Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

25.03.2022 11:55 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 25.03.2022 г.

Сквозь призму театрального искусства

Автор: И. Авдеева.

В МБОУ СОШ № 6 им. С. Б. Белкина к театру отношение особое. В школе ежегодно проходит конкурс театральных коллективов, в котором участвуют практически все классы. Ребята представляют на суд жюри разнообразные постановки. Затем победители участвуют в муниципальном конкурсе, и нередко становятся его призерами или победителями. Отрадно, что на протяжении долгих лет тяга школьников к театральному искусству не ослабевает, а только растет, как и желание подняться на новую ступень в постижении волшебного мира театра.

Такая возможность появилась в нынешнем году, когда с предложением о совместном творческом проекте обратился выпускник школы Валерий Кукушкин, профессиональный актёр и театральный педагог.

В 2006 году Валерий окончил Ярославский театральный институт и поступил на службу в Московский областной государственный театр юного зрителя (МОГТЮЗ), которым сейчас руководит заслуженная артистка РФ Нонна Гришаева. Несколько лет назад в театре был создан зрительский клуб, который организовала педагог театра А. Б. Никитина.

Первая встреча со зрительским клубом состоялась у В. Кукушкина на творческом обсуждении спектакля «Печорин». Обсуждение сочинялось на основе методик театральной педагогики. Валерий Кукушкин, исполняющий в спектакле заглавную роль, в этом обсуждении впервые выступил и в качестве ведущего творческой игры. Этот новый опыт его всерьёз заинтересовал. И когда Александра Никитина предложила ему пройти курсы повышения квалификации в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), Валерий с радостью согласился. А затем, окончив курсы, он продолжил обучение в магистратуре «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». Актёр почувствовал, что театральная педагогика, — это то, что он долго искал – подлинный контакт с детьми, живое образование и развитие, чего ему недоставало в театре.

Сейчас Валерий учится в магистратуре, сочетая учебу с работой в театре, и его ближайшая задача — осуществить инновационный выпускной проект.

- Я придумал театральный лагерь, — поделился своими замыслами В. Кукушкин. – Первоначально хотелось его организовать в Москве, но в связи с ковидной ситуацией и множеством различных согласований организовать лагерь в нашем театре оказалось сложно. И тогда пришла идея создать его в той школе, где я учился. Мне это показалось очень важным. В Москве театральная педагогика, занятия с детьми по этому методу есть, а вот в Киржач, думаю, это бы пришло нескоро.

- Чем вас так увлекла театральная педагогика и почему вы считаете, что для киржачских детей это будет интересно и полезно?

- Принцип театральной педагогики – организация режиссуры события внутри занятия, через которое у ребенка случается личное открытие. Учитель и ученик не просто озвучивают сухую информацию, а совместно участвуют в живом исследовании, где каждый формулирует свои рождающиеся личные смыслы. Театр – это универсальная образовательная модель, так как он включает все органы чувств, пользуется выразительными средствами всех искусств. Во время театральных занятий мы работаем с написанным и звучащим словом, с изображением, звуком, телом, пространством, даже с тактильными и обанятельными ощущениями – мы включены полностью. Через все эти инструменты человек усваивает информацию целостно.

Донести до родителей и школьников идею создания театрального лагеря не так-то просто. Как правило, родители не готовы активно включаться в жизнь своего ребенка, считая, что раз они привели его в школу, то дальше воспитание – дело профессионалов. Но для нас важно создать общее пространство общения и творчества, где у детей, родителей, педагогов появятся общие интересы и общие творческие проекты. И мы надеемся, что нам это постепенно удастся.

- Какие задачи вы ставили, создавая театральный лагерь?

- Одна из целей проекта — организация городского сообщества, в том числе вовлечение родителей в школьную жизнь, чтобы они увидели изнутри, как взрослеет ребёнок, с какими проблемами он сталкивается. Хочется, чтобы лагерь помог наладить глубокие связи между поколениями, сформировать творческое городское сообщество. Очень хочется, чтобы это была не разовая история, и мы расширяли наше сообщество.

Вся программа не ограничивается летней лагерной сменой. Вначале, весной, необходимо провести цикл занятий, во время которых сформируется детский актив, инициативная ответственная авторская группа. А уже потом – летом — добавив к этой группе других участников, мы будем ставить с ребятами какую-то историю, и в конце пригласим на открытый показ родителей, других школьников и просто жителей города. После показа мы обязательно организуем общее обсуждение проекта. Для меня очень важно, чтобы была создана группа друзей и единомышленников, и к моменту, когда мы начнем работать над спектаклем, выработан общий язык. Занятия уже начались, и радует то, что дети каждый раз глубоко включаются, искренно говорят, о том, что им нравится и что их увлекает.

Хочется, чтобы все: и дети, и родители выбрали себе какую-то нишу в общем творческом процессе. Очень важно общее участие в спектакле. И даже если кто-то не выходит на сцену, а шьёт костюмы, монтирует театральный свет или оформляет программки и афиши, он видит плоды своего труда и ощущает свою сопричастность ко всему происходящему. Уверен, что участие в реализации общей идеи будет сближать родителей с детьми.

- На чем вы будете основываться при выборе произведения для постановки или этот вопрос уже решен?

- Произведение для театральной постановки еще не выбрали, и не будет никакого навязывания. Мы проведем несколько занятий, во время которых будет происходить отбор произведений. Необходимо понять, чем ребята действительно интересуются, найти героя, который был бы им близок и тему, которая их интересует. Многие любят аниме. Значит, будем искать созвучие этого жанра с литературой, входящей в школьную программу. Может, это будет непрограммное произведение программного автора.

Хотелось бы ненавязчиво «подружить» ребят со школьной программой. Важно, чтобы дети почувствовали, что это про них, несмотря на иные способы выражения чувств и мыслей. Растущий человек решает одни проблемы вне зависимости от того, является ли он героем аниме или классической литературы. Тема одиночества, например, присутствует и тут, и там, она просто звенит в воздухе. Не менее важна тема взросления, становления, обретения собственного пути. Важно, чтобы дети почувствовали, что сами управляют своей жизнью, имеют право выбора.

В театре мы играем спектакль «Детство. Отрочество. Юность» по произведению Л. Н. Толстого, в который «вшиты» современные тексты и современное кино. Этот спектакль мне особенно дорог, потому что зрители непосредственно участвуют вместе с нами в размышлениях на темы, которые волнуют их, нас и Толстого.

Когда мы со школьниками начнем создавать спектакль, я не буду командовать куда встать, и что делать, я буду спрашивать: как ты думаешь, каким образом это представить так, чтобы донести до зрителей? Хочу, чтобы ребята выстроили эту историю самостоятельно, сами писали инсценировку, сами придумали оформление. У нас нет задачи — работать точно по тексту. Пусть дети нащупают свой текст по мотивам выбранного произведения, пытаются построить сцены, понять, без чего не может случиться история.

- Как вас встретила родная школа?

- Очень приятно, что мой проект получил поддержку в лице директора школы И. А. Тарасова. Также меня поддержала бывшая одноклассница, которая работает в школе учителем начальных классов. Для меня школа — это родное место. Буду работать с шестиклассниками. Группа есть, но пока небольшая (десять человек), надеюсь, что она увеличится. Очень интересные дети, которые хорошо идут на контакт. Ребята быстро поняли, что на занятиях можно быть самими собой. Начинаем знакомиться, дружить, формулировать правила, без чего невозможно создание коллектива.

- Мне очень понравилась идея создания в школе театрального лагеря, — сказал И. А. Тарасов. – Работа в данном направлении уже началась. Проект долговременный и продолжится в летний период. А в конце лагерной смены мы будем с нетерпением ждать театральную постановку. Хочется пожелать Валерию Кукушкину и нашим юным артистам успеха!

НА СНИМКЕ: Валерий Кукушкин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

119