Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

24.01.2017 12:34 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 20.01.2017 г.

Деревня - прежде всего

Начальник ансамбля – художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант, главный военный дирижер страны Валерий Михайлович ХАЛИЛОВ погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе в Сочи самолёта Минобороны России, направлявшегося в Сирию. Всего погибли 92 человека.

(отрывок из интервью В. М. Халилова радио «ВЕРА»)

К. Мацан:

- Путь человека к вере и в вере – это всегда этапы какие-то, встречи, книги, повороты судьбы, которые постепенно нас поворачивают все больше и больше к Богу. Даже если человек пришел в церковь в детстве, все равно он потом проходит какие-то свои вехи, открытия делает для себя даже на этом, казалось бы, с детства ему знакомому пути. Какие этапы Вы могли бы выделить на своем пути? Что для Вас было важным?

В. Халилов:

- Хороший вопрос. Деревня, прежде всего — Владимирская область, Киржачский район, деревня Новинки. Бабушка моя, Пелагея Сергеевна, которая, кстати, там и родилась, и прабабушка моя там родилась, во Владимирской области, и похоронена она там. И мама моя там родилась – Виноградова Клавдия Васильевна. Меня крестили, когда я был в четырехлетнем возрасте. Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще, я был такой полненький, толстенький, и уже был, так сказать, осознанным человеком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность, что отец работал, а я был в деревне, бабушке говорит: «Давай покрестим, пока отца нет». Но папа не то чтобы был против, но знаете, как в те времена?

К. Мацан:

- Могли бы и санкции последовать…

В. Халилов:

- Об этом и речь. Он был армейским офицером, дирижером, как и мой брат, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может, мама и опасалась, что если узнают, то могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я этот момент очень хорошо помню… Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так – изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

К. Мацан:

- Ничего себе.

В. Халилов:

- Да, честно говоря, я это очень хорошо помню. Я был крещен в четыре года, и когда в сенях спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на ней, но меня каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, сопровождала эта картина, когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне, в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времена, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших домах забрали… Тогда вот такое было безобразие, эта икона тоже пропала.

Кроме того, у нас деревня такая живописная, такая потрясающая, небольшая, патриархальная, что не верить во что-то там небесное просто невозможно при ее красоте. Я воспитывался в таком раю деревенском: запахи, птицы, поля, луга потрясающие, речушка рядом с домом прямо течет с серебряной водой. Я не бегал никогда в деревню, все время были на реке, мы никогда не ходили пить воду из колодца. Мы пили из реки воду. Это точно. Рукой ловили пескарей, потом этих пескарей жарили сами.

К. Мацан:

- Потрясающе.

В. Халилов:

- Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня русскость заложена этой деревней. Я не знаю, как еще…

К. Мацан:

- Какое-то постижение Бога через красоту его творения.

В. Халилов:

- И не только я. Такой же у меня брат, такая же у меня сестра, которая без этой деревни жить не может. И многие мои соратники, сверстники, которые в деревне воспитывались, они и сейчас в деревню приезжают, их любимое место – эта деревня, потому что так воспитывались. Эти пироги из печки, эти грозы (несколько раз видел шаровые молнии, прямо трещали передо мной). Эти стада, запах после того, как стадо пройдет – это все настолько будоражило воображение, и сейчас, когда этот запах удается найти где-то, сразу раз – туда пропадаешь, в прошлое. Это цветущее, запашное, потрясающее. Это, наверное, все подвигло меня к вере в Бога…

По словам брата Валерия Халилова – Александра, ему хотелось быть похороненным именно в этой деревне Новинки Киржачского района Владимирской области, рядом с прабабушкой.

Сайт «Вера».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

31