Человек большой души
В доперестроечный период много слышал лестных отзывов о Владимире Викторовиче Лаурус, который был классным строителем. На его счету немало введенных в эксплуатацию объектов. Бывший председатель Межколхозстроя Михаил Петрович Зайцев тепло отзывался о В. В. Лаурус, но текучка не позволила мне с ним тогда встретиться. И вот спустя годы, наша встреча состоялась.
Не быть обузой
Детей, росших в послевоенный период, во многом воспитывала сама жизненная обстановка. Видели ребятишки бедность в доме, то, как билась мать, чтобы обеспечить детям пропитание. Это воспитывало в них способность к сопереживанию, трудолюбию, так как возникало желание помочь родителям в домашних делах, дисциплинировало, появлялась ответственность, что с годами сказывалось на отношении к семье, обществу, жизни. Не к развлечениям и предосудительным поступкам тянулись тогда дети, а к получению профессии, стремясь не быть обузой для старших.
Закончив школу, Володя Лаурус и Виктор Бурмистров решили податься в ремесленное училище. Хотелось обоим стать токарями, но получить специальность желающих было хоть отбавляй, и группы были полностью сформированы. Не было возможности получить специальность плотника. «Пришлось соглашаться» на приобретение специальности каменщика.
«Вот как раньше обстояло дело. Ремесленные училища считались чуть ли не перспективными учреждениями, — говорит Владимир Викторович Лаурус, — а ныне профессиональные училища в загоне. Токаря, слесаря и других рабочих специальностей скоро днем с огнем не найдешь».
Надо сказать, что не особо лежала душа у Владимира Лаурус к строительству, но на втором году учебы он сумел подвести фундамент под родной дом, чем очень обрадовал мать, а после окончания ремесленного училища два года отработал на строительстве в городе Владимир. Но к данной специальности так и не прикипел.
Жизнь вернула к стройкам
Расставшись с областным центром, Владимир Лаурус решил освоить новую специальность. Такая возможность появилась. На Киржачском инструментальном заводе требовались фрезеровщики. Подучившись Владимир стал управлять фрезерным станком самостоятельно. Но стройка не отпускала его от себя. Чтобы получить квартиру, нужно было самостроем возвести 16-квартирный дом. Среди самостроевцев оказалось только два профессиональных каменщика, и кирпичную кладку приходилось выполнять только им.
«Как же я уставал, — вспоминает Владимир Викторович, — самостроем приходилось заниматься после рабочего дня и кирпичная кладка лежала на нас двоих, остальные подавали раствор, кирпичи». Но строить было надо, требовалось жилье».
На свадьбе у друга Анатолия Бурмистрова Владимир был свидетелем, свидетельницей невесты была его будущая жена. Ее и привел в полученную квартиру. С той поры прошло сорок восемь лет. И все эти годы супруги Лаурус прожили душа в душу.
«Как-то меня встретил Геннадий Торопов, — вспоминает Владимир Викторович Лаурус, — разговорились. «Ты же строитель, — сказал он, — здесь, у станка, пыль глотаешь. А нам строители во как нужны». И вскоре Владимир Викторович Лаурус стал членом коллектива Межколхозстроя. Окончив школу мастеров, он возглавил комплексную бригаду, что было в новинку в строительной организации и позволяло возводить объекты одним коллективом от нулевого цикла до завершения всех строительных работ. Это значительно ускорило сдачу объектов в эксплуатацию. С участием бригады В. В. Лаурус в колхозах района были построены десятки объектов: зерносклады, животноводческие помещения, жилье. Болью наполняется сердце строителя, когда на месте былых строений видит он полуразрушенные остовы. А ведь сколько средств было вложено государством в строительство на селе.
На разных строительных участках
Семь лет отдал Владимир Викторович Лаурус сельскому строительству. В районе стала создаваться база геологической экспедиции. Туда и пригласили опытного строителя. Комплексная бригада В. В. Лаурус возвела здесь административное здание, жилые дома. На это ушло несколько лет, и объемы строительства в геологической экспедиции закончились. Продолжил Владимир Викторович свою трудовую деятельность в СМУ «Киржачстрой», но больше всего отработал он начальником цеха по изготовлению железобетонных изделий. На многих зданиях и жилых домах применялись блоки, перемычки, а на придомовой территории и тротуарах использовались бордюрные плиты. Выйдя на пенсию некоторое время занимался предпринимательством.
В Ильин день
Ильин день в деревне Жердеево, на родине В. В. Лаурус, — престольный праздник, который уроженцы деревни до сих пор почитают. А некоторое время назад по предложению Надежды Александровны Богатовой стали организовывать настоящие увеселительные мероприятия, на которые съезжались к дому Лаурус его родные и друзья, а также односельчане. Компания собирается уважаемая, кроме Богатовых здесь в Ильин день интересно проводят время Надежкины, Пешуковы, Фаина Борунова, Марина Геннадьевна Абрамова, ранее бывал Николай Гурьевич Доброхотов. Даже из Санкт-Петербурга приезжают дорогие гости. Специально для таких мероприятий Владимир Викторович установил среди цветов столы, лавки. А в плохую погоду «банкетный зал» устроен в уютном помещении хозяйственной постройки. На стенах красуются на стендах фотогазеты, рассказывающие о проведенных здесь праздничных мероприятиях в разные годы, начиная с 1993 года.
«Мы ждем этих празднеств, — говорит Владимир Викторович, — на них отдыхаем душою, поем, разыгрываем сценки, иногда выезжаем в Недюрево, на речку. Времени практически не замечаем, хотя все держат себя в пристойных рамках.
С удовольствием я узнал, что Владимир Викторович Лаурус не только опытный строитель, но еще человек творческий – занимается сочинительством стихов и песен, в которых признается в любви к своей деревне:
«Иду по деревне тропинкой знакомой,
А мимо, как в сказке, проходят дома,
Жердеево наше – частица России,
И мы полюбили ее навсегда».
Страдает автор ностальгией по прошлому:
«Стало нас меньше, деревня редеет,
Где же вы парни, где молодежь?
Если в деревне бабы рожают,
Значит твоя деревенька живет».
- К Ильину дню я сочиняю одну – две песни и исполняю их для своих друзей, — признается Владимир Викторович. Сегодня у него стихов и песен на целый концерт хватит.
Поет гармонь любимая
Владимир Викторович Лаурус не представляет себя без гармони. Игру на этом инструменте он освоил еще в детстве, а повзрослев, обслуживал деревенские свадьбы.
Однажды он узнал, что в другой области продает мастер по изготовлению гармоней свой инструмент. Упросил того продать свою любимую гармонь. Теперь для Лаурус стала она дорогою.
«Лет семьдесят или даже больше ей, — восхищенно говорит о гармони Владимир Викторович, — сам мастер сделал ее своими руками».
Действительно, «голос» у гармони чудесный. Под ее аккомпанемент спел Владимир Викторович несколько своих песен.
«Годы проходят, а люди уходят,
Стали мы старше, но это не в счет,
Если в деревне Ильин день встречают,
Значит твоя деревенька живет».
Есть в архиве Владимира Викторовича Лаурус песни, посвященные жене, друзьям.
И боль незатихающая
Не все гладко было в судьбе Лаурус. Радовали его дочери, но неожиданно пришла беда. Старшей дочери Светланы однажды не стало.
«А такая душевная, толковая была, — делится своим горем, которое невозможно забыть, Владимир Викторович. — Преподавателем она была от Бога. В седьмой школе ее очень ценил директор, уважали коллеги, любили учащиеся. Несколько лет я не мог отойти от того, что дочери не стало, первые несколько лет ежедневно посещал ее могилу. Она оставила мне внучку. Внука и внучку подарила вторая дочь».
Большая душа у Владимира Викторовича Лаурус. Ни о ком, с кем общался, не отозвался плохо, а особенно ценит он людей деятельных. Очень высокого мнения о бывшем директоре инструментального завода А. В. Нуждине, по-доброму отзывается о руководителе СМУ «Киржачстрой» В. А. Лепешине, В. И. Корочкине, друзьях-товарищах. Большой души он человек.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.