Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

04.05.2016 15:49 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 29.04.2016 г.

Женщины-труженицы

10 лет в редакции «Красное знамя» трудилась Любовь Федоровна Сидорова. Молодые годы ее трудовой деятельности прошли на производстве шелкокомбината. Девчонкой работала в пионерском лагере «Паньково». Родом из деревни Маринкино. С мужем Алексеем Ивановичем воспитали троих сыновей. В настоящее время проживает в городе. Вспоминает Любовь Федоровна о своих земляках и о жизни в деревне.

Весенний день. В гостях у Любови Федоровны Сидоровой (в девичестве Пьянова, уроженка деревни Маринкино). Хозяйка живет в Киржаче, в доме со всеми окнами, выходящими на солнечную сторону. В палисаднике и в огороде повсюду на деревьях развешены кормушки для синичек, снегирей и воробушек. Заботливыми руками младшего сына приготовлен скворечник для встречи с пернатыми, он стоит в террасе дома на столе в ожидании первых весенних птах.

Улыбчивая женщина выглядит на свой возраст, как и многие ее сверстницы военного времени. В разговоре приветлива, открыта для общения, без утайки рассказывает о своей жизни, очень рада, что к ней пришли гости и кто-то интересуется ее маленькой деревенькой.

- Какая наша церковь большая, прямо «золотая», — начала свой рассказ Любовь Федоровна. — Такой церкви нет в Киржаче. Раньше во всех пределах храма были иконы, все в позолоченных окладах. Приход Храма Архистратига Михаила состоял из деревень Офушино, Халино, Митино, Маринкино. Венчали в церкви супружеские пары, крестили детей, прихожане исповедовались, причащались. Девчата, парни, их родители ходили в храм на Михайлов День, Преображение Господне, Пасху, Духов День, в Троицу, Обретение,  по выходным дням и в другие христианские праздники. Батюшка служил в храме. Фамилия его Светозаров. В их семье были сын Сергей и дочка Зина. Жили они в деревне Митино в маленьком домике. Матушки не было, одни жили. Во время репрессий батюшку увезли. Сын Сергей был на войне, пришел без ноги. Училась я в 4 классе, это в 1941 году было, тогда и колокола скидывали с колокольни храма. Да так, что котлован получился от удара колокола о землю. Вот какой тяжелый был колокол. Неделю снимали колокола, а мы из школы бежали и видели. Самый большой колокол был собран «матрешкой», т. е. он состоял из семи колоколов, один меньше другого. Очень переживали за храм наши родители. Отец мой,  Федор Михайлович Пьянов, (1902 года рождения и мама Екатерина Петровна (в девичестве Гусева), 1905 года рождения. У отца было прозвище «Малышев». Живут в Киржаче троюродные братья отца, их фамилия Малышевы. Скорее всего, это прозвище по фамилии прадеда. Отец мой и его отец были печниками. Клали печи в домах. В хозяйстве пасека, в войну мама ею занималась. Двадцать чурок было, двадцать семей пчел. Чурки с пчелами убирали в подполы на зиму. Мама маленькую щелочку оставляла для доступа воздуха. В 1954 году перевезли родители свой дом в Киржач. Мы к тому времени построили дом в Киржаче и стали жить в городе.

 В Михайлов день и в Преображение Господне батюшка ходил по всем дворам, заходил в каждый дом, окроплял святой водой, читал молитвы. Мама к его приходу на стол ставила буханку хлеба и соль. В деревне была часовня, как раз рядом с нашим домом. Часовня из красного кирпича в четыре окошка, стояли иконы, возле нее лежал большой ровный камень. Батюшка служил на камне. Не всегда, но регулярно приезжаем с родными в деревню на праздник Преображение Господне, садимся на камень, вспоминаем прошлую деревенскую жизнь, время, когда были молодыми. Приедем, посмотрим на свой участок…

В 2014 году камень лежал на прежнем месте, но уже в 2015 году он исчез.

Церковь наша стоит на возвышенности. Окружал территорию храма железный забор, а какие ворота были при входе в храм!.. Внизу сторожка, потом в ней располагалась пекарня. В войну в церкви был склад госпоставок. Колхозы хранили в престолах храма пшеницу, рожь, гречу. Икон в то время уже не было в церкви. Растащили. В деревне маленький колокол повесили на столб, чтобы собирать жителей на работу, потом и он исчез, повесили железный лемех и били в него.

А уж как страшно было в Маринкино, когда шли репрессии! Раскулачили Трофимовых. Зажиточно они жили. У них была своя бойня. Привозили туда с округи скотину. Дом был хороший. Хозяина забрали, что стало с ним — не известно. У Ориши было пятеро детей и свекровь. Осталась на руках и грудная дочь. Жили во дворе, в бане соорудили нары и спали «валетиком». Потом переехали в Киржач, жили в домике в одно окошко.

  Мужчины в деревне занимались колесным ремеслом. Колесниками были Трофимовы, Ломоносовы, Чуркины. У Чуркиных во дворе впереди стоял дом, а сзади располагалась мастерская, там и работали наши мужчины. Колеса продавали в колхозы. Женщины вечерами рукодельничали, вышивали скатерти, занавески,  вязали крючком салфетки, обшивали подзорники. В школе детвора получала только  начальное обучение — 4 класса. Учительницу нашу звали Антонина Михайловна Миронычева. Она приехала из города Иваново и жила при школе в одной из комнат. Из деревни Митино приезжали и другие учителя. Школа располагалась в здании бывшей фабрики (четырехэтажное здание из кирпича).

Весело раньше гуляла молодежь вечерами, после трудового дня, и по праздникам. Гармонистами в деревне были Николай Трофимов и Иван Зотов. 

В заключение беседы Л. Ф. Сидорова сказала: «Очень приветливо ко мне работники редакции газеты «Красное знамя», приглашают на праздники, поздравляют. У них в апреле юбилей, и я их всех поздравляю с праздником».

Бережно хранит Любовь Федоровна в домашнем альбоме фотографии деревенских жителей, родных, фото коллектива с шелкокомбината и другие фотографии разных лет.

Г. КОЛЫБАНОВА.

НА СНИМКЕ: Любовь Федоровна Сидорова.

Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

206