«Возница лунной колесницы»
(О ветеране космонавтики, водителе лунохода В. Г. Довгане)
С 2009 года учащиеся школы № 2, члены кружка «Наше духовное наследие» (руководитель А. Е. Чукшис) принимают самое активное участие в организации и проведении Международных Гагаринских чтений в г. Гагарин Смоленской области. Презентации и доклады ребят отличаются инновационностью и актуальностью, часто их тематика соединяется не только с краеведческими изысканиями, но и с литературой, историей, изобразительным искусством.
9-10 марта представители Киржача приняли участие в 43-х Гагаринских чтениях, посвятив свое выступление водителю лунохода – генерал-майору, профессору Вячеславу Георгиевичу Довганю – члену жюри секции «Космонавтика и молодежь».
Данная работа, с которой мы хотим познакомить наших читателей, подготовлена учащимися 8 «Б» класса СОШ № 2 Элеонорой Никитиной и Аленой Тимофеевой.
У каждого человека должен быть тот нравственный ориентир, который может сопровождать его всю жизнь, чтобы, как писал Николай Островский, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Таким нравственным примером служения своей стране является жизнь В. Г. Довганя, которого российские журналисты назвали «возницей лунной колесницы» — заслуженного испытателя космической техники, профессора, генерал-майора, автора более 240 научных работ, члена-корреспондента Международной инженерной академии, обладателя почетного знака «Лучшие люди России», награжденного 30 государственными и ведомственными медалями и орденами.
В. Г. Довгань родился в семье красноармейца Георгия Никифоровича и Александры Яковлевны в городе Белгороде 20 октября 1937 года. Затем семья переехала в Курск, где в 1944 году, после освобождения города от фашистских захватчиков, мальчик пошел в начальную школу, а в феврале 1946 года вместе с матерью переехал в Симферополь, к месту службы отца в Таврический военный округ.
После окончания Камышинского артиллерийского технического училища в сентябре 1957 года В. Г. Довганю было присвоено воинское звание техник-лейтенант. В январе 1961 года он был принят в члены КПСС.
В марте 1967 года Вячеслав Георгиевич после окончания военной инженерной академии имени Дзержинского получил назначение в симферопольский Центр дальней космической связи командно-измерительного комплекса, являющийся в данный момент Главным испытательным центром испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова, где в мае 1968 года прошел специальный отбор в группу управления луноходными самоходными аппаратами.
После завершения учебы ему была присвоена квалификация «водитель лунохода», и В. Г. Довгань был назначен водителем второго экипажа. Телеоператорское управление по тем временам самой уникальной техникой возглавили экипажи из двух расчетов. Все они были офицерами, посвятившими свою жизнь испытательной работе по исследованию космоса.
С 1960 года началась разработка грандиозного проекта высадки советских космонавтов на Луну. Луноход был сконструирован вначале как передвижное транспортное средство для них. Для предполагаемых посадок будущего советского лунного корабля (ЛК) готовились два лунохода. Они являлись радиомаяками при снижении лунного корабля, а также средством для перемещения космонавтов в случае необходимости к резервному кораблю.
Для прилунения были сформированы первые три экипажа: А. Леонов – О. Макаров, В. Быковский – Н. Рукавишников и П. Попович – В. Севастьянов. К проекту был привлечен и летчик-космонавт В. В. Горбатко, входивший в состав предполагаемой пилотируемой экспедиции на Луну, которая, к сожалению, так и не состоялась. После смерти С. П. Королева проект закрыли.
Луноходы создавались в ОКБ-301 машзавода имени С. А. Лавочкина под руководством главного конструктора Г. Н. Бабакина. Луноход состоял из двух основных частей: самоходного шасси и герметичного приборного отсека с научной аппаратурой отечественного производства.
Прежде чем доставить луноход к месту назначения, нужно было научиться им управлять на Земле. С этой целью в Крыму был построен «лунодром» из евпаторийского ракушечника, воссозданы кратеры, горки, расщелины. Условия создавались по сведениям, полученным нашими космическими аппаратами «Луна-9» и «Луна-13». Заранее было определено, что управлять луноходом будет экипаж из двух расчетов – по пять человек в каждом, сменяющих друг друга каждые два часа.
Именно в Крыму неоднократно «проигрывалась» операция по съезду лунохода с посадочной ступени, поскольку могли возникнуть непредвиденные ситуации в реальной обстановке при реальном управлении.
«Луноход-1» доставили на поверхность Луны 17 ноября 1970 года. Конструкторы рассчитывали продержаться хотя бы одну лунную ночь – ни один космический аппарат до этого ее не переживал. В это время температура опускается до – 170 градусов. В таком экстремальном режиме аппарат успешно проработал 11 лунных дней и ночей (десять с половиной земных месяцев) – до 4 октября 1971 года, передав на Землю 25 тысяч фотографий, 211 лунных панорам, в 537 точках Луны были опробованы свойства грунта, в 2 местах проведен его химический анализ.
Луноход прошел по поверхности Луны 10 км540 м, после чего «умер» своей смертью: прекратила работу, выработав ресурс, изотопная «печка». Задача была выполнена более чем на 100 процентов. Последняя связь состоялась 17 сентября 1971 года, после чего была закрыта панель солнечной батареи, а аппарат приведен в «спящее» состояние.
По словам Вячеслава Георгиевича, однажды на Луне за несколько минут, пока они не видели очередную телекартинку, луноход успел провалиться в кратер, которых на спутнике земли немало. А на 8 Марта преподнесли женщинам-сотрудницам необычный подарок: колесами лунохода нарисовали на Луне большую восьмерку и подарили участницам этой программы на память ее панораму.
К сожалению, с наступлением перестройки НИИ перестали финансировать, повсюду расплодились фирмы-однодневки. В середине 90-х появилась одна такая под названием «Луноход» в НПО имени С. А. Лавочкина. В 2000 году на праздновании 30-летия лунохода сотрудники спросили одного из руководителей НПО: «Действительно ли, как писали в газетах, продали гордость отечественной науки за 68 тысяч долларов?» Ответ последовал невразумительный.
Позже В. Г. Довгань прочитал о том, что луноход вместе с посадочной ступенью на аукционе Сотбис в 1993 году приобрел в собственность сын одного из американских астронавтов-миллиардеров, правда, с условием возвращения покупки на Землю.
Сейчас осуществляется мечта Королева – пилотируемый полет на Марс. Но надо лететь через Луну. Значит, нужно создавать лунные базы и стартовые площади для полета. Генерал-майор Довгань уверен, что в скором будущем будет совершен первый пилотируемый полет на Марс.
В настоящее время Вячеслав Георгиевич проводит большую общественно-патриотическую работу: он является членом жюри Международных Гагаринских чтений, пресс-секретарем Центрального совета Союза ветеранов Космических войск, членом Международного союза славянских журналистов, председателем ревизионной комиссии Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского.
В. Г. Довгань, заслуженный испытатель космической техники, доктор технических наук, профессор, принадлежит к поколению, для которого все, что связано с освоением Вселенной, было овеяно флером романтики. Маленькие шаги лунохода были гигантским прыжком для человечества, а его следы на поверхности Луны – посланием будущим исследователям.
Работа учащихся СОШ № 2 была высоко оценена членами жюри и слушателями чтений. Немало теплых слов ребята услышали от самого Вячеслава Георгиевича, неоднократно бывавшего на мемориале Ю. А. Гагарина и В. С. Серегина. Ветеран космонавтики поблагодарил выступавших и пожелал им новых творческих успехов.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.