Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

19.12.2023 16:29 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 95 от 19.12.2023 г.

«Учитель, воспитай ученика…»

Золотой фонд Киржачского образования. О Почетном работнике общего образования Российской Федерации, уроженке города Киржач — Тамаре Александровне Крюковой.

Историю творят люди, внося свой вклад в развитие родного края, своей малой родины, где они родились и выросли.

Многие киржачане заслужили себе добрую славу и память делами и свершениями, которые составляют гордость нашего города и района. Но и сейчас, живя в XXI веке, мы еще многого не знаем ни об истории Киржача, ни о людях, внесших личный вклад в его становление и развитие. К таким людям, бесспорно, относится и героиня нашего историко-биографического очерка – Почетный работник образования Российской Федерации, ветеран педагогического труда, уроженка Киржача Тамара Александровна Крюкова.

Тамара Александровна родилась в Киржаче в 1932 году, в период начала коллективизации и индустриализации. С окончанием гражданской войны не ушли в прошлое трудности: молодой стране надо было поднимать сельское хозяйство, заниматься ликвидацией безграмотности населения, налаживать работу заводов и фабрик.

Отец Тамары – Александр Мартьянович – вырос в рабочей семье. Мать, Александра Ивановна, из крестьян, но работала портнихой. Была достаточно интеллигентной и аккуратной женщиной. По словам, Тамары Александровны, ее мама отличалась мудростью и справедливостью.

В 1930 году родители поженились, а в 1932 – родилась и сама девочка, которую назвали неброским, но звонким именем — Тамара. С самого детства девочка хотела учиться и тянулась к знаниям, «стремилась к самообразованию». В возрасте почти восьми лет она поступила в школу.

В 1941-м началась Отечественная война, и школа была отдана под госпиталь, а всех учеников перевели в другое здание, неподалеку. Несмотря на трудности, Тамара Александровна закончила обучение в 1949 году, после чего решила, что бесповоротно намерена получить высшее образование.

Неподалеку от ее родного города располагался Орехово-Зуевский государственный учительский институт, в который девушка и поступила. Учиться было очень тяжело — приходилось совмещать занятия с работой, чтобы была возможность оплачивать обучение. Тамара работала ткачихой на фабрике шелкового комбината. Вспоминая студенческие годы, Тамара Александровна с большой теплотой говорит о том влиянии, которое оказали на студентов преподаватели литературы и русского языка. Учебников не было, всё училось наизусть по их лекциям.

В 1952 году Тамара окончила институт, вышла замуж и была направлена в город Новомосковск — в школу преподавателем русского языка и литературы. А уже через год у Тамары Александровны родился сын.

Становиться мамой в первый раз очень тяжело. Большая ответственность возлагается на хрупкие женские плечи. Вот и нашей героине приходилось нелегко: большая нагрузка на работе, много забот дома и, к сожалению, неожиданный развод с супругом. Тамара осталась одна и не могла справиться со всеми заботами с ребенком на руках, из-за чего была вынуждена вернуться в родной город к родителям. К тому времени и им самим была необходима поддержка дочери. Но прожила с родителями Тамара недолго, вышла замуж второй раз, а в 1955 году в семье Крюковых родился еще один малыш – сын. В этом же году Тамара Александровна начала работать в средней школе № 2, где в дальнейшем возглавила профсоюзный комитет.

«Всё было у нас очень интересно!» — говорит Тамара Александровна, вспоминая свою работу в школе. Директором школы в то время работала Антонина Михайловна Гальянова, которая только что приехала из Новгорода. Коллектив был очень дружный, что в несколько раз облегчало работу учителя, ведь каждый из них был готов прийти на помощь и никогда бы не бросил в беде. Русский язык на тот момент вели ещё 3 учителя: Вера Васильевна Мезенцева, Антонина Михайловна Владеева и Мария Николаевна Котова. Тамару приняли тепло и дружелюбно, с большим уважением. Многие преподаватели восхищались ей, ведь в этой женщине всегда горел огонь азарта, пытливости и упорства.

Тамара Александровна была очень справедливым учителем и не терпела лени. «Жить, работать и учиться, как завещал великий Ленин» — девиз Крюковой Т. А. Она хотела, чтобы дети могли культурно развиваться, поэтому организовывала походы в театр для своих классов, посещение выставок и экскурсий по городу. Кремлёвсий музей в Александрове, Золотые ворота Владимира, выставка Хрусталя и Успенский Собор – много мест было ими посещено.

Тамара Александровна была очень уважаема — как среди педагогического коллектива, так и среди детей, которых она учила. А те, кому не довелось попасть на её уроки, хотели, чтобы литературу у них вела именно она. Многие ребята в дальнейшем выбирали гуманитарные профессии, а кто-то даже начинал заниматься преподавательской деятельностью, так как были хорошо подготовлены и заряжены духом своего педагога.

Чуть позже Тамара Александровна ушла на пенсию, пусть и сделала она это достаточно рано, но в сердцах детей и педагогов она осталась теплым, по-детски наивным и чистым воспоминанием. Многие ребята живут и сейчас в Киржаче, но всегда вспоминают о Тамаре Александровне только добрыми словами.

Сивалова Елена Александровна – главный библиограф Центральной библиотеки МБУК «ЦБС» Киржачского района — говорит о своем классном руководителе Тамаре Александровне так: «Тамара Александровна делала все, чтобы уроки были интересными, понятными, чтобы мы уловили в теме самое главное», «Она – педагог по призванию, который старался, чтобы мы получили не только хорошие знания по ее предмету, но и стали разносторонне образованными людьми».

А вот Александра Готко утверждает, что именно этот педагог повлиял на ее судьбу, ведь она с самого детства мечтала быть художником-модельером, а Тамара Александровна была уверенна, что девочка станет прекрасным журналистом или писателем и в этом же убеждала ее родителей.

Евгений Федоров тоже сказал несколько слов о нашей героине: «Это было так давно, но помню как вчера, как Тамара Александровна улыбалась нам, помогала».

Директор Музея меди и латуни Самойлова Татьяна Ивановна отзывается о своем классном руководителе так же очень положительно: «Как педагог Тамара Александровна всегда была строгой, но справедливой, мы ее уважали».

Надежда Ромашова (Еремеева) вспоминает о Т. А. Крюковой: «Она не просто обучала нас предметам, а привила любовь к ним. На уроках литературы, изучая какое-то произведение, слушая Тамару Александровну, мы мысленно переносились в те времена и в ту обстановку, о чем повествовала книга.

В 1982 году, когда мы перешли в 8-й класс, Тамара Александровна стала у нас классным руководителем. Мы ездили в интересные поездки по музеям, после которых часто на классных часах обменивались мнениями. Она была настоящим учителем, отлично знающим свою работу!»

Тамару Александровну Крюкову очень любили и ценили все: коллеги, дети и даже родители. Сейчас женщина живет все так же в нашем городе, в маленьком, но очень уютном домике. Ей, конечно же, помогают дети, внуки и даже правнуки! Самый старший правнук – Ваня — учится во второй школе, где когда-то преподавала его прабабушка. Мальчик учится в седьмом классе, но уже ловко помогает бабушке по дому. А самый младший правнук – Миша — пошел в этом году в первый класс и очень любит проводить время с бабушкой Тамарой.

Одно время, Тамара Александровна была председателем уличного комитета и за это была награждена юбилейной медалью «55 лет Победы ВОВ». Она собирала с жильцов улицы средства в Фонд мира и получила почетную грамоту Советского комитета мира.

Жизнь Крюковой Тамары Александровны — это насыщенная история, со своими неудачами и победами. И мы не можем в полной мере прочувствовать ее, но на миг прикоснутся к этому волшебству учительского таланта – большая удача. Тамара Александровна запомнилась своим ученикам, а теперь и нам – людям, которым интересна история своего города. История тех, кто оставил неизгладимый след на нашей Земле.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, ОН – СОВЕРШЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ» — Л. Толстой.

Очерк написан по материалам доклада ученицы 11 класса, МБОУ СОШ № 2 Виктории Широковой (руководители: Надежда Николаевна Кулакова, учитель истории и обществознания, Андрей Евгеньевич Чукшис).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

72