Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

25.01.2022 15:05 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 25.01.2022 г.

Подарок к юбилею – три Гран-при

Автор: Беседу вела А. Старун.

К 20-летию хореографического коллектива "Браво".

Фото предоставлены Л. М. Абакумовой и Киржачским РДК.

7 января в Киржачском РДК состоялся ежегодный отчётный концерт хореографического ансамбля «Браво» – однако в этот раз он отличался от обычных мероприятий. Дело в том, что народный коллектив отметил в этот день свой 20-летний юбилей. Ансамбль поздравили с праздником заместитель главы администрации района по соцвопросам Е. А. Жарова, директор Киржачского ЦКД В. М. Камбалин, руководитель ОАО «Киржачская типография» Е. С. Фёдоров и, конечно, руководство самого ДК в лице Е. Л. Бандуриной.

Ну, а мы, в свою очередь, взяли у Л. М. Абакумовой, бессменного руководителя коллектива, интервью.


– Лилия Михайловна, насколько мне известно, вы не являетесь по образованию хореографом. Как вышло, что стали руководителем танцевального коллектива?

– Я училась хореографии класса со второго, под руководством Татьяны Андреевны Лисицкой. Лет восемь у неё танцевала, потом бросила – знаете же, как у подростков бывает… Долгое время занималась другими вещами, трудилась на почте. А потом Ирина Владимировна Савельева и Ольга Владимировна Кузицына попросили поставить вальс на выпускной одиннадцатиклассникам из третьей школы – они обе там работали. Даже не помню, почему они обратились ко мне – это очень давно случилось, мне тогда было тридцать три года… После было ещё несколько поставленных мною танцев – с этого всё и началось. Появилась группа детей, которые мне сказали – «Давай попробуем». Ну, вот и попробовали (улыбается. – Прим. корр.).

– Идея названия откуда пришла?

– Это далеко не сразу случилось – по истечении лет пяти, наверное. До этого мы просто назывались «Хореографический коллектив Центра детского творчества». Я тогда работала в ЦДТ, и мы были танцевальной группой при нём. Я предложила как-то назваться – без названия нехорошо. Дети сами решили, что мы будем «Браво».

– Какими были первые успехи, помните?

– Мы уже тогда назывались «Браво», танцевали лет шесть-семь где-то. На фестивале «Звездный полёт» стали лауреатами II степени с рок-н-роллом «Танцуйте с нами». А на Всероссийском фестивале «Живой родник» – он проходит в Сергиевом Посаде – за этот же танец мы получили звание лауреатов I степени.

– Коллектив с самого момента создания тренировался на базе школы № 3, насколько я знаю. Ничего не изменилось?

– Нет, так там и занимаемся все двадцать лет – людей у нас очень много, а тут большой класс. Поэтому спасибо руководству школы, что нам предоставляют помещение.

– Много было изначально участников и сколько сейчас?

– Первоначальный состав насчитывал человек, наверное, восемнадцать-двадцать. Сейчас у меня занимаются шестьдесят ребят. Младшая группа – с пяти с половиной лет и до класса второго-третьего; средняя группа – с четвёртого до седьмого класса; старшая – с седьмого-восьмого и дальше.

– Какая-то верхняя возрастная планка имеется?

– Нет, люди танцуют столько, сколько им хочется, я всем рада. Например, на отчётный концерт к нам приезжали девушки, которые уже замужем, у одной ребёнку полтора года. Правда, до того, чтобы наши бывшие участники приводили заниматься в коллектив своих детей, пока не дошло.

– Кстати, поддерживаете отношения с выпускниками?

– Для начала хочу сказать, что как таковых выпусков у нас и нет. Просто ребята по различным причинам периодически покидают коллектив. По возможности стараюсь не терять с ними связь, на отчётные концерты приглашаю всех. Кого-то специально прошу приходить на занятия – это в первую очередь касается мужчин, их у нас хронически не хватает. Поэтому ребята, которые раньше занимались, и сейчас танцуют. К слову, раньше такой проблемы не было – причём с подобным не только «Браво», но и другие коллективы начали сталкиваться в последние годы.

– Среди бывших участников ансамбля есть такие, кто выбрал хореографию в качестве профессии?

– Да, конечно. Андрей Афанасьев и Ксения Иванова окончили отделение хореографии колледжа культуры. Юлия Сотникова учится на 1 курсе Владимирского педагогического университета, специальность – артист балета. Периодически ребята проводят у нас мастер-классы. Я работаю в одном стиле, они – в другом, так что могут показать что-то новое.

– Вернёмся к нынешнему коллективу. Состав старших групп пополняется за счёт младшей – или, например, человек может прийти со стороны, сказать: «Хочу танцевать у вас»?

– Приходят со стороны, но это достаточно тяжело, и подобных желающих мало. Ведь обычно люди с танцевальным опытом уже работают в своих коллективах; у нас такие появляются редко, в основном, если хотят позаниматься совсем другим направлением. Кто-то приходит с гимнастики… Есть у нас и девочки вообще без опыта, им, конечно, сложнее. Однако они стараются – и танцуют.

Вообще, каждый хореограф растит себе коллектив сам, он знает, что ему потребуется в будущем. Поэтому с маленьких я уже начинаю требовать то, что потом пригодится мне лично и ансамблю в целом.

– Понятно, что у маленьких идёт работа над основами техники. А как оттачивается мастерство старших?

– Самое главное, чего я требую от всех групп, – это дисциплина. Не будет её – не будет ничего. Занятия у старшей группы проходят трижды в неделю, по три – три с половиной часа. Причём порой ребята и сами предлагают для отработки движения, которые увидели в каких-то видеороликах. Ну и, конечно, постоянное участие в различных конкурсах позволяет уровню расти – смотрим на технику других конкурсантов, учитываем замечания жюри в дальнейшей работе. Ну, и потом – мода на танцы, как и любая другая мода, меняется – всё усовершенствуется, всё усложняется. Так и растём – дети, а вместе с ними и я.

– Сколько сейчас в копилке «Браво» танцевальных номеров, есть ли среди них любимые?

– Номеров у нас на данный момент где-то около пятидесяти. Из них почему-то очень люблю «Осеннюю рапсодию» – может, просто потому что люблю осень?.. С этим танцем мы получили лауреата I степени на одном из московских конкурсов несколько лет назад, а мне вручили диплом за лучшую балетмейстерскую работу.

Очень нравится «За миг до войны» – лёгкий технически, но с глубоким смыслом. Это простой вальс под Кобзона, «Мирное небо над крепостью Бреста», однако трогательный и печальный. Там есть момент, когда мы просто делаем фотографию – и сразу становится понятно, что тех, кто на ней изображён, уже нет и не будет… Этот номер исключительно показательный, на конкурсы мы его не возили.

– Как вы придумываете танцы?

– Сначала музыка, потом всё остальное – движения, композиция… Но начинается номер всегда с музыки, и уже на её основе в голове возникает рисунок будущего танца.

– А ваши подопечные участвуют в творческом процессе?

– Конечно. Речь идёт, в основном, о старшей группе. Мне очень радостно становится, когда они вовлекаются в этот процесс, я очень довольна. Потому что у человека, который занимается тем, что ему нравится, однозначно должна работать фантазия.

– И вот танец поставлен, осталось создать для него костюмы. Как разбираетесь с этим?

– С костюмами всегда тяжело было, и теперь тоже возникают проблемы. Что-то нам шьёт РДК – сейчас мы относимся к нему; что-то – сами, за счёт участников. Сейчас хоть выбор тканей хороший, раньше такого не было. Я обычно сама закупаю материалы, колдую над идеей; приходится продумывать тщательно: иногда что-то придумаешь, а получается не так…

В ателье не обращаемся – есть свои люди, которые занимаются для нас пошивом. Женщина, которая чаще всего шьёт для нас костюмы, делает это на превосходном уровне. Приходит к нам на репетиции, смотрит движения – и с этого начинается работа над пошивом. Конечно, ей очень тяжело – и большой объём, и сжатые сроки. У нас к дате отчётного концерта – 7 января – всегда ставится новый номер. В середине ноября – декабре обращаемся за пошивом. Времени на это остаётся в обрез, труд каторжный. Спасибо ей огромное! Имя назвать не могу, к сожалению – она не любит публичности.

– С какими ещё трудностями сталкивается коллектив?

– С поездками тоже постоянно проблемы. Всё дорожает – а оплачивают дорогу родители. Автобус надо нанимать, участие в самих конкурсах тоже платное – за каждый номер отдельно. Если мероприятие проходит далеко – добавляется ещё и стоимость перелёта. Плюс проживание на месте… Финансовый вопрос стоит остро. При этом рассчитываем только на себя. Родители сами откладывают деньги на любые расходы. Ни на кого не надеемся.

– Для очень многих 2020 год стал фатальным. Как его пережило «Браво»?

– С ковидом у нас другое совместилось. Два года назад ушло очень много народу – кто одиннадцатый класс окончил, кто девятый, разъехались. От коллектива практически ничего не осталось. Я тогда рассчитывала подтянуть среднюю группу и перевести в старшую, но нас закрыли на карантин. И когда мы пришли в сентябре двадцатого года на занятия, я поняла, что в старшей группе работать не с кем. У меня руки опускались – дети из средней группы за лето вытянулись, но техника-то осталась прежней, а в январе отчётный концерт… Но меня очень поддержали родители, они сказали: «Не бойся, мы всё сделаем и вытянем». И вытянули!

Ну, а сейчас бывшая средняя группа стала старшей, скоро она пополнится семи-восьмиклассниками, у которых техника на подходе… Так что состав выправился.

– И как для коллектива прошёл год 2021?

– В прошлом году мы, можно сказать, поймали птицу удачи за хвост – буквально за два месяца получили три Гран-при. В октябре мы привезли Гран-при в номинации «Народный танец» ялтинского конкурса «Солнечный остров» – его организует Фонд поддержки и развития культуры и образования «Мир на ладони». В начале декабря взяли Гран-при на IX международном фестивале-конкурсе творческих достижений «Рябиновые бусы».

А потом, в декабре же, «Мир на ладони» провёл Международный конкурс-фестиваль «Кубок России» – очень серьёзный, очень сильные коллективы. И Волгоград, и Челябинск, и кого там только не было. И оттуда мы тоже привезли Гран-при, несмотря на жёсткую конкуренцию.

– Какова география выступлений коллектива?

– Очень часто бываем в Москве, в Сочи. В прошлом году впервые были в Ялте. По нашей области часто ездим, ну, и в других областях Центральной России тоже бываем. Стараемся чередовать мероприятия – на конкурсы с одним и тем же жюри ездить неинтересно.

– Напоследок традиционный вопрос: каковы творческие планы?

– Во-первых, в феврале будет «Звёздный полёт». Дальше в планах участие в Международном конкурсе «Танцы без границ»… А потом посмотрим. Детей, конечно, надо всегда держать в тонусе. Без этого они расслабляются, и ничего хорошего не получается.

– Лилия Михайловна, благодарю вас за беседу, желаю вашему коллективу творческого долголетия и очередных ярких успехов – и сил на преодоление всех трудностей!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10