решился положительно.

Подводя итоги, приходится с сожалением отметить, что подвиги героев 8-ой (107-ой) дивизии оказались отодвинуты на второй план и незаслуженно забыты. Так сложилось в том числе и оттого, что представители ее ветеранской организации контактировали больше с жителями Красного Октября, нежели с киржачским районным руководством. Хотелось бы, чтобы киржачане узнали больше об этой славной дивизии.

Литература и интернет-источники

С. И. Шингарев. «Под нами Халхин-Гол». – М.: Моск. Рабочий, 1979.

С. И. Шингарёв. «Ради тебя, Земля». – Тула: Приокское книжное издательство, 1979.

pamyat-naroda.ru.

sites.google.com/site/muzbs41.

ru.wikipedia.org.

forums-su.com.

desantura.ru.

Автор благодарит Л. С. Александрову за предоставленные фото и материалы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

81