Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

26.01.2017 14:05 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 24.01.2017 г.

Бесценная жемчужина на рыночных задворках

Российский закон за каждым признает «право на доступ к культурным ценностям», но и каждому вменяет в обязанность заботиться об их сохранении. Однако неразумные дети родной земли, ослепленные жаждой сиюминутной наживы, пользуясь правом, пренебрегают обязанностью. Печальный пример тому являет сегодня Киржачский Благовещенский монастырь – национальная святыня и уникальный историко-архитектурный ансамбль, признанный государством памятником федерального значения.

Киржачский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в середине XIV века заложил великий русский святой Сергий Радонежский. Тот факт, что он лично основал четыре монастыря и лишь в двух из них – Троицком на Маковце (ныне Троице-Сергиева лавра) и Благовещенском на Киржаче – подвизался как настоятель, делает последний уникальным не только для Владимирской, но и для всей Русской земли. Четыре года святой подвижник трудом и молитвою созидал свою Киржачскую обитель. За это время им был ископан сохранившийся до наших дней источник, выстроены храм и братские келии. Устроение Благовещенского монастыря продолжил преподобный Роман Киржачский – ученик и сподвижник Великого Аввы. Благодаря славе своего основателя монастырь на Киржаче пользовался особой любовью простого народа и покровительством великих князей, царей и бояр. Вскоре он стал одним из крупнейших в Северо-Западной Руси и вторым из четырнадцати монастырей, приписанных к Троице-Сергиевой лавре.

Сегодня Киржачский монастырь представляет собой не только святыню, но и уникальный архитектурный ансамбль, который на протяжении шести веков создавал самобытный творческий гений русских зодчих. В конце XV – начале XVI веков ими возводится первый в монастыре каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором явно прослеживаются самобытные черты московского зодчества. Вслед за ним в XVI веке в память о духоносном основателе обители строится храм преподобного Сергия, иконостас которого украсили иконы, написанные царским иконописцем Симоном Ушаковым и его учениками. В XVII веке монастырь становится родовой усыпальницей бояр Милославских – они ставят в нем храм Всемилостивого Спаса, который представляет собой крайне редко встречающийся в наше время тип церквей «иже под колоколы». В XIХ веке древний монастырский комплекс дополняет храм Всех святых с величественной колокольней, возведенный киржачскими купцами Соловьевыми по проекту известного в России владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Прекрасно вписанный в природный ландшафт, киржачский архитектурный ансамбль, по мнению специалистов, представляет собой «редкую изюминку древней Руси», «очень много дающую для понимания русского искусства XVI – XVII веков».

Благовещенская обитель святых отцов Сергия Радонежского и Романа Киржачского всегда была хранима Богом и оберегаема людьми, понимавшими ее исключительную ценность. В XVIII – XIX веках, после упразднения монастыря указом Екатерины II и превращения его храмов в приходские, заботу о них взяли на себя простые киржачане, среди которых особым попечением отличился купеческий род Соловьевых. В ХХ веке, в тяжелые для Церкви богоборческие времена, монастырские храмы спасали известные ученые и специалисты нашей страны. Их стараниями они были взяты под охрану государства как памятники истории и культуры. И хотя местная власть пустила Сергиевскую церковь XVI века на щебень, а часовню над Сергиевым источником и древнюю монастырскую стену XVII века – на кирпич, другие уникальные строения древних зодчих благодаря вмешательству охранных организаций сохранились до наших дней.

Возрождение…

В начале 90-х годов ХХ века древние храмы поруганной и разоренной Киржачской обители были возвращены верующим. В 1995 году в ней возобновилась монашеская жизнь, и началось многолетнее и многотрудное восстановление.

Монашествующие получили монастырь в крайне плачевном состоянии. Благовещенский собор официально признавался аварийным. Спасский храм рассекала огромная трещина, грозившая зданию серьезными деформациями. В усыпальнице бояр Милославских красовалась глубокая лужа. Всехсвятский храм и колокольню облепляли инородные хозяйственные пристройки хлебокомбината, размещавшегося в них в советское время. Старый келейный корпус буквально рассыпался на части.

Вся тяжесть трудов по восстановлению святыни и национального памятника легла на хрупкие плечи немногочисленных насельниц и их добровольных помощников. Благодаря их усилиям за минувшие 20 лет монастырь чудесным образом преобразился. Сегодня полностью отреставрирован древний Благовещенский собор. В его подклете устроен новый храм, освященный в честь преподобного Романа Киржачского. Собор и оживший Спасский храм опоясала новая галерея. Над монастырем и городом, как и век назад, красуется прекрасная ажурная колокольня храма Всех святых, а сам храм, освобожденный от пристроек, обрел новые купола и увенчался крестами. Над возобновленным источником преподобного Сергия встала новая – взамен разрушенной – часовня. Исторические строения органично дополнили современные, спроектированные опытными владимирскими архитекторами. Обитель заново огорожена и благоукрашена и недавно вновь открыла миру свои центральные – Святые – врата.

Хотя архитектурный комплекс древнего монастыря и восстал из руин, его внешний облик все еще сильно искажен. С восточной стороны его закрывают здание суда и магазины, с южной – школьный спортзал и рынок. Западную панораму обители уродуют трубы открытой теплотрассы и перекрывают школьные здания, возведенные на исторической территории монастыря в советское время.

Насельницы монастыря делают все возможное, чтобы исправить это положение и вернуть обители вид, максимально близкий к историческому. Они также озабочены тем, чтобы обустроить прилегающую к ней территорию подобающим святыне и памятнику образом. Для этого они на пожертвованные средства выкупили и расчистили два участка, относящихся к исторической территории древнего монастыря. На одном из них после переноса коммуникаций и археологических раскопок планируется воссоздать разрушенные в 30-е годы прошлого века Сергиевский храм и восточную часть древней монастырской стены.

Возвращению Киржачскому монастырю его былого благолепия много содействует губернатор Владимирской области Светлана Юрьевна Орлова. Она неоднократно посещала обитель и помогала решать вопросы, связанные с ее благоустройством. В первый же свой приезд в монастырь она обратила внимание на особо уродующие его облик строения – водонапорную башню 50-х годов, мясную лавку и рынок. Благодаря настойчивости губернатора первые уже снесены. А вот решение вопроса о рынке сильно затянулось.

…и новое поругание

Рынок у святых врат Благовещенской обители появился в лихие 90-е с разрешения главы местной администрации, выданного ООО «Поиск». Закон прямо запрещал застройку этой территории, поскольку она входит в охранную зону памятника федерального значения, где всякое новое строительство государством категорически табуировано. Однако это не смутило предприимчивого предпринимателя. Вскоре, не оформляя обязательную исходно-разрешительную документацию, он выстроил здесь здание рынка. Несмотря на то, что застройщик грубо попрал закон, местная власть ввела это здание в эксплуатацию. Спустя десять лет предприниматель оформил его в собственность.

Рыночную торговлю, развернутую у стен уникального историко-архитектурного памятника и действующего монастыря, многие киржачане сочли неуместной, а верующие – и вовсе кощунственной. Его насельницы и прихожане неоднократно обращались в Киржачскую администрацию с просьбой перенести рынок и снести незаконный самострой, но, несмотря на очевидную справедливость своих требований, получали лишь формальные отписки.

Почти 20 лет дело не сдвигалось с мертвой точки, пока, наконец, за многострадальный памятник-монастырь не вступилась губернатор Светлана Юрьевна Орлова. По ее распоряжению Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия, действующая при администрации Владимирской области, изучила ситуацию и пришла к выводу, что здание рынка, как и два других – склада и мазутного хозяйства, выстроенных на месте разрушенной монастырской стены в советское время, должны быть демонтированы как незаконно возведенные в охранной зоне памятника федерального значения, а также как диссонирующие с обликом памятника и создающие препятствия для его реставрации.

Владельцы рынка проигнорировали заключение государственной охранной организации, и дело было передано в суд. Здесь на защиту памятника единым фронтом выступили администрация города Киржача, «Росимущество», Владимирская и Александровская епархии и упомянутая выше Госинспекция. Но застройщики не сдаются. С достойным сожаления упорством эти русские люди борются за возможность получать сиюминутную прибыль ценой попрания бесценного наследия своих отцов. При виде этого на ум невольно приходят слова Александра Сергеевича Пушкина: «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим».

Сохранение памятников архитектуры –

это сохранение не прошлого, а будущего нации

Возможно, кто-то подумает, что это всего лишь очередная банальная история борьбы за собственность. Но это не так, поскольку в данном случае речь идет не просто о недвижимости, а о религиозной святыне и памятнике архитектуры общенационального значения.

Вряд ли нужно говорить о том, что значит «святыня». Но пояснить, что такое «памятник архитектуры», на фоне происходящего явно не лишне. Не полагаясь на собственные дилетантские суждения, приведем мнение специалиста, благодаря которому мы сегодня имеем возможность любоваться не только Благовещенским монастырем в Киржаче, но и белокаменными соборами во Владимире и Юрьев-Польском, церковью Покрова на Нерли, Суздалем с его Спасо-Евфимиевым и Покровским монастырями и многими другими шедеврами древних зодчих Владимиро-Суздальской и Московской земли.

В беседе, состоявшейся несколько лет тому назад во Владимире, выдающийся архитектор-реставратор, академик Игорь Александрович Столетов, рассказывая о реставрации Киржачских монастырских храмов, проведенной под его руководством в начале 60-х годов, заметил, что эти храмы, как и другие памятники древнерусской архитектуры, – «это Русь настоящая, цельная, это элемент жизни народа». «Ведь это не только созданные нашими предками какие-то здания, это определенные духовные состояния. В этих зданиях сохранилось зримо, ощутимо – вот, можно потрогать! – то, каким был народ, как он жил, что ценил, начиная с возникновения Руси в Х веке». По его словам, «в памятники древние русские зодчие заложили свое понимание не только красоты и уникальности нашей природы, но они заложили и свое понимание самого человека. И это их понимание составляет основу понимания русского народа как такового».

«Древние города и древние памятники, – утверждал Игорь Александрович, – это ценность вечная», потому что они доносят до нас «ауру этого понимания этих древних людей, более чистых в своем отношении к жизни и природе», чем мы. Эта ценность не в том, что «какой-то древний дядька положил два кирпича», а в том, что уровень древних зодчих, их интеллект, их эрудиция были настолько высоки в русском понимании, что они создали символы, которые и сегодня работают – работают! – если их не губить. Это касается и Киржача, касается и Покрова на Нерли, касается и еще много чего».

«Счастливы, – говорил Игорь Александрович – жители города, в котором есть такой памятник». Из своего огромного опыта он знал, что очень важно, каким является город, потому что «город очень влияет на то, какой человек в нем вырастает, какие люди в нем живут, и на тот образ города и жителей, который город оставляет у тех, кто приезжает в него». На его взгляд, «город, где нет памятников, пустой и обезличенный». А обезличенный город обезличивает и живущих в нем людей. «Если город не интересен, разломан, если в нем царит атмосфера небрежения к духовной, культурной стороне его, если в нем на месте исторических зданий строятся панельные дома или рынки, то там и люди другие».

Выдающийся реставратор считал памятники «богатством великим» и призывал их хранить. «Они так много несут в себе элементов «русскости», – говорил он, – что кое-как с ними обращаться не надо. Памятники, стоящие по Руси, – это ее изюмины, без которых ее нет. Поэтому их сохранение – это сохранение не прошлого, а будущего нации».

Духовные символы и доминанты современного Киржача

Большая часть архитектурно-ландшафтного комплекса Киржачского монастыря уже восстановлена. Но работает ли он сегодня как памятник в том смысле, какой имел в виду академик Столетов? Живет ли он вместе с народом и для народа? Выполняет ли он свою функцию символа изначальной «русскости»? Увы, только отчасти, и лишь благодаря насельницам, ежедневно открывающим ворота монастыря и двери храмов, за которыми каждый желающий может припасть к своим национальным истокам и пережить духовную мощь и красоту святой Древней Руси.

Но вне монастырских стен у людей этой возможности по-прежнему нет. Здесь работающим символом является не древний монастырь с его духовной чистотой и красотой, а уродливый рынок, прилепившийся к нему вопреки эстетическому чувству, здравому смыслу и государственному закону. Имея великое богатство – чудную жемчужину, город ею не украшается. Как створками раковины, скрыта она от людей корявыми рыночными строениями. Натыкаясь на них взглядом, они не могут прикоснуться к ней душой, не могут насладиться ею и испытать на себе ее благотворное влияние.

Для киржачан, чей город произошел от Благовещенского монастыря, это двойное попрание своих основ – национальных и родовых. Уроженец Киржачской земли, известный археолог Дмитрий Александрович Крайнов, называя монастырь «пуповиной Киржача», тем самым указывал не только на происхождение города, но и на питающую его духовную связь с произрастившей его древней обителью. Их живое единство проявлялось как в том, что среди горожан всегда было немало потомков тех, кто строил и трудился в монастыре, так и в том, что сам город формировался благодаря монастырю и под его влиянием. Как бы город ни застраивался, монастырь всегда оставался его духовным и градостроительным центром, воздействуя на жителей как городская доминанта, обращенная к небесам. И лишь в ХХ веке эта естественная живая связь была насильственно прервана.

Сегодня у киржачан есть возможность вновь припасть к своим родовым истокам, а у России – обрести великую святыню и уникальный национальный памятник. Для этого надо лишь заново явить их миру. О том, как этого добиться, еще несколько лет назад академик Столетов сказал: «Если мы хотим сохранить… дух древней Руси, Киржачскому монастырю надо максимально возвращать изначальный вид. Если жители Киржача все-таки считают его ценностью для своего города, застраивать прилегающее к нему пространство никак нельзя – только очищать. Надо убрать рынок, убрать все, что можно. Убрать и — всё».

Вернуть наследникам наследство

В эпоху рыночных реформ в нашей стране с неизбежностью возобладали индивидуализм, личная корысть и презрение к нравственным и юридическим нормам общественной жизни. Но сегодня времена меняются. Мы начинаем вспоминать, что мы – единый народ, и что без этого единства нам не выжить.

Наши историко-архитектурные памятники, являющиеся частью национального культурного наследия, напоминают нам, кто мы, откуда произошли и без чего, не изменив самим себе, жить не можем. Они не дают нам забыть, что все мы – русские. Они осязаемо возвращают нам дух нашего народа, его нравственное здоровье, красоту и силу.

Но если памятники поддерживают самосознание и духовную крепость целой нации, то нельзя допускать к ним корыстного, частно-собственнического подхода. Не частные капиталы и их обладатели должны определять отношение к ним, а национальные интересы.

Это понимают владимирский губернатор и киржачские градоначальники, понимают многие киржачане и насельницы монастыря. Надеемся, что это наконец поймут и собственники рынка. Ведь и они, прежде всего, русские люди – дети своего народа и своей страны, и лишь потом – предприниматели.

Академик Столетов говорил, что «всю жизнь отдает свой сыновний долг родному городу». Отдадим и мы свой Киржачскому монастырю – прекрасному творению наших предков, которое не дает нам потерять себя и Россию. Сохраним и передадим его нашим детям!

Наталья МИХЕЕНКО.

Комментарии (1)

  • Skrylev_Vladimir_1973, 13.02.2017 00:01 #

    Спаси Господи за Прекрасную статью.

    Лицо нашего города — это Свято-Благовещенский монастырь, а не пятерочки, магниты, Дикси, рынки и т.п., их сейчас в переизбытке. Магазинов стало настолько много, что я ,коренной житель Киржача, многих просто не посещал, одно и тоже и в огромном количестве....

    Въезжая в Киржач по  эстакаде , первое что мы видим над просторами города, это колокольни Никольского Храма и Свято Благовещенского монастыря. Дальше проехав через реку Киржач с её прекрасными видами, наш взор опять падает на Храм Всех Святых Свято-Благовещенского Монастыря и поднимаясь в гору , видя безобразие у стен монастыря, понимаешь, что далеко не то, чего достойна Градообразующая Святыня твоей Родины да и Святыня Руси Православной.

    Надо понимать, что молчать и на какого-то надееться бессмысленно , только в наших руках судьба нашего города...

    Спаси Господи .

    Да Хранит Всех Господь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

160