Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

01.06.2015 10:56 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 01.06.2015 г.

«Доля ты доля, долюшка женская»

Автор: В. Талтанов

Не часто предается воспоминаниям Лидия Степановна Севрюгина. Да и много ли видела хорошего в детстве и юности? Жили Сизовы, такую фамилию носила Лидия Степановна до замужества, бедно. Да и откуда взяться богатству, ведь родители работали в колхозе, а в хозяйстве только после сезона уборки урожая выдавали натуроплату за заработанные трудодни, в основном, зерно, картошку. Остальное питание получали от своего подворья, живности, которую выращивали, а также с огорода. Одежду справляли за счет продажи молока, мяса, яиц, картошки, отрывая эти продукты от семейного стола. Девочка видела, как рвутся в поте лица родители, и старалась хоть как-то им помочь в домашних делах.

«Хорошая у вас дочка-то, – говорили приходившие к Сизовым соседи, – старательная и серьезная такая. Нигде не шляется, видим всегда – что-то по хозяйству делает. И в школе не на плохом счету. Кому-то невеста хорошая растет».

Жердеевцы – фронту

Деревня Жердеево была крупным населенным пунктом. Немало мужчин дала она фронту. Жердеевцы были отмечены наградами за проявленное мужество, но многие остались на полях сражений. Но не только мужское население стремилось приблизить разгром фашистских войск, но и женское активно трудилось, отдавая фронту продукты питания, лошадей, способствовало организации работы промышленных предприятий, которые перешли на выпуск военной продукции.

Осенью 1941 года Лидию Сизову призвали на трудовой фронт. На московском направлении создавалась линия обороны. Кроме противотанковых рвов, возводились лесозасеки. На создании лесных завалов и трудилась девушка из Жердеево.

Лес глухо шумел на осеннем ветру. Хмуро и неуютно было среди столетних деревьев, которым оставалось качать вершинами совсем недолго. Сюда прибыли девушки и женщины, чтобы создавать завалы против прохода вражеских танков.

- Валить деревья мы были обязаны в одном направлении, вершинами туда, откуда, по предположению начальства, должны появиться танки, – рассказывала Лидия Степановна Севрюгина. – Пилили на уровне не меньше метра от земли. Такие пни также должны были остановить или сдержать прорыв грозных машин. Тяжело приходилось, харчишки были неважные. Да и деревья не всегда слушались нас. Иногда приходилось толкать стволы слегами, чтобы деревья упали в нужном направлении.

Тяжелая, да и опасная была эта работа. Все время начинающим «лесорубам» приходилось быть начеку, ведь трудно порой угадать, куда повернет, падая, дерево, да и соседское могло накрыть лесоповальщиков. К счастью, при создании засек все для Лидии Сизовой обошлось благополучно, если не считать кровавых мозолей на руках да тревоги за будущее, ведь немцы находились всего в нескольких десятках километров от Москвы, а от столицы до Жердеева немногим более ста километров. Сдержит ли армия наша бронированные фашистские орды?

Когда пришла настоящая зима, «лесорубов» отпустили по домам. Красная Армия отогнала гитлеровцев от Москвы, и надобность в создании лесных засек отпала.

На местном трудовом фронте

Опыт, полученный при создании лесозасек под Москвою, пригодился Лидии Сизовой и при возвращении с мобилизации из ополчения. Здесь ждала ее не менее тяжелая «трудовая каторга». На пару 17-18-летним девушкам давалось задание заготавливать по десять кубометров дров. Ныла спина, болели руки, ведь приходилось, по сути, таким, как нынешние одиннадцатиклассницы, не только спиливать большое количество деревьев, но и стаскивать тяжелые метровые поленья к месту подъезда. Заготовка дров, в основном, велась невдалеке от деревни Артемьево, вывозили дрова к реке у деревни Кутуково и весной сплавляли их по реке в город Киржач.

- Пять зим нам пришлось заниматься заготовкой дров, – вспоминала Лидия Степановна, – силушки в лесу положили немало. В снегу, в отсыревшей одежде валили деревья. Порой в мокрых варежках руки не чувствовали, как у гуся лапы делались. Все стерпели, все преодолели.

- А летом, – спрашиваю, – чем занимались?

- А летом и осенью, до холодов, в колхозе «8 Марта» на разных работах трудились с подругой Екатериной Яковлевой, на пару. Все приходилось делать нам. Мешки с зерном, картошкой по пятьдесят – семьдесят килограммов таскали. А чего ж сделаешь – надо было. Война. Мужчинам еще труднее на фронте приходилось. Под пулями, снарядами да бомбами и в зной, и в стужу находились. Такая вот жестокая, не жалеющая людей война была.

В послевоенные годы

И после войны продолжала работать то в колхозе, то на заготовке дров Лидия Сизова, пока не сосватал дядя Коля Сизов ее с Александром Севрюгиным, вернувшимся с фронта. Тогда молодая жена покинула родное Жердеево, в котором оставила много сил за время работы в колхозе «8 Марта» и на заготовке дров для предприятий районного центра.

В семье Севрюгиных появились двое детей: Саша и Катя. Росли они добрыми, старательными детьми. Да и было в кого. Мама, Лидия Степановна, была спокойной, трудолюбивой женщиной, папа, Александр Степанович, несмотря на инвалидность, фронт сказался на его здоровье, возглавлял газовую службу.

Завод оставил добрую память в жизни

Для семьи Севрюгиных основным производством являлся завод «Красный Октябрь» (ОАО «Завод Автосвет»). В его цехах, отделах трудились свекор и свекровь Лидии Степановны, сын Александр Александрович, дочь Екатерина Александровна, в замужестве Немова, зять Владимир Николаевич Немов, возглавлявший транспортный цех.

Сборочному цеху завода Лидия Степановна отдала тридцать четыре года своей жизни. Являлась ударником коммунистического труда, награждена почетными грамотами, носит звание «Ветеран труда». За свой труд в период Великой Отечественной войны награждена медалью «За Победу над Германией», юбилейными медалями 60, 65 лет Победы в Великой Отечественной войне, а недавно стала обладательницей медали к 70-летию Великой Победы.

О добрых родственных отношениях свидетельствует то, что Лидия Степановна живет в собственном доме вместе с дочерью Екатериной Александровной и зятем Владимиром Николаевичем Немовыми.

- Все вы, и Севрюгины, и Немовы, трудились на заводе «Красный Октябрь» – ОАО «Завод Автосвет». Сожалеете ли о том, что предприятие перестало существовать? – задаю такой вопрос.

- Конечно, – отвечает за всех Екатерина Александровна, – но больше всех мой муж, Владимир Николаевич, ему работа на заводе и по ночам снится.

Радуется Лидия Степановна жизни своих детей, внуков и правнуков. Внуков у нее трое, правнуков – четверо. Всех она любит, почитает. И хочется, чтобы молодому поколению довелось жить в мире, в согласии и благополучии. Ради этого и трудилась всю свою сознательную жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

50