В память о погибших на пожаре
О восстановлении памятника погибшим в 1932 году на природном пожаре рабочим торфопредприятия, которое базировалось неподалеку от деревни Сопово.
В администрацию Киржачского района и в редакцию газеты «Красное знамя» обратился коренной житель деревни Соповские Землянки Александр Белолипецкий, он просил администрацию оказать содействие в восстановлении памятника погибшим в 1932 году на природном пожаре рабочим торфопредприятия, которое базировалось неподалеку от деревни Сопово. История эта хоть и давняя, но очень трагичная и страшная, до такой степени, что передавалась она из уст в уста у жителей окрестных деревень, да и горожане о ней тоже слышали. Только вот до сих пор неясно, сколько людей тогда сгорело в теплушках состава, который шел по узкоколейке, пытаясь вырваться из огненного кольца. По одним данным, около 800, по другим – около 70 человек (до сих пор не найдены архивы предприятия, неизвестны имена и фамилии погибших). Несмотря на это, сохранилась братская могила и памятник, что стоит неподалеку от деревни Соповские Землянки.
- «До 1980 года за памятником еще ухаживали, – пишет в своем письме Александр Серафимович, – приезжали к братской могиле члены семей погибших. Сейчас она находится в заброшенном состоянии».
Александр Белолипецкий – человек с беспокойной душой. Неоднократно он занимался делами своей деревни. Был инициатором ремонта дороги, с помощью общественности и односельчан установил Поклонный крест на въезде в Соповские Землянки. Все это требует времени и многих хлопот, но Александру Серафимовичу ни того, ни другого не жалко ради общего блага. Вот и сейчас не дает ему покоя заброшенный памятник. Хочется, чтобы мирно покоились безвинно погибшие люди и чтобы живущие ныне не забывали о той страшной трагедии.
В администрации района ему предложили поучаствовать в областной программе «30 на 70», когда тридцать процентов от предстоящих работ собирают жители, а 70 выделяется из областного бюджета, но для этого необходимы документы на тот объект, который подвергнется ремонту или реставрации. Увы, но в настоящее время данный обелиск даже на кадастре не стоит, и принадлежность его определить трудно. Дело в том, что раньше, в 1930-х годах, это местечко принадлежало Павло-Посадскому району Московской области, а само торфодобывающее предприятие – поселку Электропередача, сегодня это г. Электрогорск. Добывали там торф для электростанции. Ездил Александр Белолипецкий в Электрогорск, к преемникам того, канувшего в лету предприятия. Обещали они ему помочь, даже журналисты с камерами приезжали на братскую могилу, только прошло время, а воз, как говорится, и ныне там. Искал Александр Серафимович и архивные документы о том событии, но все бесполезно – засыпало эту трагедию песками времени. А потому нам остается в своей статье руководствоваться лишь надписью на памятнике да воспоминаниями старожилов, которые так ярко описаны в книге краеведа Нины Волковой «Из вечно живой глубины».
Немного истории
Со слов автора книги, в Филипповском поселении проходила узкоколейная железная дорога, по пути следования которой располагались несколько остановок – п. Электропередача – Старозерный – Головино, Соповский угольник – Сопово – Пожарный городок – Красный угол – Мележи. Торфодобыча на Соповском болоте началась приблизительно в 1923 году. Работа на торфоразработках была невыносимо тяжелой, поэтому предприятию разрешено было брать всех желающих, даже тех, у кого не было документов. Документы восстанавливались, а человек получал новое имя, порой вместе с ним и новую историю, совершенно чистую и незапятнанную. Этим способом пользовались бывшие репрессированные граждане, их родственники, деклассированные элементы.
- «Чтобы спастись от голода, жители Ратьково, Заречья и других населенных пунктов Филипповской волости закрывали свои дома и уходили работать на торфоучастки», – пишет в своей книге Нина Волкова.
В 1929 году торфоразработки в Сопово выделяются в отдельное торфопредприятие имени Классона. А в начале 1930-х годов в стране начинается страшный голод, следствием которого было введение продовольственных карточек сначала на хлеб, а потом и на остальные продукты. К сожалению, их могли получать только рабочие, так как считалось, что крестьян земля кормит. Еще одной обделенной категорией являлись лишенцы – граждане, лишенные избирательных прав, и их иждивенцы. В эту категорию входили «бывшие», священство и клир, крестьяне, записанные комбедом в кулаки. Лишенцы проживали практически в каждой деревне Филипповского направления, да и по всему Киржачскому околотку.
В Сопово землянки рыли прибывшие самостоятельно на торфоразработки люди – приезжие из Тамбовской, Рязанской, Пензенской областей крестьяне, бежавшие от голодной смерти. Многие прибывали туда целыми семьями, привозя с собой немудрящий скарб на телегах. Все они были согласны на самую тяжелую работу буквально за кусок хлеба. Так временный, состоявший из землянок населенный пункт, которого не было до 30-х годов 20 века, превратился впоследствии в деревню Соповские Землянки.
- В 1932 году случилась другая трагедия – начались торфяные пожары, страшные тем, что их очень трудно потушить. Огонь распространялся под землей, торф тлел, выгорал, образуя там большие пустоты, а когда вырывался вверх – пылали и леса. Пожар продолжался с весны по осень.
Много рабочих предприятия и пожарных, принимавших участие в его тушении, погибли. Но еще страшнее была участь тех, кто попытался вырваться из огненного плена по узкоколейке. Как вспоминали старожилы, к локомотиву было прицеплено несколько теплушек, и поезд поехал через горящий лес. В книге Нины Волковой написано, что весь состав провалился в выгоревший торфяной котел, и погибло около 800 человек, в том числе женщин и детей. По воспоминаниям деда Александра Белолипецкого, упали и загорелись не все вагоны, и машинист, отцепив горящие теплушки, все же сумел спастись сам и, может быть, спас часть людей. К сожалению, сейчас эту историю практически невозможно восстановить. Но факт остается фактом. И немым свидетелем тех далеких трагических событий остается памятник, на котором написано – «В память о погибших на пожаре 1932 года».
Долгая память, запечатленная в камне
Накануне написания статьи мы с Александром Серафимовичем побывали на месте. Покосившиеся железные столбики с проржавевшими по периметру цепями, заросшая елочками братская могила, в центре металлический обелиск, покрашенный в голубой цвет. Все это напомнило о памятниках, которые ставили по всему Советскому Союзу в 60-х годах. Сколько продержится еще металл, из которого сделано надгробие?
Александр Серафимович видит место упокоения рабочих торфопредприятия совершенно другим – всю площадку он хочет покрыть бетоном и плиткой, чтобы стихийно не зарастала кустами и деревьями, выпрямить и забетонировать столбы, покрасить цепи, а вместо старенького обелиска установить большой памятный камень с нержавеющей табличкой, напоминающей о трагедии. Все это готов он сделать сам – своими руками, только вот деньги на материалы нужны немалые. На настоящий момент он уже собрал небольшую сумму. Помочь ему деньгами обещают и располагающиеся неподалеку от памятника садовые товарищества «Радуга» и «Салют». Но Александр Белолипецкий верит, что найдется еще много неравнодушных людей, которые, узнав о трагедии, захотят помочь в сохранении памяти о погибших в огненной стихии средствами или материалами.
Для всех, кто отзовется на его призыв, он разрешил опубликовать номер своего телефона, к которому, кстати, привязана и его карта: 8-904-254-15-45. За каждую перечисленную копейку Александр Серафимович готов публично отчитаться.
От редакции: пока материал готовился к печати, Александр Серафимович поговорил с депутатом Законодательного Собрания Владимирской области Евгением Федоровым. Евгений Сергеевич обещал взять на себя часть расходов по восстановлению памятника, а именно ремонт фундамента и укладку его плиткой, вполне возможно, что он поможет подобрать Александру и сам камень. Все работы по восстановлению обойдутся в сумму около 200 тысяч рублей. «Это не такая большая сумма, — считает депутат, — и я надеюсь, что к данной инициативе подключатся и другие жители нашего района, и также поддержат ее финансово. Память о таких трагедиях должна жить в народе».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.