ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ МУЗЫКА ПРИСУТСТВОВАЛА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок не только был здоров, но и гармонично развивался, познавал мир во всем его многообразии. С каким умилением папы и мамы, бабушки и дедушки смотрят на своих малышей во время утренников в детских садах, а те старательно кружатся в танце, исполняют детские песенки, читают стихи.
Музыка окружает нас на протяжении всей жизни, начиная с первой колыбельной, которую тихо поет малышу мать. А как важно музыкальное воспитание для гармоничного развития личности!
Об этом и многом другом мы говорили с Еленой Викторовной Судаковой, музыкальным руководителем ДОУ № 11, которая работает с детьми на протяжении многих лет.
После окончания музыкально-профессионального училища г. Электросталь по специальности «народные инструменты» девушка пошла работать в детский сад, продолжив семейную династию. Мама Елены Викторовны первые годы трудовой деятельности работала воспитателем детского сада, а затем окончила музыкальную школу и стала музыкальным руководителем, поэтому могла дать дочери немало ценных советов.
- Елена, Вы работали и с самыми маленькими детьми, и со школьниками (довольно продолжительное время Е. В. Судакова занималась с творческими коллективами). Возраст имеет какое-то значение в музыкальном воспитании детей?
- Думаю, что особых отличий нет. У самых маленьких происходит становление вокала, а у более старших – развитие музыкальных способностей. Творческие способности человека можно развить в любом возрасте.
- А как Вы строите музыкальные занятия с детьми?
- Музыкальные занятия в детском саду охватывают большой объем материала. Это же не только пение, как думают многие, но и музыкально-ритмические упражнения, и восприятие музыки. Занятия проходят с применением игровых элементов.
В последние годы подход к преподаванию претерпел кардинальные изменения. Главная задача музыкального руководителя – развивать творческие способности ребенка, а не заставлять его разучивать ту или иную песню. У нас есть программа, включающая знакомство с классическими и современными произведениями.
Обязательный элемент занятия – музыкально-ритмические упражнения. В последнее время наметился отход от традиционных постановочных танцев.
Также проходит обучение детей игре на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, треугольнике, легких маракасах, трещотках. Сейчас во Владимирской области популярность приобретает обучение игре на свирели. В нашем ДОУ № 11 – первом в районе — был организован и уже два года существует кружок игры на этом музыкальном инструменте, и ребята уже занимают первые места на районных конкурсах, а в прошлом году даже стали третьими на областном конкурсе. В нашем саду был организован большой оркестр, включавший 12 свирелей, металлофон, трещотки и другие шумовые инструменты.
Чем хороша свирель – ребенку не надо учить ноты, и с самого первого занятия он может заиграть, что способствует повышению его самооценки: «Я сам могу!» А это очень важно в становлении личности ребенка, так как практически все дети боятся, что у них что-то не получится. У многих ребят заниженная самооценка, и так приятно видеть, как на музыкальных занятиях они раскрываются, перестают быть зажатыми, избавляются от некоторой скованности и настороженности, радуются похвале. Увы, но дети не умеют расслабляться, и это тоже серьезная проблема.
В ходе занятий музыкой у ребят развиваются способности, формируется музыкальный вкус, они учатся чувствовать ритм. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы музыка присутствовала в жизни ребенка. Ни в коем случае нельзя принуждать детей к чему-то, потому что эффект от таких действий будет прямо противоположный.
- Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать музыкальный руководитель, работающий в детском саду?
- В первую очередь, он должен иметь соответствующее специальное образование и обязательно любить детей, обладать терпением и строить занятия таким образом, чтобы дети его слушали и им было на музыкальных занятиях интересно, а это, поверьте, далеко не просто в эпоху всевозможных гаджетов, которые окружают малышей практически с первых дней их жизни.
Радостно становится, когда видишь, как меняется эмоциональный настрой детей, развиваются их творческие способности, улучшается речь. И всему этому способствует музыка.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.