Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

13.07.2015 11:29 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 10.07.2015 г.

Двойной юбилей Киржачской обители

Автор: Н. Михеенко
заведующая архивом Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря.

Благовещенский и Спасский храмы (1957 г.); храм Всех святых (сер. 90-х гг. ХХ в.); внутренний вид Благовещенского храма (кон. 80-х гг. ХХ в.)

В нынешнем году Киржачская обитель преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского празднует двойной юбилей. 25 лет назад, после того, как ее древние храмы были возвращены Церкви, в ее стенах после 60-летнего перерыва возобновилась богослужебная, а спустя 5 лет и монашеская жизнь. В связи с этим редакция публикует ряд статей, повествующих о возрождении этой древней Киржачской святыни и уникального историко-архитектурного памятника.

МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ

За 25 лет, прошедших со времени возвращения Церкви древних храмов Киржачской обители, киржачанам уже стали привычны и колокольный звон, и сверкающие золотом крестов купола в центре родного города. Многие из них с радостью подмечают, а то и ждут очередных перемен: вот леса с колокольни сняли, и можно полюбоваться ее взмывающей в небо стройностью и ажурной кладкой; вот святые врата открыли, и теперь в обитель можно войти с центральной улицы, а не через дальний – хозяйственный вход у «пожарки»; вот новые прекрасные цветущие клумбы, а в храме – росписи и пение, так что и без столичных музеев есть, что детям показать и где самим душой отдохнуть. А верующим людям особая радость – отстоять монастырскую службу в обители, каждая пядь земли которой, по словам митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, «истоптана ножками Преподобного» Сергия, и приложиться к чудотворным мощам его духовного ученика и первого Киржачского игумена преподобного Романа. Славится в городе и монастырская воскресная школа, где детей учат любить Бога, людей и Родину, в том числе, свою малую, Киржачскую.

Но старшее поколение помнит, что еще четверть века назад здесь не было ни клумб, ни росписей, ни крестов, а торчали в самом центре города сгнившими зубами остовы поруганных и растерзанных храмов, и, хоть слегка и прикрытые «живыми» соседями – торговыми рядами, школой и райкомом, зримо и незримо угнетали душу его жителей.

В это время в храме Всех святых, построенном в XIX веке на средства купцов Соловьевых и на народные «копеечные» жертвы, с начала 30-х годов размещался хлебокомбинат. Внутри некогда прекрасного храма, возведенного по проекту известного владимирского епархиального архитектора Н. А. Артлебена, стояли станки и печи, а снаружи его облепляли уродливые хозяйственные пристройки. Рядом с местом захоронения Александра Петровича Соловьева – основателя знаменитой на всю Россию киржачской ткацкой фабрики и ктитора Киржачского Благовещенского собора и его супруги, с которого бесследно исчезла чугунная литая беседка редких художественных достоинств, торчала фабричная труба. Посетившая этот храм в 60-е годы сотрудница Государственной Третьяковской галереи, с ужасом взирала на то, как на иконе XV века в заводской хлеборезке резали хлеб. Прекрасные росписи известного столичного живописца Н. Г. Степанова, украшавшие стены и мозаичные полы храма, безвозвратно погибли.

Благовещенский и Спасский храмы, во все времена признававшиеся советской властью «памятниками федерального значения», после уничтожения местными властями первого Киржачского музея, созданного местным энтузиастом – учителем школы № 2 Николаем Васильевичем Синичкиным, служили то конюшней, то складами (колесной мази, зерна, капусты, боеприпасов), то мастерскими (рыбокоптильной, лудильной, колбасной), то керосиновой лавкой. Несмотря на героические усилия владимирских реставраторов, по личной инициативе и на ими же найденные средства в начале 60-х годов отреставрировавших эти уникальные и вместе с тем стоявшие на краю гибели архитектурные жемчужины, они, по причине полного равнодушия местных властей, в последующие годы заново разрушались.

Усыпальница бояр Милославских в Спасском храме, выстроенном в середине XVII века боярином Иваном Андреевичем Милославским «на поминок душ своих родителей», как и могила супругов Соловьевых, возле которой их сыновья Александр и Петр, известные своей исключительной благотворительностью не только в Киржаче, но и за его пределами, с той же целью спустя два века после боярина возвели Всехсвятский храм с большой колокольней, а также «монастырские» могилы других жителей Киржача разорены. Надгробные памятники, включая разбитые на куски плиты Милославских, украшенные резной золоченой вязью по красному и бирюзовому фону, разбросаны по территории монастыря и круче, а частью приспособлены под фундаменты частных домов горожан. У восточных ворот в конце 50-х годов буквально на костях встала водонапорная башня, еще до недавнего времени снабжавшая Киржач водой.

Не сохранились ни Сергиевский храм, возведенный в XVI веке в память о святом основателе Киржачского монастыря, – в 1932 году его по решению местных властей взорвали «на щебень», ни каменная монастырская стена с живописными башнями, с XVII века опоясывавшая обитель, – от нее чудом сохранилась лишь небольшая часть с полуразрушенной надвратной церковью, ни другие монастырские постройки, представлявшие собою не только киржачскую, но и общероссийскую культурную ценность.

По рассказам киржачан, десятилетиями по заброшенным храмам в поисках подземных ходов и сокровищ лазали мальчишки, оставляя на них свои граффити, ломами вскрывая полы и время от времени падая с обветшавших колоколен и разбиваясь насмерть. А народ постарше устраивался на живописной круче и над источником преподобного Сергия распивал отнюдь не святую воду. Одним словом, мерзость запустения на святом месте. И так десятилетиями.

Тогда никто всерьез и думать не мог, что эта ситуация может радикально измениться. Изредка в местной газете тот или иной киржачанин – в основном, уже давно переселившийся в Москву, – сокрушался и увещевал народ и власти, с болью напоминая им о знаменитом на всю Русь основателе монастыря и архитектурной уникальности монастырских храмов. Но их глас оставался гласом вопиющего в пустыне, и все шло по-прежнему.

Но невозможное человеку возможно Богу. И по милости Божией в конце 80-х годов ХХ века эта ситуация неожиданно для многих стала меняться. Но об этом наш следующий рассказ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

187