Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

05.10.2015 10:54 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 71 от 02.10.2015 г.

Призвание – учить детей

Автор: И. Авдеева

 «Учитель России – история века,

 История жизни твоей и моей.

 Я с гордостью верю в того человека,

 Кто с доброй улыбкой встречает детей…»

Эти строки из стихотворения Лидии Сергеевны Лосевой, которая на протяжении уже 37 лет сеет в сердцах своих учеников «разумное, доброе, вечное».

Лидия Сергеевна относится к той когорте учителей, которые пришли работать в школу по призванию, а не в силу каких-то обстоятельств, и остались преданными своей профессии на всю жизнь. Не последнюю роль в выборе учительской стези сыграл пример великолепных учителей, которые стали ее первыми наставниками.

 ВЫБОР НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Л. С. Лосева родилась в деревне Никифорово Киржачского района, но закончила в 1973 году Санинскую школу в Петушинском районе, потому что до нее было легче добираться из Илейкино, куда переехала семья.

После получения аттестата о среднем образовании девушка без раздумий подала документы в Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина.

- В нашем выпуске было 19 человек, – вспоминает Лидия Сергеевна, – и 10 из них хотели стать педагогами. Это решение было продиктовано тем, что с нами работали очень хорошие учителя, бесконечно любившие свою профессию, на которых мы хотели быть похожими. В подавляющем большинстве они были участниками Великой Отечественной войны. Директор, учитель математики, воевал под Москвой, учитель географии дошел до Берлина, учительница немецкого языка была переводчицей на войне. Для нас все они были живым примером.

Поступить в пединститут удалось лишь четырем выпускникам, и они после окончания учебы навсегда связали свою судьбу с работой в школе. Среди них была и Л. С. Лосева.

Девушка решила стать учителем русского языка и литературы. Она очень любила читать, хотя ей также легко давалась и математика, а учитель химии считал, что она должна отдать предпочтение именно его предмету. В аттестате зрелости у Людмилы Сергеевны была одна лишь «4» – по физкультуре. После поступления в институт девушка еще год сомневалась: а не ошиблась ли она, тот ли предмет выбрала? Но жизнь все расставила по своим местам, не раз подтвердив правильность выбора.

Пять лет учебы в институте пролетели незаметно. Образование в нем давали классическое. Программа была расширенной, студенты изучали даже латынь.

После успешного окончания вуза девушка была распределена во Владимирскую область и 3 года проработала в Лизуновской сельской 8-летней школе Александровского района, где была единственным учителем русского языка и литературы. Коллектив в школе был дружный, и молодого коллегу встретили доброжелательно, окружили вниманием. У Лидии Сергеевны остались самые приятные воспоминания о том времени. Так как методической помощи оказывалось мало, молодому учителю приходилось нарабатывать свой опыт, пригодились знания, методическая и педагогическая подготовка, полученные в институте. Кроме того, Лидия Сергеевна очень много занималась самообразованием.

Затем она приняла решение вернуться домой и 6 лет проработала в своей Санинской школе. После того, как вышла замуж, и в семье родились дети, Л. С. Лосева пришла в 1989 году в среднюю школу № 7. Сначала работала учителем русского языка и литературы, потом заместителем директора по учебно-методической работе, а с 2002 года возглавляет это учебное учреждение, которое по праву считается одним из лучших в нашем районе.

Лидия Сергеевна носит звание «Старший учитель», награждена знаком «Почетный работник общего образования», грамотой Министерства образования и т. д.

 ШКОЛА «ШАГАЕТ» В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

«Осень прозвенела у ворот.

Зашуршали клены и осины.

Наступил опять учебный год,

И учитель набирает силы…»

Педагогический коллектив, которым руководит Л. С. Лосева, насчитывает 27 человек, и о своих коллегах Лидия Сергеевна отзывается очень высоко.

- У нас в школе работают творческие люди, – говорит она, – педагогический коллектив, сложившийся в течение многих лет, где каждый – профессионал своего дела. Достаточно сказать, что семьдесят процентов педагогов имеют высшую категорию. Это высокий показатель.

Коллектив школы участвует во всех инновациях, которые есть в районе. Когда СОШ № 7 исполнилось 30 лет, и мы подводили итоги, то оказалось, что школа участвовала во всех видах модернизации, и практически всегда была базовой для экспериментальной деятельности.

Учителя стараются идти в ногу со временем, много занимаются с детьми, немало сил отдают внеурочной деятельности.

Очень жаль, что наступает время, когда опытные учителя, профессионалы своего дела, уходят в силу возраста на заслуженный отдых, а огромный опыт передать некому, так как молодые специалисты не очень-то стремятся связать свою жизнь со школой.

- А в чем, по Вашему мнению, кроются главные причины?

- Работа учителя сама по себе очень трудная, а зарплата маленькая. Молодому специалисту прожить на такую зарплату невозможно. Считаю, что для молодых специалистов должны быть созданы условия. В первую очередь, это обеспечение жильем. Хотелось, чтобы в школу приходили на работу мужчины, так как особенно мальчикам нужен мужской авторитет. Но мужчинам надо кормить семью, поэтому они ищут другую работу. Из-за маленькой зарплаты мы потеряли немало хороших специалистов, которые могли принести школе столько пользы.

- Лидия Сергеевна, Вы всю жизнь отдали работе в школе. Какие, по Вашему мнению, черты должны быть присущи учителю?

- Когда я была завучем, то постоянно проводила диагностику среди детей. И они, отвечая на вопрос, какими качествами должен обладать учитель, во главу угла поставили доброту, а потом любовь к профессии, знание своего предмета. И ведь, в сущности, они правы. Можно добиться успеха на учительской стезе только тогда, когда любишь детей и свой предмет. И еще я бы прибавила обязательное условие – учитель должен быть высоконравственным человеком. Никогда нельзя обманывать детей, нужно быть честным как по отношению к себе, так и к окружающим. Дети обмана не прощают.

 ПОЭТИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ

Стихи являются неотъемлемой частью жизни Л. С. Лосевой. Она не только любит поэзию, но и на протяжении долгих лет пишет стихи сама, стремясь выразить в них свое мироощущение. Немало ее стихов посвящено профессии учителя. Стихотворные строки Лидии Сергеевны наполнены поиском смысла жизни, отражают философские размышления автора, отношение к окружающему миру, людям, природе.

Стихи она начала писать в институте, когда возникло желание выразить в стихах свои чувства и стремления, впечатления от увиденного. А потом это увлечение не раз помогало Лидии Сергеевне в работе: подготовке и проведении уроков, внеклассных часов и других мероприятий, творческих конкурсов.

Село Лизуново, где работала Л. С. Лосева после окончания института, было родиной писателя А. И. Мусатова. Здесь стоял дом, где он жил, и вдова писателя, стремясь сохранить память о своем муже, подарила Лизуновской библиотеке после его смерти около 400 книг. Лидия Сергеевна написала стихи, посвященные творчеству писателя и его произведениям, которые прочитала во время торжественного открытия мемориальной доски, посвященной А. И. Мусатову.

Когда приехала в Киржач, Л. С. Лосева стала заниматься в литературной группе «Родник», созданной при газете «Красное знамя» и объединившей самобытных киржачских поэтов. Они выступали в Доме культуры со своими стихами, встречались с писателями и поэтами Владимирской области. Работая в СОШ № 7, Лидия Сергеевна не раз приглашала на творческие встречи местных поэтов: Р. А. Туркину, А. А. Савенкова и др.

Несмотря на большую загруженность на посту директора школы, Л. С. Лосева продолжает преподавать своим ученикам, стремясь привить им любовь к литературе, научить понимать эмоциональную силу поэтических строк.

- К сожалению, сейчас стало меньше детей, которые сами пишут стихи, – говорит Лидия Сергеевна. – Как правило, в классе их всего 1-2 человека. Я знакомлюсь с их творчеством, даю советы и всячески поддерживаю стремление ребят к поэтическому самовыражению.

Ученики Л. С. Лосевой являются неизменными участниками творческой группы районного конкурса чтецов, где юные поэты выносят на суд жюри свои стихи.

Когда Л. С. Лосева еще не имела «директорской загруженности», она проводила в школе творческие конкурсы, поэтические вечера, на которых выступали и юные поэты. А о том, может ученик писать стихи или нет, можно судить по творческим заданиям на уроках литературы, которые выполняют ребята, начиная с пятого класса. Во время них ученики сочиняют сказки, стихи.

 «ВСЕ В ЖИЗНИ ПРОИСХОДИТ ОТ ЛЮБВИ…»

Лидии Сергеевне Лосевой присущ философский подход к жизни. Может быть, поэтому ее любимое занятие – это неспешные прогулки по лесу, когда благословенная тишина нарушается лишь умиротворяющим шелестом листвы на деревьях и поскрипыванием стройных сосен, и в этой наполненой еле заметными звуками тишине так хорошо думается. А каким очарованием наполнены луга, радующие своим разнотравьем, как красива сверкающая в лучах заходящего солнца река! Восхищение этой красотой рождает новые строки, настраивает на поэтический лад, дарует столько радости.

А еще радость жизни придают цветы, которые Лидия Сергеевна не только очень любит, но и выращивает на своем участке.

Умение находить в окружающем тебя мире прекрасное и черпать из него вдохновение – это тоже дар, заставляющий жизнь сверкать новыми гранями.

«Все в жизни происходит от любви:

Рождение и поиски причала,

Страдания и радости твои,

Но верь, мой друг, любовь всегда спасала.

Любовь к тебе, а это божий дар.

Она весной в садах благоухает,

Березкой белоствольной пошумит

И ярким солнцем утром повстречает.

Все в жизни происходит от любви:

Сомнения, мгновения надежды.

А вера в жизнь – ее ты береги,

Не запятнай ее святой одежды».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

222