Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

20.01.2023 16:06 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 20.01.2023 г.

Художник – это целая вселенная

Автор: И. Авдеева.

Рассказ о выставке художника Альберта Бектемирова

Бегущие.
Биоформы. Телепортация.
Биоформы. Флирт.
Биоформы.
Бобэоби.
Дочь рыбака.
Мадам тыква.
Несогласный!
Ноосфера плюс.
Разрыв.
Растаяли льды Арктики.
Солнечный ветер.
Танго с саламандрой.
Танец.
Трое и другие.
Фея фертильности.
Хроника 90.

Эта мысль прочно засела в голове, когда познакомилась с творчеством Альберта Бектемирова, чья персональная выставка открылась в январские дни в районном Центре народной культуры.

Жанр работ художника определить довольно сложно, но здесь гораздо важнее их смысловая, энергетическая и эмоциональная наполненность, заставляющая людей замирать перед его картинами, пытаясь проникнуть в замысел художника, настроиться на его волну или увидеть в полотнах Альберта Бектемирова отражение собственного видения окружающего мира.

К занятиям живописью он шел долго. Родившись в 1938 году в Башкирии, небольшом городке Стерлитамаке, А. Бектемиров с ранних лет был очарован строгой красотой Южного Урала и поэтому решил стать геофизиком, поступив в Ленинградский горный институт. Но тяга к живописи жила всегда, и свободное от учебы время молодой человек проводил в Эрмитаже, Русском музее, посещая различные художественные выставки. Его завораживали буйство красок, мощный эмоциональный заряд, которые несли картины великих мастеров и современных художников.

А потом была многолетняя работа в геофизических партиях. Юношеское увлечение фотографией и цифровой живописью позже, в период перестройки, помогло овладеть профессиями издателя и дизайнера, когда Альберт Бектемиров вместе с женой и другом учредил издательство и журнал «Новый дом», отдав этой работе более десяти лет.

Но в душе продолжала жить непреодолимая тяга к живописи, с неумолимой силой хотелось отобразить возникающие в голове образы, эмоции на полотне красками. И только в последние годы, точнее — с 2016-го, Альберт Бектемиров полностью сосредоточился на своем давнем увлечении — живописи.

С 2019 года он является членом секции интуитивной живописи в творческом союзе художников России, участвует в различных выставках, публикует свои работы.

И вот персональная выставка в нашем городе и возможность не только познакомиться «вживую» с картинами художника, но и поговорить с Альбертом Бектемировым, прошедшим долгий путь к живописи, о его творчестве.

- Я раньше никогда не думал, что так углубленно займусь живописью, хотя тяга к ней была всегда, — рассказывает А. Бектемиров. – Помню, когда учился, побывал в Эрмитаже на выставке художника Рокуэлла Кента, работы которого произвели на меня колоссальное впечатление на фоне стандартной советской живописи. В то время для нас открылись картины импрессионистов, Пикассо… Именно тогда живопись стала для меня чем-то особенным.

- Вас привлекает интуитивная живопись. Не могли бы вы более подробно рассказать об этом направлении в визуальном искусстве на примере своих картин?

- Вот картина «Танго с саламандрой». Работа над ней начиналась с абстрактного эскиза, но уже в нем была энергия. Когда я продолжал работать над картиной, постепенно абстракция стала преобразовываться в фантастических животных. Здесь отражены вечное притяжение и вечная борьба мужского и женского, сильного и слабого, противостояние без надежды на идиллию примирения. И нет ответа на вопрос: кто победил, кто побежден?

- Ваши картины просто излучают экспрессию, энергию. Возникает впечатление, что это главная сила вашего творчества.

- Вы знаете, поначалу экспрессия была «главным действующим лицом» в моих работах. Взять хотя бы картины «Солнечный ветер», «Надрыв»…

- А как зарождается творческий замысел той или иной работы?

- Очень часто все начинается с экспрессивного рисунка. Я делаю множество эскизов, и вдруг среди них что-то мелькнет, что затронет какую-то струну. И тут начинает работать принцип интуитивной живописи, и от замысла к результату происходят большие изменения.

Начинается работа с цветом, которому придаю не меньшее значение, чем экспрессии. Я люблю работать с цветом, не боюсь экспериментировать, будучи убежден, что правильно найденный цвет может даже изменить смысл работы.

- Как долго вы работаете над картиной?

- Бывает по-разному. Например, работа «Разрыв» получилась быстро. А порой приходится работать над картиной довольно продолжительное время. Казалось бы, картина почти закончена, вешаю ее на стену, проходя мимо, вглядываюсь и вижу, что еще нужна доработка. Иногда я работаю сразу же над несколькими картинами.

Одна из выставок Альберта Бектемирова называется «Танго с саламандрой, или биоформы. Время эмпатии». Целую серию картин художник посвятил биоформам. Эти странные создания бьются не на жизнь, а на смерть и в своих проявления очень напоминают людей. Довольно часто они невольно вызывают наше сочувствие, улыбку, и мы получаем возможность увидеть их жизнь глазами художника.

Вот картина «Биоформы. Флирт». Говорят, что каракатица обладает незаурядным умом, характером, памятью. Она не прощает обид. Выследив обидчика, выпускает в него мощную струю своих чернил. Свои симпатии и антипатии каракатица выражает, меняя окраску. Но мы ведь тоже краснеем от смущения, бледнеем от страха, зеленеем от злости. Эти существа, некие биоформы, во многих проявлениях очень похожи на нас. Или мы на них? И что же в том удивительного? Ведь мы давно живем бок о бок на этой планете. Так что рано или поздно должно наступить время эмпатии, сочувствия и понимания.

Всматриваясь в представленные на выставке картины, стремишься постичь замысел художника, сравнивая с собственным восприятием.

Среди прочих привлекает внимание работа «Дочь рыбака». Как-то на одной из выставок Альберта Бектемирова девочка лет семи на вопрос понятна ли ей картина, очень просто объяснила взрослым: «Эта девушка живет на берегу моря. Она любит море, помогает отцу-рыбаку, но мечтает о другой жизни. Может быть, она уедет в город учиться. Но тогда в городе ей будут сниться море и белый парус. Ей трудно сделать свой выбор».

Каждая из работ художника несет мощный эмоциональный посыл, и заведомо проигрышное дело – описывать картины. Лучше увидеть их воочию. Поэтому, если вы хотите прикоснуться к интуитивной живописи – приходите на выставку Альберта Бектемирова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15