Волейбол – игра находчивых
Мы продолжаем цикл статей о спортивных инструкторах, работающих в ФОК «Лидер». Сегодняшняя статья – об инструкторе по волейболу Андрее Вячеславовиче Коркоделе.
А. В. Коркодел – квалифицированный тренер по волейболу, имеет второй спортивный разряд, судья второй категории. В составе команд занимал призовые места в чемпионате Владимирской области по волейболу (четвёртая-вторая лиги). Играть начал ещё в школе; хотя пробовал себя и в борьбе, и футболе с баскетболом, остановился на волейболе.
– По сколько человек у вас в группах, большой ли отсев?
– Набираем по пятнадцать, но, конечно, случается и такое, что уходят, хотя отсев совсем небольшой. И чаще всего в спорте дети остаются, просто меняют вид.
– Есть какая-то предварительная спецподготовка?
– В первую очередь мы занимаемся на протяжении, наверное, месяцев трёх физподготовкой, и только потом начинается работа с мячом. За это время дети привыкают, появляется желание играть.
– Мне вот что интересно: ведь волейбольный мяч достаточно тяжёлый для ребёнка, есть ли какие-то специальные детские мячи?
– Нет, они все одинаковые. Мы детей к весу мяча приучаем постепенно, со временем они приспосабливаются – и получается всё нормально.
– Во время работы с детьми какие трудности встречаются?
– Если речь о начинающих, то, пожалуй, это неумение концентрироваться, расхлябанность. Порой даже в зал заходят с сотовыми телефонами – но после первых уроков это обычно проходит, им становится в зале интереснее, чем в мобильнике. Да и мы такое не приветствуем, хотя, если ребёнку нужно отзвониться родным, например – разрешаю, конечно.
– Полагаю, сложность состоит не только в том, чтобы заинтересовать детей, но и в том, чтобы их сплотить?
– Группы делятся, грубо говоря, на учащихся 6-8 классов и старшеклассников – с 9 по 11-й. Соответственно, уровень физического развития по группам тоже разный. Кроме того, сразу выделяются группки одноклассников, ребят, которые были знакомы между собой раньше. Поэтому создать что-то общее очень сложно; наша задача – изменить такое положение вещей, добиться, чтобы дети работали одной слаженной командой.
– Каков минимальный возраст для набора в группу?
– Нижняя планка – пятый класс. Хотя если приходят ребята младше, тоже пробуем с ними работать. Если есть рвение, желание играть, значит, и данные уже должны быть.
– Но если случается так, что рвение есть, а уровень физического развития подкачал?
– Понимаете, есть специальные упражнения, которые помогают подтянуть физическое развитие, поэтому ребёнка даже не нужно как-то отделять, просто дополнительно с ним заниматься – и спустя год он может уже превзойти не только сверстников, но и более старших игроков – были и такие случаи.
– Для тех, кто хочет подтянуть физподготовку, да и для тех, кто хочет улучшить свои уже имеющиеся спортивные результаты, какие бы вы посоветовали виды спорта?
– В первую очередь, лёгкую атлетику, потому что это прыжки, развитие мышц на руках и ногах, укрепление дыхательной системы…
– Как вы вырабатываете программу занятий, которая устроит всех – и более развитых физически, и тех, что послабее?
– Я думаю, надо больше времени уделять тренировкам, чтобы всех вывести на один уровень. Хотя, конечно, если у ребёнка задатки волейболиста, его сразу заметно, и мы его со временем отбираем в команду, которая представляет наш район на областных соревнованиях – «Лидер». Костяк её играет с 7 класса, сейчас они уже студенты 2 курса.
– А нет ли в планах создать детскую волейбольную команду подобного уровня?
– Мы идём к этому, однако подобная задача требует нелёгкого труда – чтобы команда выступала достойно, потребуется не один год. Но в перспективе такая возможность есть. Также хотим создать женскую команду, которая будет для начала выступать в юношеской группе, а в дальнейшем – и во взрослой. Однако это планы точно не ближайшего времени.
– Чтобы появилось желание попробовать себя конкретно в волейболе, необходимо, чтобы ребёнок вообще любил спорт. Как привить ему эту любовь?
– Думаю, что, во-первых, к этому нужно иметь предрасположенность. Во-вторых, водить ребёнка на различные спортивные мероприятия, смотреть их по телевизору, рассказывать о них. Дети ведь – как губка, всё впитывают, и переформировать их в раннем возрасте гораздо проще. Ну, и обязательно – какие-то подвижные игры, это позволяет ребёнку почувствовать себя вовлечённым и заинтересованным.
– Какие, по вашему мнению, качества развивает волейбол?
– Как и любой вид спорта – волю к победе. Сдержанность, характер, стойкость… Волейбол – это такая игра, в которой задействована каждая частица организма, благодаря волейболу тело начинает действовать синхронно, а не так, что голова подумала, а рука не сделала. Развивается тактическое и стратегическое мышление, скорость мысли – без умения стремительно просчитывать действия соперника невозможно его переиграть, переломить ход игры в свою пользу. Опять же улучшается умение работать в команде, чувствовать коллектив, ведь один в поле не воин.
– Поговорили о том, что волейбол даёт для успеха – но ведь случаются и неудачи. Как вы добиваетесь того, чтобы ваши воспитанники их не боялись, умели с ними справляться?
– Отрабатываем это на тренировках. Если видишь, что у ребёнка что-то не получается, он нервничает, надо подождать, пока он успокоится, заново объяснить… Несколько раз его окунаешь в этот омут, пока не поймёт, что нет ничего страшного в том, что с первого раза что-то не выходит. Надо стремиться к тому, чтобы это исправить, и оно обязательно получится. Так что мы ещё и немного психологи (улыбается).
– Я читала, что у инструкторов и тренеров бывает разный подход – кто-то предпочитает «жёсткую руку», кто-то, наоборот, выбирает мягкий стиль тренировок. Вы к какой школе больше себя относите?
– Нечто среднее. Думаю, детей принуждать не надо. Если он достигнет определённого спортивного уровня, тогда да, можно требовать, вести себя более резко, жёстко. А пока они развиваются, этого делать нельзя. Да и они, пока маленькие, пока учатся играть – прислушиваются. А потом, по мере взросления – классе так в одиннадцатом, в институте – приходя в команду, начинают считать себя крутыми игроками. Но со стороны-то оно виднее, поэтому порой приходится и голос повышать.
– А случаются ли ситуации, когда неправы вы? И признаёте ли свои ошибки?
– Да, конечно, случаются. Тем более что я не просто тренер, я – играющий тренер. И если я не на кромке поля, а в игре, то, конечно, другим виднее. Потом извиняюсь – мол, да, виноват, простите, парни. Без проблем.
– Раз уж заговорили о «Лидере», давайте продолжим эту тему. Последние игры не были особо удачными для команды – как считаете, с чем это связано?
– Во-первых, нам попадались сильные соперники. Если говорить, например, о матче с «Волной», это очень сильная, хорошо подготовленная команда, которая много лет играет в первой лиге. Мы в этом году поднялись со второй группы; между лигами разница в уровнях, конечно, есть. Скорее всего, нас просто застали врасплох. В каких-то партиях и мы вели в счёте, но в полуфинал не попали – всё-таки опыт игроков из «Волны» дал о себе знать. Результат неплохой, но нам есть к чему стремиться, есть что исправлять. Мы все прекрасно понимаем, что такое первая лига – это работа, работа и работа. Складывать руки не собираемся, так как к этому шли четыре года… Даже пять, по-моему. А начинали с нуля – с четвёртой лиги.
– И какие вы видите перспективы для команды?
– Пока наша цель – удержаться в первой лиге, где-нибудь в серёдке, даже, не буду скрывать, ближе к концу. И дальше потихонечку набирать навыков, потому что эта лига очень быстрая, в ней много профессиональных игроков; есть на что посмотреть и с кого взять пример. Опыт ведь приходит во время соревнований. Тренировочный процесс, безусловно, важен, но когда ты прекрасно знаешь, от кого чего ждать, новых умений не получишь. А вот наблюдая за другими командами, можно увидеть что-то новое, подсмотреть какие-то интересные приёмы.
– С какими трудностями сталкивается команда?
– Трудность у нас одна – спортивный зал далеко расположен. Сейчас мы занимаемся в Ельцах, а хотелось бы чего-нибудь в черте города. Сам по себе зал очень хороший, но много времени уходит на дорогу. К семи мы едем туда, до девяти тренируемся. Пока переоденешься, пока всех развезёшь… Домой приезжаешь после десяти вечера, чем и родители недовольны – на уроки времени остаётся мало.
– Как обстоят дела с материальным обеспечением?
– Раньше всё необходимое мы покупали сами. Но в этом году у команды появился спонсор – компания «ТехноФрост», которая приобрела нам игровую форму. Весь необходимый инвентарь и тренировочные костюмы предоставил ФОК «Лидер». Поездки на соревнования оплачивает администрация района. Так что актуальной проблемой для нас является только зал.
– Что лично вам даёт волейбол вообще и деятельность инструктора в частности?
– Движение, жизнь… Позитив. Ну, и приятно видеть результаты своей деятельности, конечно.
А. СТАРУН.
Фото предоставлены А. В. Коркоделом.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.