Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

27.09.2016 12:12 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 69 от 23.09.2016 г.

БЫЛОЕ ВЕЛИЧИЕ «…Автосвета» ныне отражено в заводском музее

Наша история

В этом году коллектив АО «Завод Автосвет» отмечает 160-летие со дня образования предприятия. В настоящее время здесь насчитывается только восемьдесят два человека, которые, в основном, занимаются обслуживанием существующих площадей и оказанием услуг арендаторам. Производственная деятельность в АО «Завод Автосвет», которое раньше являлось практически всесоюзным и обеспечивало светотехникой все автомобильные заводы страны и многие зарубежные предприятия, несколько лет назад прекращена и о былом величии предприятия можно узнать в музее акционерного общества, который был создан в восьмидесятых годах прошлого века, но экспонаты, представленные в нем, рассказывают о достижениях предприятия с момента его организации.

Генеральный директор АО «Завод Автосвет» Максим Сергеевич Распопин любезно предоставил мне возможность побывать в стенах заводского музея, который сейчас находится в административном здании, где условия для хранения исторических экспонатов значительно лучше, чем в прежнем здании, и ознакомиться с представленными экспозициями.

Дореволюционное прошлое завода

Производственные площади медно-латунного завода размещались только в одном здании, но имелись и вспомогательные помещения. Основной продукцией в ту пору были самовары. Имели они разную форму и размеры. На стенде музея представлена целая серия самоваров от значительной емкости, для чаепития большой семьи и гостей, до обычных, для узкого круга лиц. Представлен даже самовар, изготовленный из серебра. Отличительной особенностью произведенных здесь самоваров является то, что выпускали их цельными, без каких-либо соединений по внешним сторонам.

Владельцы медно-латунного завода ревностно относились к качеству своей продукции, представляли ее на различные выставки, в том числе и за пределы Российской империи. Об этом свидетельствуют медали, изображения которых наносились на внешнюю стенку самоваров. Продукция с маркой Аленчиков и Зимин долго служила людям. Мне доводилось видеть самовар, выпущенный в 1883 году и хорошо сохранившийся до 1975 года, когда самовары сменили электрические чайники.

Первые фары

В связи с коллективизацией страны ее руководством была поставлена задача по выпуску собственными силами фар, которые приходилось закупать за рубежом. Эта задача была возложена на коллектив завода «Красный Октябрь». В 1931 году был освоен выпуск фар для трактора «Сталинец». В музее выставлен экземпляр первой советской фары. Такие фары, параллельно с автомобильными, выпускались до 1946 года.

Когда шла война народная

Специальный стенд в музее посвящен продукции, выпускаемой коллективом завода «Красный Октябрь» в период Великой Отечественной войны. Здесь выставлены образцы взрывателя мин, рожковые магазины для автоматов, фары для танков. Всего две недели потребовалось коллективу, чтобы перестроить производство на выпуск военной продукции. В отдельные периоды, когда требовалось увеличивать производство продукции для фронта, люди круглосуточно не покидали рабочих мест, лишь прикорнув на короткое время.

В музее имеется стенд, на котором значатся фамилии заводчан, погибших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Вклад в победу вносили и труженики тыла, в основном, женщины и подростки, отдававшие работе все свои силы.

Наращивая производство продукции

В послевоенный период требовалось быстро восстановить народное хозяйство, увеличить выпуск всех видов продукции. Коллектив завода «Красный Октябрь» активно переключился на выпуск мирной продукции. Год от года совершенствовался выпуск светотехники, повышались требования к качеству продукции. В музее можно проследить, как велась разработка все новых моделей фар, фонарей, подфарников, другой светотехники. Появлялись в стране новые автомобильные заводы, реконструировались действующие, и завод «Красный Октябрь» поставлял им все в больших объемах усовершенствованные изделия светотехники. Сотни видов фар, фонарей и других изделий представлены в музее, соответственно, с конструкторскими усовершенствованиями для различных видов автотранспорта.

В шестидесятых годах состоялась первая реконструкция завода, в ходе которой значительно увеличились производственные мощности предприятия. Продукция завода стала поставляться не только предприятиям внутри страны, а и во многие страны мира.

В 1976 году завод «Красный Октябрь» был награжден орденом Трудового Красного Знамени, о чем можно узнать, побывав в музее. В восьмидесятых годах была проведена вторая реконструкция завода, появилось штекерное производство. На стендах музея вижу противотуманные фары, блок-фары, объемные фигурные фонари, светотехнические изделия для автомашин современных марок таких, как «Калина», «Приора», «Шевроле Ланос» и других.

Параллельно с основной продукцией выпускали на заводе значительное количество изделий ширпотреба, которые представлены на отдельном стенде музея. Чего там только нет: подставки для посуды, фонарики, детские весы — перечисление займет немало места, и это говорит о том, что коллектив завода искал своего потребителя и стремился, чтобы продукция удовлетворяла запросы населения. В конце девяностых и начале нового тысячелетия ОАО «Завод Автосвет» являлся градообразующим предприятием и направлял в район значительные средства и помогал бюджету района сводить концы с концами.

Дружба с чехами

Целая экспозиция посвящена интернациональной дружбе с чешским заводом «Ферокс», городом Румбурк в Северной области Чехии. Происходили обмены делегациями между дружественными коллективами, обмен опытом работы. Завод «Красный Октябрь» немало сделал для приема чешских детей в летнем загородном лагере имени Матросова.

В музее хранятся альбомы, фотографии, подарки, которыми обменивались заводчане с чешскими друзьями. Совместно с чешскими специалистами разрабатывали некоторые модели светотехники.

Главное богатство завода — люди

В музее на двух больших стендах размещены толстые альбомы, в которых находятся материалы о людях предприятия, которые отмечены различными наградами. Трудно сказать, сколько тут рабочих и инженерно-технических работников, поощренных за свой ударный труд. Несомненно, здесь можно найти фотографию и короткое изложение биографии одного из первых конструкторов завода Виктора Федоровича Зинина, который более полувека возглавлял отдел главного конструктора и внес неоценимый вклад в совершенствование светотехники, выпускаемой на предприятии. Именно он предложил создать музей истории завода. Безусловно, отмечена деятельность бывшего секретаря парткома завода Федора Алексеевича Деревщикова, который немало сделал для предприятия и добровольно ушел на фронт, защищать родное Отечество. Полвека отдал родному заводу бывший шлифовщик, наставник молодежи, удостоенный звания Героя Социалистического Труда Михаил Иванович Кирсанов, орденом Ленина отмечен труд сборщицы Александры Ивановны Латковой. Усилия коллектива много лет направлял Василий Павлович Федоренко, награжденный рядом орденов и медалей. Среди орденоносцев в альбомах трудовой славы значатся заместитель главного конструктора Иван Александрович Майоров, ветеран войны и труда Михаил Федорович Добров, секретарь парткома Василий Иванович Чикалев, токарь Геннадий Иванович Карпов и его жена, сборщица Нина Ивановна Карпова и многие другие. Невозможно перечислить всех, внесенных в альбомы трудовой славы, ибо их многие сотни, если не тысячи.

- Это наше главное богатство, — говорит генеральный директор АО «Завод Автосвет» Максим Сергеевич Распопин, открывая один из альбомов трудовой славы заводчан.

Отзывы посетителей музея

Книгу отзывов открывает вступление бывшего генерального директора ОАО «Завод Автосвет» Василия Павловича Федоренко, который говорит, что данная книга очень важна для музея, да и предприятия, в ней найдут место высказывания посетителей о работе коллектива завода. В Книге отзывов много записей и коллективных, и индивидуальных посетителей музея. В частности, делегация из института МАМи, которую волнует то, что такое предприятие прекратило свое существование, высказали пожелание «сохранить хотя бы музей, посетив который можно воссоздать всю деятельность коллектива крупного предприятия». Свои записи в Книге отзывов оставили студенты других учебных заведений, делегации учащихся школ. Есть отзывы посетителей музея из-за рубежа, в частности, из Чехословакии и других стран Европы. Во всех отзывах высказывается благодарность устроителям музея, руководству предприятия и коллективу завода за большую работу по совершенствованию светотехники, а также за предоставленную возможность посетить музей и осмотреть исторические экспонаты, которые разрабатывались и воплощались в жизнь коллективом завода.

Здесь все «дышит» историей

Мне приходилось раньше бывать в действующих цехах и отделах Краснознаменного предприятия. Грохот мощных прессов, шум другого оборудования давили на уши, и за производственной кутерьмой оставались в памяти заготовки будущей продукции, которые, просуществовав довольно короткое время, заменялись на новые. Процесс обновления продукции на предприятии шел постоянно. В экспериментальной мастерской едва успевали осуществлять разработки специалистов конструкторского отдела. Изменения в технологический процесс вносили технологи, большой отряд рационализаторов. И весь громадный труд многотысячного коллектива сосредоточен в музее АО «Завод Автосвет». Здесь представлены продукция, документы, заводские реликвии за сто пятьдесят пять лет существования предприятия. Сама история открывается перед посетителями. Нынешнее руководство АО «Завод Автосвет» заботится о музее, дорожит его экспонатами. И с удовольствием открывает двери музея перед желающими прикоснуться к истории знаменитого в былую пору предприятия. Конечно, чтобы глубоко познать деятельность коллектива численностью в пять с половиной тысяч работающих, нужно провести в заводском музее не одну неделю. Здесь около полутора тысяч экспонатов, и каждый имеет свою историю, авторов разработок, принадлежность к той или иной марке автомобиля, период выпуска. Все величие медно-латунного завода, начавшего новую жизнь в начале тридцатых годов под названием «Красный Октябрь» и завершившего свою легендарную деятельность в качестве открытого акционерного общества «Завод Автосвет», сосредоточено в бережно сохраняемом ныне заводском музее АО «Завод Автосвет». Существующий музей — прекрасная школа для молодого поколения, которое мы хотим видеть грамотными патриотами своей Родины. А Родина начинается с достижений прошлого.

В. ТАЛТАНОВ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

226