Меню
12+

Газета «Красное знамя» Киржачского района Владимирской области

27.07.2021 15:03 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 27.07.2021 г.

Точка кристаллизации русской культуры

Автор: Ю. Глонин.

В доме 26 на улице Гагарина в Киржаче 21 июля появилась ещё одна культурная «точка фокуса», сводящая вместе разрозненные русские историко-культурные артефакты — Музей иконописи и реставрации.

Выступление Е. С. Федорова.
Епископ Иннокентий преподносит музею икону.
Схемы канонической иконописи в мастерской музея.

Он стал ещё одним реализованным проектом ОАО «Киржачская типография». Единственный такого направления во Владимирской области музей расположился в одном из старейших зданий города — доме мещанина, члена городской торговой депутации Якова Федоровича Смирнова (ранее в здании располагались книжный магазин и управление культуры района).

Как рассказал на церемонии открытия генеральный директор типографии Евгений Фёдоров, идея о создании музея появилась у него достаточно случайно. Сначала к нему попала икона, на обратной стороне которой была надпись: «Вернуть въ Киржачъ». Многие, узнав об этом случае, стали предлагать и свои семейные реликвии — после этого появилась на свет мысль о музее иконописи. Ко дню открытия музея к показу были готовы более трёхсот икон.

Среди почётных гостей мероприятия было много профессионалов, способных по-настоящему оценить экспозиции. И не только оценить, но и пополнить — так, директор галереи «На Чистых прудах» В. П. Новиков преподнёс в дар музею коллекцию из 165 предметов — кресты, распятия, оклады и образа. У коллекции при этом интересная история — она была собрана московским предпринимателем В. Костяевым, который перед смертью завещал передать её «в достойные руки». И, как выразился В. П. Новиков, передавая коллекцию Е. С. Фёдорову, такие руки наконец нашлись.

Гостей мероприятия также приветствовали епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий и генеральный директор ООО «Сервисинвестцентр» И. В. Анисимов. Игорь Владимирович отметил, что с каждым годом Киржач стараниями типографии меняется в лучшую сторону, становится всё более красивым и привлекательным; по его мнению, в итоге наш город способен стать «точкой кристаллизации русской культуры».

Образ Богородицы-млекопитательницы также преподнесла в дар музею иконописец Татьяна Маефф, представительница московской мастерской «Царьград», учившаяся с Е. С. Фёдоровым в одном институте; ещё одну икону передал музею епископ Иннокентий.

Евгений Фёдоров выразил искреннюю благодарность всем, кто стал причастен к появлению в нашем городе нового музея. Как рассказал киржачский меценат, в начале июля он обсудил ряд важных вопросов, связанных с развитием туризма во Владимирской области, с вице-губернатором Александром Ремигой. Есть вероятность, что итогом встречи станет приобретение «Киржачской типографией» одного из строений, находящихся в ведомстве областных властей — построенное в конце 19-го века фабрикантами Арсентьевыми здание. В этом случае оно станет «филиалом» музея, где расположится экспозиция «народных» икон. А пока гостям будет продемонстрирована часть коллекции.

Евгений Сергеевич также отметил, что в формировании коллекции — большая заслуга супругов Сидоровых из Углича: Сергей – специалист по антиквариату, Наталья – профессиональный экскурсовод по Угличу.

С мини-концертом перед присутствовавшими выступил хор «КиржЭль» во главе с руководителем Юлией Миронюк.

Затем методист Смоленского государственного музея-заповедника Ирина Язикова провела для гостей первую в истории Музея иконописи и реставрации экскурсию.

На первом этаже, по её словам, выставлены «народные» иконы конца 19 — начала 20 вв. Их авторами были простые деревенские жители, мало что знавшие о канонах иконописи и компенсировавшие незнание правил и техники искренностью живописи и веры. Между прочим, этот пласт русской культуры до сих пор остаётся практически совершенно не изученным искусствоведами.

На втором этаже присутствовавшие увидели образа, принадлежавшие представителям более зажиточных слоёв населения — купцам и дворянам. Часть экспонатов, кстати, прошла не реставрацию, а консервацию — бережно сохранена в том виде, в котором дошла до нас, со всеми «ранами», оставленными временем.

В конце экскурсии гости побеседовали с руководителем иконописной мастерской музея Надеждой Коллеговой, которая вкратце рассказала о принятых в православной иконописи канонах, об их развитии и о новых веяниях в этой сфере. Кроме того, она сообщила, что мастерская будет не только создавать новые образа; в планах — набор и обучение иконописным основам всех желающих, и детей, и взрослых.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27