Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

08.08.2016 15:13 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 55 от 05.08.2016 г.

К 85-летию Киржачской типографии

Автор: С. Кротов.
Почётный житель города Киржач и Киржачского района

Коллектив редакции газеты "Киржачский ударник" и типографии, 40-е годы

Зарождение и становление в Киржаче типографии связано с учреждением в начале 1931 года районной газеты. Первые ее номера местным партийным и советским активистам помогали выпускать Александровские газетчики и полиграфисты. Первый номер местной газеты «Ударник» вышел в свет 27 апреля 1931 года, его подписал редактор Михаил Бирюков. Изготовлен был этот номер, как и несколько последующих, в Александровской типографии. Но для такого изготовления бездорожье создавало большие трудности. Выход был один: оснастить редакцию минимумом полиграфического оборудования, набрать и научить из местной молодежи наборщиков, верстальщиков и печатников. Разместили редакцию со всем ее хозяйством в бывшем постоялом дворе на центральной улице Киржача. Пару комнат выделили семье редактора для жилья, одну комнату – под шкафы со шрифтами и полиграфическими линейками, в ней же установили чугунную печатную машину с ручным приводом. Выделили также редакции – типографии бойкую лошаденку с облегченной повозкой на лето и санями — кошелкой на зиму.

Поскольку в Киржаче своих полиграфистов не было, александровцы направили к соседям старого, многоопытного наборщика-печатника. В течение 3-4 месяцев он обучал местных смекалистых и переимчивых девчат и парней вручную разными шрифтами набирать тексты, верстать полосу, равномерно крутить ручку печатной машины. И работа в новой редакции-типографии закипела. В первые годы она шла день и ночь, потому что из-за нехватки материала или его избытка в газетной полосе образовывались «дыры», очень трудно давалось правка ошибок, от неловких движений набор часто рассыпался, и все приходилось начинать сначала. Крутить ручку печатной машины было тяжело. На помощь юным наборщикам приходили редактор и конюх. Старались так, что пот катился со лба, но к утреннему приходу почтальонов все-таки свежий номер газеты успевали выпустить. Техника и технология, что и говорить, были допотопными, тем не менее, они вызывали неописуемый восторг, и энтузиазм у грамотной молодежи: «У нас теперь есть своя газета! Мы можем печатать и распространять свои произведения!»

Таким же энтузиазмом проникались рабочие и служащие шелкоткацких светелок и кустарных текстильных фабричонок, усилием которых в районе начал складываться один из крупнейших в стране шелковых комбинатов. В одном из первых номеров районки опубликовано пылающее неподдельной гордостью письмо рабочих бывшего кустарного самоварного завода, которые по заданию из столицы сумели по образцу американской фары изготовить партию фар для новых тракторов. «Царское правительство, — с великой гордостью писали  умельцы,  — на золото покупала все, даже до таких мелочей, как булавки для скалывания бумаг. Вывозили на золото из Германии ваксу для чистки сапог. Мы же делаем свои тракторы и автомобили».

Юные киржачане, которые издавна славились умением перехватывать любое мастерство, быстро перехватили у александровских полиграфистов их навыки и стали справляться с делом самостоятельно. Придя в типографию подростком и проработав в ней более полувека, Валентин Иванович Климов получил звание «Лучший печатник Владимирской области». На областных конкурсах мастерства, проводимых управлением полиграфии и издательств, не раз призерами становились киржачские работницы-наборщицы, Юлия Николаевна Рябцева, мастер производства Валентина Николаевна Тиханчикова и другие.

При редакции районки сложился актив внештатных авторов-рабселькоров, как их тогда называли, а также литературная группа, которую возглавил преподаватель местного текстильного техникума В.П. Пономарев. Ядро лигруппы составили студенты техникума, учителя и медики. Анатолий Стефанов вскоре стал штатным корреспондентом газеты, Иван Стреков в Москве выучился на кинооператора и стал видным кинодокументалистом. Первый староста литгруппы  Виктор Семенов после войны стал кандидатом исторических наук, одним из ведущих редакторов Политиздата. За советом, как и с чего лучше начать, литгрупповцы обратились к самому в то время авторитетному писателю – к А.М. Горькому, который поправлял здоровье в Италии. Радости было до небес, когда получили от великого пролетарского писателя первое, второе, третье письмо, следом несколько посылок с книгами. По совету Горького попытались «взять бычка за рожки» — подготовить к публикации истории ведущих местных трудовых коллективов. – Не получилось. Инициаторам явно недоставало опыта, да и простой грамотности, и они кинулись учиться.

Технический прогресс до районной газеты и ее типографии доходил медленно и скупыми дозами. Но старательность и упорство местных газетчиков и полиграфистов позволяли им добиваться сносного качества газеты и призовых мест в областном соревновании.

В предвоенные годы типография, для руководства которой по настоянию очень старательного редактора С.А. Александрова выделили помощника, а затем назначили и директора, начала выпускать, кроме районки, еще две многотиражки и массу бланочной продукции. В 1962 году в ходе административной реформы Киржачский район был упразднен, районная газета переведена в г.Струнино. В 1965 году административную реформу признали неудачной и вернули районирование. Редакцию районной газеты с боем возвратили в занимаемое ранее ею помещение, заметно потеснив типографию.

Укрепив редакцию специалистами и заметно расширив ее актив, местные руководители добились, что газета стала вхожа в каждый дом и квартиру. Ее тираж увеличился в 3,5 раза, на печатание тиража уходило по 10-12 часов в сутки. Такое же напряженное положение складывалось и во всех других районах: необходимо было обновлять полиграфическую базу местных газет. Областное управление полиграфии и издательств предложило эксперимент: не модернизировать местные типографии, а все районные газеты производить в новой областной типографии. Эксперимент шел долго и мучительно, но при совершенствовании аппаратуры, обеспечивающей связь редакций с областной типографией, прижился.

Лишившись основного заказчика, местная типография значительно расширила ассортимент бланочной продукции, нашла массу заказчиков среди московских гостиниц, баз, предприятий, открыли свой магазин и начали выпуск брошюр с разными отчетами и даже авторских книг. Поскольку в старом помещении, несмотря на то, что были выполнены к нему пристройки, было тесно, редакцию переселили в другое здание. Так окончательно был произведен раздел редакции районки и местной типографии.

В 1994 году местная типография была преобразована в ОАО «Киржачская типография». С 2010 год её руководство во главе с Е.С. Федоровым сдало всю устаревшую технику в металлолом, провело коренное переустройство всех помещений и взяло курс  на изготовление полиграфической продукции с высокой степенью защищенности от подделок. С годами ОАО «Киржачская типография» расширила свои производственные возможности за с декабря 2015 года переехало в новый корпус микрорайона Старая станция.

С 2016 года предприятие – один из ведущих налогоплательщиков в районе, спонсор массы социально-культурных мероприятий. В настоящее время коллектив, насчитывающий более 200 человек, имеет современные условия для работы и быта, продолжает наращивать свои мощности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

74