Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

23.01.2024 11:42 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 23.01.2024 г.

Неся духовные истины христианства

Автор: Л. Гурякова,
директор Киржачского районного историко-краеведческого и художественного музея.

О фресках храмов Киржачского района.

Фрески различных храмов Киржачского района.

Киржачская земля – древняя земля. Побуждаемые любовью к родному краю благочестивые его жители воздвигали здесь храмы, а живописцы украшали их. Иконы, стенные росписи в храме несут людям духовные истины христианства. Их сюжеты почерпнуты из христианского слова, из Священного Писания, апокрифов, житий. Для изображения каждого образа, каждого сюжета художники опирались на каноны подлинной иконописи. Великими мастерами иконописи были Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Им даровано было в своих творениях выразить возвышенные чувства, необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В истории храмов Киржачского района были тяжелые времена, когда их закрывали, разрушали, использовали не по назначению. Невозможно без волнения смотреть на сохранившиеся фрагменты стенных росписей. Известный русский философ И. А. Ильин писал: «И не «сны» это, уцелевшие в обрывках, а сама духовная, благодатная ткань православной Руси. Это дух нашего народа».

Сельские храмы… Как много их было под высоким небом России. Уже повелось когда-то: что ни село, то храм. И у каждого своя история, своя судьба. Главное – храмы после долгих лет забвения возрождаются.

Мне довелось в 2006 г. запечатлеть на фотографиях частично сохранившуюся к тому времени стенную роспись в церкви Преображения Господня с. Смольнево и в церкви Николая Святителя с. Скоморохово. В том же году я рассказала о своей работе на вторых Романовских чтениях.

С тех пор прошло немало лет. Церковь с. Смольнево восстановлена, в чем огромная заслуга Н. Д. Наумовой. Именно это и побудило меня вернуться к своей работе, рассказать и показать в фотографиях фрагменты росписи, тем самым выразив сердечную благодарность Нине Дмитриевне за её многолетние труды, за душевный порыв и бескорыстное служение храму, людям.

Двухэтажная каменная церковь вместо деревянной была построена графом В. С. Салтыковым (1705-1751 гг.) и освящена в 1737 г. На нижнем этаже три престола: главный – Преображения Господня, в трапезной – теплые приделы Живоначальной Троицы и Казанской иконы Божией Матери. На втором этаже в 1783 г. был освящен придел апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В 1939 г. церковь Преображения Господня была закрыта и использовалась не по назначению, а потому просто разрушалась. В 2000 г. староста церкви Н. Д. Наумова, будучи прихожанкой Никольского храма в Заболотье, получила благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на восстановление церкви в с. Смольнево. Первая божественная литургия в приделе в честь Казанской иконы Божией Матери состоялась в праздничную пасхальную неделю в день празднования в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в 2004 г. Восстановленный храм Преображения Господня красивый, теплый, величавый. А вот стенная роспись была утрачена, её уже невозможно было восстановить.

В 2006 году еще можно было видеть сохранившиеся фрагменты росписи. В восточной алтарной части придела апостола и евангелиста Иоанна Богослова были росписи с изображением Рождества Христова.

Рождество Христово – рождение, приход в мир Спасителя – одно из важных событий евангельской истории. О нем повествуют, дополняя друг друга, два евангелиста – Матвей и Лука. Древнерусское искусство на всем пути своего развития изображало Рождество Христово, художники разных поколений созидали его живущий в вечной памяти образ. Во всех произведениях, как бы ни отличались они друг от друга, звучит тема просветления, которое несёт миру Рождество Христово.

В западной части придела апостола и евангелиста Иоанна были фрагменты росписи «Благословение Христом детей». Сюжет основан на реальном событии из жизни Спасителя. На заре христианства матери Иудеи привели малышей к Христу. Женщины попросили благословить детей. Иисус согласился даровать малышам Божью благодать, ведь детские души чисты от греха и заслуживают Божественной милости. Господь посоветовал людям, желающим попасть в рай, всю жизнь оставаться детьми, то есть всегда быть простыми, добрыми и искренними.

На западной стене над аркой в приделе апостола и евангелиста Иоанна Богослова – фрагменты росписи с изображением святых. Согласно христианскому вероучению, святые – люди высокой праведности, прославившие себя служением Богу.

На первом этаже в северо-восточной части алтаря в главном престоле Преображения Господня были фрагменты росписи с изображением Воскресения Христова. Над бездной ада, на перекрестье рухнувших адских врат торжественно стоит Иисус Христос. Легка и невесома его фигура в светло-голубых развевающихся одеждах. Фигуру окружает нежно-голубой круг – «свет от великого света», принесенный Иисусом Христом во тьму ада. Воскресение из мертвых Иисуса Христа – величайшее событие евангельской истории, о котором сообщают все четыре евангелиста – Матвей, Марк, Лука и Иоанн.

В западной части центрального барабана в главном престоле Преображения Господня – фрагменты росписи с изображением Нагорной проповеди. Нагорная проповедь – проповедь Ииcyca Христа, в которой выражена сущность новозаветного нравственного закона (нравственного учения) и его отличие от ветхозаветного. Откровение Христа глубже ветхозаветного, оно не противоречит учению Ветхого Завета. Напротив, Христос стремился утвердить его авторитет, исправив ошибочное понимание ветхозаветного учения.

На первом этаже церкви Преображения Господня на центральном столпе трапезной – фрагменты росписи с изображением Святого Николая. Изображен он в полный рост. Величава поза святого, держащего в левой руке Евангелие – источник его веры. Святой Николай представлен в одеждах православного архиерея, указывающих на служение, которому посвятил себя при жизни. Святой Николай принадлежит к святым, которые при жизни были святителями, то есть занимавшими высшие должности в иерархии православной церкви, и обрели святость в служении ей.

Святой Николай, Мирликийский Чудотворец – чтимый святой русской церкви. Родился он в городе Патаре в Малой Азии у родителей небогатых и благочестивых. Был единственным ребенком, в чем авторы житий усматривали особый знак, словно природа сама осознавала, что женщине невозможно больше родить подобное чадо. Заметив достоинства ставшего юношей Николая, архиерей Мир рукополагает его в священники, предсказав, что будет он «благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности, и призовет заблудших на нивы благочестия». Святой Николай твердо отстаивал единство Троицы. В рассказах о свершенных святым Николаем добрых поступках твердо звучит мысль, очень важная для христианства: добро должно совершаться не в ожидании награды, не для удовлетворения самолюбия, а из подлинной любви к ближнему.

В западной части трапезной церкви Преображения Господня сохранялся фрагмент росписи с изображением преподобного Сергия. Преподобными, т. е. очень подобными Богу, называют святых, которые при жизни были монахами и в монашестве прославились, стяжали благодать. Монашество на Руси возникло фактически одновременно с принятием христианства из стремления как можно более полно следовать заветам Иисуса Христа, не отвлекаясь на суету мира, на его соблазны. И что очень важно, первое житие Сергия Радонежского было записано близко его знавшим учеником, известным в истории культуры просветителем Епифанием.

В Спасо-Приображенском приделе – фрагмент росписи «Троица» с изображением Голубя – это есть Дух Святой.

В связи с упоминанием преподобного Сергия Радонежского обратимся к «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.), в котором игумен Троице-Сергиева монастыря Никон повелел Андрею Рублеву (1360-1427 гг.) написать «Троицу» «в похвалу» и память Сергию Радонежскому, основателю монастыря и великому почитателю «Святой Троицы».

В «Троице» Андрея Рублева выражено как бы свое существо учения Сергия о единении и любви, то, чему Сергий посвятил свою жизнь. Колорит «Троицы» Андрея Рублева созвучен русскому пейзажу сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы, но под кистью живописца он приобретает неземное звучание. Живопись Андрея Рублева отличают строгий, точный рисунок, пленительная грация изящных вытянутых фигур, мягкость колорита, высокая человечность образов, их просветленность, готовность помочь, их высокая нравственная сила.

И, конечно, орнамент. Церковные орнаменты и узоры разнообразны и включают в себя геометрические фигуры, растительные мотивы, животных и многое другое. Каждый орнамент имеет свою уникальность и красоту, которая привлекает внимание и восхищение.

Неизвестным живописцем или живописцами была расписана церковь Преображения Господня. Украшали и украшают храмы со всей любовью и верой. Фотографии, которые сопровождают эту заметку, не оставляют нас равнодушными. Это наша память, наша история, желание не забывать, а возвращаться вновь и вновь в места, где возрождаются храмы, которые благодаря таким людям, как Н. Д. Наумова, притягивают к себе открытостью, приветливостью, красотой. Сюда приезжают и вновь возвращаются.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20