На ответственном участке
С наборного цеха начинался процесс заполнения гранок газетным текстом, а также бланочной и другой продукции. На этот ответственный участок в 1967 году пришла Нина Ивановна Кондратьева и четверть века отдала этой нелегкой работе. До прихода в типографию Нина Ивановна десять лет отработала сновальщицей на шелковом комбинате. Уйти с крупного предприятия, где она числилась на хорошем счету и работа ей нравилась, вынудили обстоятельства. В семье родилась дочь, а на шелковом комбинате работа велась в три смены, детских яслей не было, и Нине Ивановне пришлось рассчитаться. Сестра Тамара Ивановна Фомина работала в типографии печатницей, она и предложила Нине Ивановне устроиться туда, тем более ночной смены там не было. Николай Ефимович Змеев принял молодую женщину, и вместе с мастером Валентиной Николаевной Тиханчиковой направили ее в наборный цех, ученицей к наборщице Людмиле Ивановне Столяровой.
- Была я хваткая, и вместо шести месяцев за четыре освоила все тонкости новой работы, стала трудиться самостоятельно, — вспоминала Нина Ивановна Кондратьева, — работа по набору бланков была сдельной. И я успешно справлялась с производственными задачами. Бланки набирали по буковкам, от свинца и печатной краски руки, да и верхняя одежда всегда были запачканы, но мне работа нравилась. Я не боялась никакого труда и старалась выполнять свои обязанности добросовестно. Руководство предприятия и бывшее, которое принимало меня на работу, и новое, в лице директора Николая Григорьевича Минаева и мастера Юлии Николаевны Рябцовой, меня уважало и мою фотографию неоднократно заносили на районную и областную Доски Почета.
Вскоре Нина Ивановна Кондратьева была назначена метранпажем — старшей в наборном цехе, и в ее обязанности стала входить верстка районной газеты «Красное знамя» и двух многотиражек: «Голос шелковика» и «Советская фара», позднее «Автосвет». Приходилось шевелиться как следует, ведь газеты должны были выходить по графику. Газетные тексты готовились на линотипе, а метранпажу было необходимо следить за тем, чтобы не были перепутаны строки и если случались сбои, то приводить тексты в норму и следить за тем, чтобы материалы вставали согласно макетной разметке.
Печатник высокой печати Валентин Иванович Климов очень ответственно подходил к своей работе и, если обнаруживал хоть малую недоработку наборщиц, то товарищеское замечание Нине Ивановне Кондратьевой высказывал, и она быстро исправляла её. Тесно с метранпажем работали корректоры, дежурные газеты по номерам, авторы материалов. Со всеми обнаруженными ошибками и уточнениями обращались к Нине Ивановне, и она бывало сама выковыривала тот или иной знак и заменяла новым, но чаще обращалась за помощью к линотипистке. Не раз и мне приходилось просить Нину Ивановну устранить ту или иную неточность в материале, и она никогда не предъявляла претензий, а просто выполняла просьбу. С обеих сторон, редакционной и типографской, отношения были ровными, деловыми, без всяких упреков и конфликтов. Ведь занимались одним делом — выпуском газеты на хорошем полиграфическом и художественном уровне. И взаимно отмечались в конкурсах по полиграфическому исполнению и художественному оформлению районной газеты «Красное знамя».
В 1982 году редакция районной газеты была вынуждена перейти в областную типографию. Но до 1990 года мы находились в одном здании и продолжали считать себя родственными коллективами. Работники типографии продолжали выпускать многотиражные газеты. Постепенно, одна за одной, они прекращали свое существование. К этому времени Нина Ивановна Кондратьева, перекрыв свой возраст ухода на пенсию на пять с лишним лет, рассчиталась из типографии. Чуть раньше неё покинул полиграфическое предприятие и директор Николай Григорьевич Минаев.
- Мы очень уважали Николая Григорьевича, — говорила Нина Ивановна. – Такой внимательный был к работающим. Подойдет, поговорит, поинтересуется делами, настроением. Все по-хорошему, по-доброму, от такого внимания и работать хотелось. Стабильным, дружным был в этот период наш коллектив. Все мы делами поддерживали директора, старались не подводить его.
Несмотря на возраст, Нина Ивановна выглядит превосходно. Она и за домом и огородом приглядывает, хотя сломанное бедро дает о себе знать.
- Но я не сдаюсь, — признается бывший метранпаж, — не люблю сидеть без дела. Дочка и зять у меня золотые. Ни разу от них грубого слова не слышала. Внучка закончила аспирантуру, является кандидатом юридических наук. Зовет меня ласково – «бабулька». Я очень довольна дочерью, зятем и внучкой. Они у меня все молодцы.
Об этом можно судить и по ухоженному дому, приусадебному участку, где словно по музею можно ходить и радоваться искусству хозяев. В том, что в доме мир и порядок во многом заслуга и Нины Ивановны. Такие вот добрые, старательные люди, как Нина Ивановна Кондратьева, работали в Киржачской типографии.
В. ТАЛТАНОВ.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.