Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

22.09.2020 21:20 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 68 от 22.09.2020 г.

Командир бронепоезда

Автор: Филиппов.

Идея использовать железную дорогу для ведения боевых действий появилась еще в 19 веке. Известно, что впервые стали стрелять с движущейся железнодорожной платформы во время гражданской войны в США. А вот первый военный по-настоящему бронированный поезд был построен французским инженером Муженом в 1884 году.

К началу первой мировой войны бронепоезда, вооруженные пушками и пулеметами, представляли собой настоящие крепости на колесах. Служба в команде бронепоезда была тяжелой, потому отбирали туда солдат физически крепких, но небольшого роста, с хорошим слухом, зрением, крепкой нервной системой. В местах, где рядом с линией боевого соприкосновения противников имелась железная дорога, нередко эти подвижные крепости на колесах совершали огневые налеты и поддерживали атакующие действия своих войск. Самое серьезное ограничение в боевом применении бронепоездов — это состояние железнодорожного пути. Поэтому в позиционной войне, когда противники длительное время находятся друг против друга на укрепленных позициях, эффективность бронепоезда снижается из-за разрушения железнодорожных путей артиллерией и авиацией. А вот при маневренной войне, как было во время Гражданской войны, роль бронепоездов значительно возрастала. Воюющие стороны затрачивали огромные средства на постройку этих грозных боевых машин. Так, в России к середине 1917 года было всего 3 бронепоезда, а в 1922 году их было уже 122. Правда, после окончания Гражданской войны количество бронепоездов значительно сократили, но все равно во всех приграничных военных округах они продолжали нести свое боевое дежурство.

Уже в первые дни войны вступили в бой с врагом бронепоезда западных военных округов. В тяжелых условиях они отражали вражеские атаки как с земли, так и с воздуха. В этих боях врагу удалось уничтожить 21 советский бронепоезд. Это был серьезный урон, и требовалось как можно быстрее восстановить ударную мощь железнодорожных войск.

В декабре 1941 года советским командованием было принято решение о создании новых дивизионов бронепоездов. Тогда же был создан 61 особый дивизион. Помощником командира одного из бронепоездов этого дивизиона был назначен уроженец деревни Мележи Киржачского района Владимир Павлович Мерзлов. Войну Владимир Павлович начал командиром огневого взвода 842 стрелкового полка 298 дивизии. В боях он проявил себя как смелый и решительный командир. Ему пришлось выходить с боем из окружения. За героизм в боях 1941 года младший лейтенант В. П. Мерзлов был представлен к награде, но документы для награждения полностью оформлены не были. Первую же свою награду — медаль «За отвагу» — Владимир Павлович получил в мае 1942 года в должности помощника командира бронепоезда за умелую организацию артиллерийского огня.

В октябре 1943 года он, уже в звании капитана, командовал бронепоездом № 653. Этот бронепоезд отличился во время операции по освобождению города Невель. Действуя на перегоне Чернозем-Опухлики Октябрьской железной дороги, бронепоезд капитана Мерзлова уничтожил 5 огневых точек врага, 75-миллиметровое орудие и более 50 солдат и офицеров противника. Также огнем орудий бронепоезда была разбита минометная батарея фашистов и подавлена контратака вражеской пехоты.

В ноябре 1943 года Владимира Павловича Мерзлова назначают командиром 62-го особого дивизиона бронепоездов. В январе 1944 года 62-й особый дивизион участвует в освобождении города Новосокольники. В период с 18 по 29 января 1944 года дивизион под командованием майора В. П. Мерзлова уничтожил 12 вражеских пулеметов, 3 реактивных установки, 2 орудия и около батальона пехоты. И именно благодаря огневой поддержке, которую осуществляли бронепоезда и днем, и ночью, был обеспечен успех в штурме укрепленных вражеских позиций.

С декабря 1944 62-ой особый Новосокольнический дивизион бронепоездов в составе 1-й ударной армии участвовал в блокировке Курляндской группировки фашистов. В период боев в составе 1-й ударной армии 62-й дивизион бронепоездов уничтожил 16 минометов и пулеметов, 6 блиндажей, 4 артиллерийские батареи, 9 орудий, 210 гитлеровцев, подавлено 5 минометов, 29 пулеметных точек. В книге «Бронепоезда в Великой Отечественной войне» приведены некоторые отрывки из дневников Владимира Павловича Мерзлова. Вот так он писал в декабре 1944 года.

23 декабря. Фашисты открыли огонь по наступающим частям 98-й стрелковой дивизии.

- Товарищ майор, — слышу голос телефониста младшего сержанта И. А. Костюкова, — вас к проводу командующий артиллерией 112-го корпуса, полковник Цешковский.

- Ну, Мерзлов, дай фрицам жару своими «катюшами»! — распорядился он.

Едва передал команду капитанам С. Е. Грабовскому и К. В. Пергаеву, как грохот, словно раскаты грома, разорвал морозный воздух. Бронепоезда, на взгляд, все в огне. Впереди, в расположении противника, тоже бушует пламя. Это работа наших «катюш».

Больше года «реактивщики» не открывали огня. М. В. Петрову и И. П. Корчагину, хоть они и ветераны дивизиона, сегодня в первый раз приходится в бою командовать боевыми расчетами «катюш». Молодцы наводчики Н. С. Крамаренко, П. И. Тарасов, В. П. Кузьмин, С. М. Копятин. Ни одного залпа мимо цели!

24 декабря. Уже третий час 701-й ведет непрерывный огонь. Стараются «курские соловьи». Василию Колесникову с его ребятами не впервой получать похвалу. За полчаса уничтожили орудие, пять пулеметов и около ста фрицев. Михаил Черников, Григорий Клименко стреляют как заведенные. Артиллерист Николай Наумов едва успевает с командами. Вот что значит курская выучка! За три года бойцы прошли через огонь поражений, горечь и боль утрат. Привыкли к свисту бомб, не пугает их завывание мин и снарядов. Они стали настоящими солдатами. Человек привыкает ко всему. Война, постоянно существовавшая где-то, теперь прочно вошла в повседневную жизнь. Только жизнь эта вроде бы стала быстрее, год за два…

25 декабря. Только успеваю получать известия о ходе боя. 653-й отбивает очередную вражескую атаку. Наши пехотинцы прорвались вперед, заняли четыре траншеи. У старшего лейтенанта А. П. Лавриченко из строя вышли два артиллериста. Столько в башне скопилось газов, что младший сержант Павел Комиссаров и ефрейтор Николай Ерохин упали без сознания. Тут же повар Василий Анищенко встал у панорамы орудия за наводчика, командир пулеметного отделения старший сержант Егор Грововенко — за заряжающего, а его пулеметчик Илья Геращенко — за подающего снаряды. И как стреляют! Уничтожили две пулеметные точки, миномет, орудие».

За свои подвиги во время Великой Отечественной войны Владимир Павлович Мерзлов был награжден многими медалями и орденами, среди которых орден боевого Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Красной Звезды.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12