Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 55 от 06.08.2021 г.

От тигельного станка до секретных технологий

Автор: А. Старун.

Объединённый коллектив газеты и типографии (1930­-е).

Нынешний год богат на юбилеи, связанные с печатным делом. А 5 августа отмечает годовщину предприятие, имеющее к этому самое прямое отношение – 90­-летие празднует Киржачская типография. Вспомним, какой длинный путь за её плечами.

Коллектив типографии 29 сентября 1955 г.
У здания старой типографии.
Сотрудники типографии и «Красного знамени» вместе обсуждают свежий номер.
Вот так раньше создавались гранки.

Краткая предыстория

…В самом сердце Киржача, неподалёку от центральной площади, стоит старинное одноэтажное здание из кирпича, построенное ещё в XIX веке. Когда­то в этом здании располагался постоялый двор; существует легенда, что здесь останавливался генерал Багратион, герой войны 1812 года, по пути в имение своего друга князя Голицына, которое находилось в селе Сима – сейчас это Юрьев­Польский район.

После революции дом начали использовать как временное жильё для чиновников – а в 1931 году передали в распоряжение только открывшейся редакции районной газеты «Ударник» (позже – «Киржачский ударник»), при которой вскоре и была создана типография.


Первые полиграфисты Киржача

Газета появилась на свет в конце апреля 1931 года. Главным редактором стал Михаил Бирюков; ему для проживания была выделена одна из комнат бывшего постоялого двора, ещё две – для сотрудников. Первые номера издания выходили в Александрове, однако их доставка до нашего города была связана с большими неудобствами – поезда ходили редко, а перевозка по грунтовке на телегах занимала слишком много времени. Поэтому решено было организовать собственное печатное производство, под которое выделили самую большую комнату бывшего постоялого двора. Первые полосы, напечатанные здесь, увидели свет в августе 31­го.

Типография не была тогда отдельным предприятием, предназначаясь для обслуживания редакции. Сначала она представляла собой минимальный набор оборудования – шрифтовое хозяйство да старый печатный станок. Коллектив – наборщиков, верстальщиков и печатников – набрали из местной молодёжи. Проработавшая на производстве полвека А. В. Иванова так вспоминала об этом времени: «В 1931 году я шестнадцатилетней девчонкой поступила работать в типографию наборщицей. Вскоре пришла и Клавдия Зеленова, она была чуть постарше меня. Учил нас наборному делу мастер из александровской типографии И. А. Алексеев – очень строгий, придирчивый, но справедливый человек. Печатали газету на маленькой старой машине тигельного типа по одной полосе. Вручную крутили колесо этой машины – для этого был нанят специально такой рабочий, да и нам приходилось крутить, когда он уставал. Иногда по нашей неловкости или оттого, что плохо связали набранную полосу, набор рассыпался. И тогда мы все, включая и редактора, ползали по полу, собирая и сортируя буковки, чтобы потом снова набрать текст. Редакция и типография тогда были одним коллективом. С увеличением тиража и полосности газеты увеличивалось у нас шрифтовое хозяйство, появились плоскопечатные машины с электроприводом. Ручной набор по буквам сменился строкоотливным. Я освоила строкоотливную машину – линотип. За годы работы у меня было много учениц. Работали мы много, старательно, дружно. Типография стала моим вторым домом».

По мере увеличения тиражей, количества повседневных забот и штата сотрудников у часто сменяющихся редакторов оставалось всё меньше времени на дела полиграфические. В предвоенные годы для руководства полиграфическим производством по настоянию тогдашнего редактора С. А. Александрова выделили помощника, а затем был назначен и директор. Увеличился постепенно ассортимент: стали выпускать бланки, две многотиражки – «Советская фара» (с 1937 года) и «Голос шелковика» (с 1953 года).

Процесс появления отдельного руководства шёл очень медленно и незаметно для коллектива; неизвестно, когда бы произошло окончательное естественное разделение организаций. Но в 1962 году газету закрыли в связи с упразднением района, и над типографией также нависла угроза закрытия – областное руководство планировало тогда ликвидацию ряда маломощных районных печатных производств, которые стали не нужны. Однако бланочная продукция оказалась востребована киржачскими предприятиями; многотиражки для шёлкового комбината и «Красного Октября» тоже продолжали печататься. Предприятие выжило и даже провело переоснащение – было куплено оборудование, позволяющее производить бланочную и книжную продукцию. А вскоре заказы на бланки, этикетки, отчётные листы пошли и от столичных организаций.


Снова вместе

В 1965 году Киржачский район был восстановлен, к своим читателям вернулась под новым именем – «Красное знамя» – районка. Редакцию «заселили» на прежнее место – к типографии. Поскольку производственные мощности к тому моменту выросли, печатникам пришлось сильно потесниться; начались многолетние хлопоты о пристройках к зданию, об усовершенствовании типографского оборудования.

Возвращение газеты стало стимулом для поиска новых полиграфических решений. Работники редакции и типографии вместе изыскивали возможности улучшать качество полиграфии на устаревшем оборудовании, пытались модернизировать технику, наладить изготовление клише с фотографий и рисунков. К сожалению, опыты с клише не принесли успеха – после многих неудач решили заказывать их в типографии «Московская правда». Процесс занимал больше времени, но зато клише получались хорошего качества. А вот выпуск двухцветных праздничных номеров наладить получилось – произошло это благодаря инициативе мастера типографии Ю. Н. Рябцевой, печатника высокой печати В. И. Климова, ответственного секретаря редакции В. И. Вахромеева.

За творческое отношение к оформлению коллективы редакции и типографии в те годы неоднократно удостаивались наград областных и республиканских конкурсов. Например, В. И. Климов получил звание «Лучший печатник Владимирской области». Не раз становились призёрами на конкурсах полиграфии и издательств Ю. Н. Рябцева, мастер производства В. Н. Тиханчикова и другие.

Надо сказать, что для многих молодых киржачан типография стала призванием. Так, уже упоминавшийся В. И. Климов пришёл в типографию подростком и поработал более полувека; по воспоминаниям сотрудников, он очень ответственно относился к своей работе и, если обнаруживал хоть малейшую недоработку наборщиц, всегда требовал исправить ошибку. Или вот Н. И. Кондратьева – она устроилась наборщицей в 1967 году, а рассчиталась, проработав 25 лет, спустя пять лет после выхода на пенсию. Уже через четыре месяца новая сотрудница приступила к самостоятельной работе, а вскоре была назначена метранпажем – старшей в наборном цехе; в её обязанности стала входить верстка трёх газет – районки и многотиражек. Фотография Нины Кондратьевой не единожды появлялась на районной и областной Досках Почёта. Бывший редактор «Красного знамени» В. Д. Талтанов рассказывает о ней: «Со всеми обнаруженными ошибками и уточнениями шли к Нине Ивановне, и она, бывало, сама выковыривала тот или иной знак и заменяла новым, хотя и обращалась за помощью чаще к линотипистке. Не раз и мне приходилось просить Нину Ивановну устранить ту или иную неточность в материале, и она никогда не предъявляла претензий, а просто выполняла просьбу».

Надо сказать, что, хотя ручной труд на печатном станке остался далеко в прошлом, выпуск печатной продукции и, тем более, газеты всё равно был делом весьма трудоёмким и, что уж греха таить, вредным – в состав гарта (типографского сплава) для линотипа входили свинец, сурьма и олово. А подготовка к печати производилась полностью вручную, руки и верхняя одежда полиграфистов часто бывали выпачканы свинцом и печатной краской.


Расцвет времён застоя

К концу 70­х годов повсеместно в области сильно выросли тиражи районных газет, и местных печатных мощностей перестало хватать. Областное управление полиграфии и издательств предложило перевести печать всех районок в новую областную типографию. В 1982 году газета «Красное знамя» также начала печататься во Владимире. Типография и редакция, оставаясь пока в одном здании и продолжая считаться родственными коллективами, снова прекратили совместную работу над изданием; окончательное же разделение произошло позже – в 1990­м, когда редакция была переведена сначала в здание райкома партии, потом – в здание гостиницы «Шерна»; сейчас «Красное знамя» находится в Доме быта.

Для сотрудников газеты перевод на централизованное печатание стал непростым испытанием: пришлось изыскивать способы передавать информацию, учиться макетировать страницы практически вслепую по стандартным макетам, назначать специального представителя редакции в облтипографии, заблаговременно поставлять туда клише из Москвы… Бывший тогда редактором «Красного знамени» С. А. Кротов рассказывал об этом так: «До сих пор с ужасом вспоминаю, как, взяв на почте свежий номер газеты, мы все в редакции разглядывали, что же у нас получилось. Не всегда то, что задумывали».

Типография же, расставшись с районкой, продолжала по­прежнему выпускать многотиражки для шёлкокомбината и «Красного Октября», расширила ассортимент бланочной продукции, начала выпуск брошюр с отчётами и авторских книг и даже открыла свой магазин. Количество заказчиков росло – в том числе и из Москвы. Стабильно перевыполнялись планы по выпуску и реализации продукции. Однако началась перестройка…


Время перемен

Последний «советский» директор типографии Н. Г. Минаев – обладатель массы грамот, дипломов и благодарностей за работу. Однако он не принял новых веяний и реформ и уволился в 1989 году, в возрасте 68 лет. Коллективу предстояло на конкурсной основе выбрать из четырёх кандидатов нового руководителя – им стал М. В. Кондратьев. На тот момент он уже был заместителем председателя городского Совета; в течение целого года пришлось совмещать две должности – работника горсовета и директора типографии, – однако он не жаловался, позже вспоминая об этом времени так: «Коллектив типографии был настолько профессиональным, что особо настраивать людей на решение производственных задач не приходилось. Я быстро освоил всю технологию типографского дела и включился в работу по модернизации производственного процесса, расширению существующих площадей, улучшению условий труда людей».

Мало кто из граждан бывшего Союза не пострадал от перипетий конца восьмидесятых – девяностых годов. К сожалению, не стала исключением и типография: уходили клиенты, закрывались многотиражки, заметно – где­то до 30 человек – сократился коллектив, хотя костяк сотрудников, проработавших на производстве десятки лет, получилось сохранить. Начал широко применяться бартер; зарплату порой приходилось выплачивать продуктами питания и промышленными товарами.

В 1994 году предприятие было преобразовано в ОАО «Киржачская типография». Позже, во второй половине 90­х, было приобретено новое оборудование – компьютеры и полноцветная полиграфическая техника. Сделали пристройку, обустроили места для хранения продукции, типографской бумаги и материалов, появились раздевалка и столовая. На производство пришли специалисты по работе с новыми печатными технологиями, и штат снова вырос, до полусотни человек.

На вопрос, кто из работников тех лет запомнился особенно, М. В. Кондратьев отвечает: «Коллектив был очень крепкий, люди относились к работе ответственно. Трудно кого-то выделить. В тандеме работали с главным бухгалтером Н. В. Ануфриевой, и никаких недочётов в финансовом деле у нас не было. Опытной работницей в профессиональном плане являлась мастер Марина Крылова. Самые добрые слова могу сказать о печатнике В. И. Климове, линотипистке Галине Соловьевой и других».

Однако время шло, некогда современное оборудование устаревало, ограничивая оформительские возможности, требовалось переоснащение, а денег на покупку не было. Чтобы выжить, пришлось искать побочные доходы – сдавать помещения в аренду под магазины и офисы, брать заказы на печать авторских брошюр, книг, рекламной продукции.

В итоге в 2004 году типография вошла в состав ООО «Детская одежда», а в 2006 году была куплена директором этой организации. На несколько лет предприятие перестало исполнять основные функции, его помещения сдавались в аренду различным организациям.


Новейшая история

В 2010­м для старого здания настала новая жизнь. В том году в Киржач вернулся Евгений Фёдоров, до этого много лет проживший в Москве. Он стал генеральным директором и основным держателем акций ОАО «Киржачская типография». Костяк коллектива сформировался из профессионалов, работавших на Гознаке, в том числе и киржачан.

Во второй половине 2010 года была произведена реконструкция цехов, завезено современное полиграфическое оборудование, а в 2011 году предприятие получило лицензию на изготовление и реализацию защищённой от подделок полиграфической продукции.

Именно благодаря инициативе киржачских полиграфистов стало просто распознать липовый диплом; это обрубило на корню торговлю фальшивками в метро. Е. С. Фёдоров: «Минобрнауки России рассмотрело наши предложения о внесении изменений в технические требования к производству аттестатов и дипломов. В частности, мы предложили ввести нумерацию для каждого региона. Идею приняли на ура».

По мере расширения ассортимента и роста коллектива перестало хватать площадей старого здания – и в сентябре 2015 года состоялось торжественное открытие современного корпуса Киржачской типографии.


Киржач туристический

Будучи неравнодушных человеком и патриотом малой родины, Евгений Сергеевич Фёдоров с первых же лет руководства типографией начал вкладывать часть средств в благоустройство Киржача. По его собственным словам, город за время его отсутствия «состарился, осунулся и тихонечко себе жил на периферии столицы». Начинающий меценат поставил перед собой задачу обновить Киржач, сделать его местом, комфортным для проживания и интересным для путешественников – и с энтузиазмом взялся за воплощение своей мечты.

Только за первые годы с момента возрождения типографии было сделано столько, что уже состоявшийся меценат Евгений Фёдоров в 2017 году получил звание «Меценат года Владимирской области в области культуры», стал дипломантом национальной премии «Меценат года – 2017» в номинации «Создание культурной инфраструктуры в регионах России».


Подводя итоги

Цель моей статьи – рассказ об истории типографии; о её современной жизни и благотворительных проектах речь пойдёт в других материалах. Я же резюмирую: сегодня Киржачская типография – успешное современное предприятие, оснащённое новейшим оборудованием. Здесь трудится коллектив высококвалифицированных специалистов, мастеров своего дела – и эти люди искренне любят и ценят родную землю, проявляя свои чувства через реализацию на ней важных, интересных, красивых идей. И благодаря этому в следующий раз, полагаю, повествование о Киржачской типографии дополнится многими яркими событиями.

При использовании материалов С. А. Кротова, газет «Красное знамя» и «Комсомольская правда», журнала «Циан».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25