Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

05.10.2021 14:17 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 73 от 05.10.2021 г.

Сельская школа – взгляд в будущее

Автор: А. Готко.

М. Ф. Виленчиц в Данутинском музее.

Мы продолжаем серию публикаций о киржачанах, получивших в этом году почетное звание "Человек года".

В 2021 году директору Данутинской средней общеобразовательной школы Марине Францевне Виленчиц от лица администрации города было присвоено почетное звание «Человек года» в номинации «Образование».

Педагог с огромным стажем — 37 лет она отработала в Данутинской школе только в должности директора и 46 лет — учителем русского языка и литературы, Марина Францевна неоднократно награждалась различными почетными званиями и грамотами. Была отмечена знаком «Отличник народного образования», удостоена звания «Заслуженный учитель РФ», имеет благодарности и грамоты от лица Министерства образования РФ и департамента образования Владимирской области. С 1985 года она является и директором известнейшего в области и за ее пределами Данутинского школьного музея, который был основан предыдущим директором школы, заслуженным педагогом — Светланой Александровной Межуевой. Хотелось бы отметить, что музей для нее не просто еще одно направление в образовательной работе, а часть жизни, которой она отдает немало своего времени. Так, в 2020 году Марина Францевна, как экскурсовод-руководитель музея стала дипломантом Всероссийского конкурса «История России в школьных музеях». На базе музея, конечно, ведется и большая воспитательно-патриотическая работа с учащимися школы, которые становятся участниками и призерами региональных и всероссийских фестивалей и конкурсов «Отечество», «Я – гражданин России», «Милосердие и порядок» и других.

И все же настоящей наградой для М. Ф. Виленчиц становятся ее ученики, которые идут по жизни с тем багажом знаний и любви к своей малой родине, который изначально дала им родная школа. С гордостью, как за своих детей, Марина Францевна рассказывает о них. О тех, кто стали педагогами и трудятся в школах района. О тех, кто работает управленцами различного уровня. И о тех, кто выбрал себе хорошую рабочую профессию, в которой нуждается общество и которая дала им возможность почувствовать себя высококлассными специалистами, профессионалами. Все они для нее – не просто бывшие ученики, а очень близкие и родные люди, судьба которых ей небезразлична.

Были в жизни опытного педагога победы, были и трудности, с которыми приходилось справляться силой воли и своего характера. Но сегодня мы говорим с Мариной Францевной не о прошлом, а о дне настоящем. О том, что заботит ее как педагога со стажем, — о будущем школы. Какое оно – это будущее в век цифровых технологий и высоких инноваций, что может дать сельская школа своим ученикам, какие проблемы существуют на этом тернистом пути? Как работать в изменившихся условиях? Вот о чем в первую очередь беспокоится сердце сельского учителя.

О престиже профессии

- Если размышлять о современной педагогике, — говорит мне Марина Францевна, — то человеку, который столько лет простоял за учительским столом, в изменившихся условиях работать нелегко. Учительский труд сегодня недооценен, а это одна из самых сложных профессий, особенно в настоящее время, в силу многих причин. В силу того, что изменилась обстановка в обществе, в силу того, что на первый план вышли совершенно иные ценности.

Я всю жизнь мечтала стать учителем. Помню, как поступала в институт, и в то время конкурс на одно место был пять человек, что говорило о престиже профессии, о том, что она нужна обществу. А сейчас профессия учителя совершенно обесценилась. Как результат — изменилось и качество образования: не секрет, что в образовании не хватает высококвалифицированных кадров.

Два слагаемых образовательного процесса: обучение плюс воспитание

Марина Францевна посмотрела на часы, и, улыбнувшись мне, спросила: «Сорока пяти минут нам хватит?» Ведь впереди ее ждал очередной урок, один из тысяч учебных часов, которые она провела в этой школе. А опаздывать учитель не имеет права, ведь это и есть один из воспитательных моментов. А воспитание в этой школе никогда не оставалось вне зоны внимания педагогов.

- Сельская школа – это особая категория, у нас нет выбора, — продолжает наш разговор М. Ф. Виленчиц. — Как говорит народный учитель Е. А. Ямбург — это «школа для нищих и блаженных духом». Мы боремся за каждого ученика, за каждого ребенка, ведь в настоящее время финансирование школ – подушевое, и чем больше будет в школе учащихся, тем лучше будет и ее материальная база, а значит, и качество образования. С 2021 года в образовательных учреждениях в школах вводится новая программа воспитания. Меня как учителя с большим стажем это возмущает. Я хочу спросить того, кто ввел эту инициативу: «Когда-нибудь мы работали, не воспитывая своих учеников?» Такого не было. Образование – это обучение плюс воспитание. Мы всех детей видим и знаем: знаем их семейное положение, обеспечена или нет семья, знаем родителей и на что они способны. У нас в школе воспитание находится на достойном уровне. Нет ребят, которые совершали бы преступления, нет таких, которые состоят на учете. И это работа и заслуга всего коллектива школы.

Мы стараемся привить детям любовь к малой родине. И опорой здесь служит мое любимое детище — музей, которому я как учитель уделяю огромное внимание. По тематике музейной экспозиции я разработала программу «Этнография, быт и культура родного края», на основе которой в школьную программу был введен краеведческий учебный компонент для учащихся с 5 по 8 классы. Эта работа ведется очень оживленно и давно. Всю методическую работу в музее ведет опытный педагог, мой заместитель по воспитательной работе – Оксана Ивановна Силкина. Она пришла в школу молодой девушкой с техническим образованием, но теперь уже ясно, что всю свою жизнь она посвятит школе. Сегодня я уже не вижу нашу школу без нее, она всей душой вросла в музейную работу. И, конечно, плоды нашего совместного труда по воспитанию учащихся налицо. В этом году ученица теперь уже 11 класса Оксана Сидорова заняла второе место во всероссийской краеведческой конференции «Отечество».

Дети в школе учатся активные, принимают участие во многих мероприятиях, — улыбается Марина Францевна. — Но меня больше всего радует, что они участвуют и побеждают не только в мероприятиях спортивных, культурных, краеведческих, но и в интеллектуальных конкурсах, тем самым опровергая расхожее мнение, что сельские дети на уровень ниже по знаниям. О наших учащихся я бы так не сказала. И нам с педагогами есть чем гордиться.

Рады каждому ученику

Тенденция к уменьшению количества детей в сельских школах в свое время привела к оптимизации образовательных учреждений. Некоторые из них укрупнялись и принимали к себе детей из других деревень и поселков, другие – закрывали свои двери навсегда. Печальный след в этой проблеме оставили и 90-е годы прошлого столетия, когда рождаемость в России упала почти до нуля. Сейчас демографическая обстановка улучшается, но проблемы на селе остаются. Сколько воспитанников сегодня у данутинских педагогов, есть ли тенденция к увеличению наполняемости классов детьми?

- В прошлом учебном году в школе было 125 учащихся, в этом — 121 ребенок. Но в первый класс мы набрали больше детей, чем раньше – 15 человек.

Стало меньше учащихся в старшем звене. Сейчас у детей возрос интерес к рабочим профессиям, так как с высшим образованием в наше время не так просто устроиться, найти себе место. И это, конечно, сказывается на наполняемости 10-11 классов. С другой стороны, дети прекрасно социализируются в обществе, так как выбирают востребованную профессию. Был у нас очень сложный 9 класс, как говорится «черт семь пар лаптей истоптал, пока всех их собрал». Но сейчас все они прекрасно устроились. Получили хорошую профессию – закончили медучилища, педагогические училища, уехали учиться в Ковров на машинистов электровозов, получили профессию сварщика. Одним словом, дети получили элитные рабочие профессии, востребованные в России. Я думаю, если ребенок хорошо воспитан и, как говорится, с руками, то он всегда найдет себе применение.

О профессии учителя и кадровых проблемах…

- Профессия учителя вроде бы до сих пор котируется в обществе, — рассуждает Марина Францевна. – Выпускники идут учиться на педагогов, но, к сожалению, в наши школы они не возвращаются. И это не только наша боль. Ведь раньше бывшие ученики приезжали работать в Киржачский район, на малую родину. Выпускники Данутинской школы, теперь уже педагоги, есть во всех школах района. Это и Елена Анатольевна Жарова, Светлана Валерьевна Колесникова и многие другие. Сейчас же коллектив почти не обновляется. В данный момент в школе только две молодых учительницы. Одна из них — наша ученица, окончившая технологический техникум, но желание стать педагогом победило. После окончания ореховского пединститута она уже 16 лет работала в школе. Это Наталья Николаевна Грехова. Она активный человек, многодетная мама, бывший депутат. Недавно в коллектив пришла еще одна молодая учительница с большим желанием работать педагогом — М. А. Столярова, она окончила художественное отделение педагогического института. Сейчас Мария Александровна дополнительно окончила трехмесячные курсы и начала работать в школе преподавателем биологии. Много лет преподает у нас и один из лучших педагогов, профессионал высокого класса по русскому языку и литературе – Вера Анатольевна Кузнецова.

Да, если рассуждать рационально, то вроде бы все предметы в школе «закрыты», но иногда за счет учителей-«совместителей». «Совместители» — тоже не решение проблемы, так как они пришли, отвели свои уроки, и душа не болит. На настоящий момент у нас «совместитель» только один — Н. В. Рыженкова из пятой школы, хороший, серьезный педагог. А так, конечно, коллектив возрастной, как и в других учреждениях района.

Начинающий учитель, который приходит в школу, получает очень маленькую заработную плату. И первое время, два-три года, им доплачивают до первой категории из областного бюджета. Проблема эта, как мне кажется, федерального уровня. Конечно, мы пытаемся ее решить на месте, но это временное решение вопроса. Так, например, я являюсь членом совета директоров школ района, и у каждого из нас проблема с кадрами стоит на первом месте. Поэтому на одном из последних заседаний совета мы подняли вопрос о том, чтобы была возможность брать на работу не только желающих преподавать педагогов, но и специалистов из других областей экономики. А так как у них нет пока категории, то надо изыскать средства и доплачивать им до среднего уровня заработной платы, пока они не пройдут аттестацию. Насколько я знаю, эту идею поддержал глава района А. Н. Доброхотов. Мы очень надеемся на решение вопроса.

О материальной базе школы

- Нашему зданию около 41 года. За это время не было ни одного капитального ремонта. Мы, конечно, стараемся сберечь все, что можно. К слову сказать, первые подвижки в этом плане произошли при прошлой администрации района. Тогда О. В. Кузицына стала начальником управления образования, и мы с ней за небольшой промежуток времени успели сделать для школы немало. Отремонтировали спортивный зал школы и раздевалки, вставили новые окна. И сейчас, хоть время и трудное, но власти района нам помогают с приведением школы в порядок: за последние годы поменяли окна на пластиковые во всей школе, поддерживаем музей в хорошем состоянии. А сейчас мы с Ольгой Владимировной планируем капитальный комплексный ремонт пищеблока. Это полная замена оборудования пищеблока, капремонт водопроводных и канализационных сетей.

Цифровизация школы: дистант и уровень знаний

- Наша школа также участвует в этой программе. Сеть Интернет проведена, в школе имеется интерактивная доска, на днях должны поставить 28 ноутбуков. Так что компьютерной техникой школа обеспечена полностью — как дети, так и учителя. Но я считаю, что, несмотря на все нововведения, обучение должно быть очным. Должен поддерживаться постоянный диалог между учеником и учителем, как говорится – глаза в глаза. Дистанционное обучение во время первой волны пандемии не показало положительных результатов. В прошлом году за четвертую четверть, пока был введен дистант, наши дети получали одни хорошие отметки: все домашние работы были просто отличные. Но как потом обнаружилось, уровень знаний упал сильно. Педагогам пришлось потратить немало времени на повторение, казалось бы, уже пройденного материала.

Да, «дистант» может быть использован, но только в отдельных случаях – когда ребенок одарен и учится сознательно либо когда он по причине заболевания не может посещать занятия очно.

Ответственность за каждого ребенка

Но не только организация учебного процесса, воспитания и питания ложится на плечи директора сельской школы. После оптимизации учащиеся в сельской местности приезжают в школу из нескольких деревень, находящихся порою от альма-матер на приличном расстоянии. И здесь, конечно, просто необходим как воздух школьный автобус.

- Конечно, есть и у нас школьный автобус. Его водитель работает с семи утра до семи вечера. Ездит по окрестным деревням и доставляет наших детей. Только в Кипрево автобус приезжает два раза за день. Второй раз, чтобы забрать первоклассницу, за которую, конечно же, я переживаю. Девять деревень обслуживает школьный автобус. Причем зарплата у водителя очень скромная, хотя человек он ответственный, сам занимается ремонтом автобуса, всегда вовремя выходит на линию. Есть и проблема с медицинским освидетельствованием. Дело в том, что в шесть часов автобус уже должен быть на маршруте, чтобы доставить в школу повара и учеников из д. Жердеево, получается, что в пять утра водитель должен пройти в районной больнице освидетельствование. Почему бы не проводить медосвидетельствование в Кипревском ФАПе?

Сельский учитель – особая категория педагогов

Именно так считает Марина Францевна, ведь вся ее жизнь отдана Данутинской школе. Все ребята и взрослые знают своих учителей, а они переживают за каждого воспитанника, иногда не оставляя его вниманием на протяжении всей жизни.

- Конечно, — говорит Марина Францевна, — хотелось бы, чтобы это поняли на всех уровнях, вплоть до федерального — надо сделать все возможное, чтобы сохранить сельские школы и поднять образование в них на новый уровень. Школе нужны профессиональные педагоги, а сельской школе — вдвойне.

Прозвенел звонок. Марина Францевна, быстро попрощавшись со мной, поспешила на урок. Как и всегда, ребятам не придется ждать своего учителя. В формат урока мы с ней уложились.

На занятиях в Данутинской школе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

57